Last updated on 21.04.2020
Накануне 150-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина все мыслящие люди ещё раз убеждаются в научной состоятельности и правоте его учения. Все характеристики капитализма и его высшей стадии – империализма (который сейчас именуется глобализмом, элитаризмом) ярко проявляются в нашей реальной жизни.
Конечно, Ленин жил и творил в условиях начала 20 века, сейчас многое изменилось, но основополагающие идеи и истины марксизма-ленинизма верны для анализа современности.
Сегодня в массовом искусстве (особенно в кино) популярен жанр фантастики, виртуальности, погружения в иные времена. Не прибегая к этому, всё же попробуем представить, чтобы нам ответил Ленин на некоторые вопросы и проблемы сегодняшней эпохи. А ответы поищем в его трудах с ссылкой на номер тома и страницу из его полного собрания сочинений (ПСС).
- Дело Великой Октябрьской социалистической революции было уничтожено в 1991 году, эпоха социализма и Советской власти была завершена. О причинах написано много, но можно ли это было предположить в теории во время Ленина?
— Представить себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперёд, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно. (ПСС, т. 30, с. 6).
— Не бояться признать поражения. Учиться на опыте поражения. Сила наша была и будет в том, чтобы совершенно трезво учитывать самые тяжёлые поражения, учась на их опыте тому, что следует изменить в нашей деятельности. (т. 44, с.43).
- Советскую державу – СССР предала и погубила партийно-государственная номенклатура, бюрократическая элита, оторвавшаяся от народа, в союзе с внешним врагом.
— Можно прогнать царя, — прогнать помещиков, — прогнать капиталистов. Мы это сделали. Но нельзя «прогнать» бюрократизм… Можно лишь медленным, упорным трудом его уменьшить (т.52, с.193)
— Самый худший у нас внутренний враг – бюрократ (т.45,с.15).
— Вся работа всех хозорганов страдает у нас больше всего бюрократизмом. Если что нас погубит, то это. (т.54,с. 180).
- Время революционного перехода от империализма к социализму в мире затянулось. Какова причина этого?
— Империализм есть отживающий, но не отживший капитализм, умирающий, но не умерший (т.32,с.145).
— Империализм есть эксплуатация сотен миллионов зависимых наций малым числом богатейших наций. Отсюда возможность… господства (т.30, с.386).
— Реформы – суть уступки, получаемые от господствующего класса, при сохранении его господства (т.39,с.113).
— Когда большинство народа не хочет, потому что ещё не понимает, взять власть в свои руки, тогда меньшинство, как бы оно революционно и умно не было, не может навязать своего желания большинству народа (т.32,с.50).
- Уже три десятилетия Россия идёт по пути олигархического капитализма. Возможен ли у нас переход к социализму?
— Каждый общественный строй возникает лишь при финансовой поддержке определённого класса (т.45,с.371).
— Собственность разъединяет и превращает людей в зверей (т.41, с.356).
— Без привлечения… новых слоёв народа, без пробуждения активности широких масс, доселе спавших , ни о каком преобразовании не может быть и речи (т.36,с.154).
— Цель и сущность социализма: переход земли, фабрик и пр. вообще всех средств производства в общественную собственность (т.4,с.263).
— Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией (т.6,с.25).
— Абсолютно безвыходных положений не бывает (т.41,с.288).
- На начало 21 века несколько стран сохранили социалистический выбор. Особенно впечатляют успехи Китая. Но там при руководящей роли компартии в стране активно работает частный капитал, как в России во времена НЭПа.
— Социализм немыслим без крупнокапиталистической техники, построенной по последнему слову новейшей науки, без планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов (т.36, с.300).
— Кто достигнет в этой области наибольших результатов, хотя бы путём частнохозяйственного капитализма.. без прямого превращения этого капитализма в государственный капитализм, тот больше пользы принесёт делу… социалистического строительства, чем тот, кто будет «думать» о чистоте коммунизма, писать регламенты, правила, инструкции… но практического оборота не двигать.
Это может показаться парадоксом: частнохозяйственный капитализм в роли пособника социализму? Но это нисколько не парадокс, а экономически совершенно неоспоримый факт… Поменьше спора о словах… побольше разнообразия в практическом опыте и побольше изучения его (т.43,с.233).
- Ныне некоторые обвиняют Ленина, что он «заложил атомную бомбу под СССР», настояв на праве республик на самоопределение вплоть до отделения от Союза ССР, что и сработало в 1991 году.
— Отделение вовсе не наш план. Отделения мы не проповедуем. В общем мы против отделения. Но мы стоим за право на отделение… (т.48,с. 235).
— Мы хотим добровольного союза наций, такого союза, который бы не допускал никакого насилия одной нации над другой – такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства на вполне добровольном согласии (т.40,с. 43).
— Где Советская власть, там нет места национальному угнетению (т.42,с.357).
- Сегодня против России со стороны Запада объявлена экономическая, информационная, психологическая война, и усилилась угроза полномасштабной войны.
— Нельзя понять данной войны, не поняв эпохи (т.49, с.287).
— При капитализме и, особенно в его империалистической стадии, войны неизбежны (т.26,с.165).
— Побеждает на войне тот, у кого больше резервов, больше источников силы, больше выдержки в народной толще (т.39, с. 237).
— Буржуазия предаст родину и пойдёт на все преступления, лишь бы отстоять свою власть над народом и свои доходы (т.34, с.146).
- В России планируется всенародное голосование по поправкам в Конституцию страны. Народу обещают от этого улучшение жизни.
— Крупная буржуазия… всегда будет одной рукой брать конституцию (для себя), а другой – отбирать права у народа или противодействовать расширению прав народа. Крупная буржуазия не может не стремится к Конституции, обеспечивающей привилегии крупной буржуазии (т.11, с.201).
— Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов (т.23, с.47).
— Так называемая «современная демократия» представляет из себя не что иное, как свободу проповедовать то, что буржуазии выгодно проповедовать, самые реакционные идеи, религию, мракобесие, защиту эксплуататоров (т.45, с.28).
- На это направлены силы государственных и частных средств массовой информации?
— «Свобода печати» буржуазного общества состоит в свободе богатых систематически, неуклонно, ежедневно в миллионах экземпляров обманывать, развращать, одурачивать эксплуатируемые и угнетаемые массы народа, бедноту (т.34, с.210).
- К сожалению, многие верят официальной пропаганде, очень пассивны в общественно-политической жизни и порой равнодушно относятся к борьбе за улучшение своего положения.
— Кто стоит вне партий, тот тем самым, хотя бы против своей воли и помимо своего сознания служит интересам господствующей партии (т.10, с.210).
— Равнодушие в борьбе отнюдь не является… на деле отстранением от борьбы, воздержанием от неё или нейтралитетом. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует (т.12, с.137).
— Раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает своё рабство… такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения, холуй и хам (т.26, с.108).
- В нападках на коммунистов всегда используются факты жестокости и насилия в процессе революции, гражданской войны и в последующие десятилетия.
— Мы не боимся наших ошибок. От того, что началась революция, люди не стали святыми. Безошибочно сделать революцию не могут те трудящиеся классы, которые веками угнетались, забивались, насильственно зажимались в тиски нищеты, невежества, одичания (т.37, с.61).
— Революционная диктатура пролетариата есть насилие против буржуазии; необходимость же этого насилия в особенности вызывается…тем, что существует военщина и бюрократия (т.37, с.247).
— В условиях неслыханных экономических трудностей нам пришлось проделать войну с неприятелем, превышающим наши силы в сто раз; понятно, что пришлось при этом идти далеко в области экстренных… мер, дальше, чем нужно, нас к этому заставляли (т.45, с.100.
— В нашем идеале нет места насилию над людьми (т.30, с.122).
- В вопросе религии Ленин оставался атеистом, хотя был крещен, по Закону Божьему в гимназии имел отличную оценку, жертвовал на храм, венчался в церкви.
— Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порождённых тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнётом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу (т.48, с.232).
— Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит «лишения» и несёт «тяжёлые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая (т.6,с. 265).
- В современной науке есть тенденции к доказательствам существования Бога, сверхъестественных сил.
— Ожидать беспристрастной науки в обществе наёмного рабства – такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала (т.23, с.40).
- Православие учит, что пока не изменится сам человек, его духовный, морально-нравственный уровень, никакой общественный строй не будет справедливым, благодатным для людей. И оно тоже против многого протестует.
— Производственный порядок обусловливает социальные, политические и чисто духовные процессы жизни (т.1, с.135).
— Христианство из морали сделало Бога, создало морального Бога (т.29, с.56).
— Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда… (т.41,с.313).
— Полагаться на убеждённость, преданность и прочие душевные качества – это вещь в политике совсем не серьёзная. Превосходные душевные качества бывают у небольшого количества людей, решают же исторический исход гигантские массы, которые, если небольшое число людей не подходит к ним, иногда с этим небольшим числом людей обращаются не слишком вежливо (т.45, с.94).
— Выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития (т.4,с.228).
- Современный громоздкий, забюрократизированный и коррумпированный чиновничий аппарат управления вызывает негодование людей, требующих своевременного и чёткого исполнения их нужд, честного служения.
— Только бы в бумагах было всё в порядке, а больше ни до чего нет дела чиновнику, который стремится лишь получать своё жалование и выслуживаться перед начальством (т.4,с.275).
— У карьеристов нет никаких идей, нет никакой честности (т.38, с.199).
— Руководитель государственного учреждения должен обладать в высшей степени способностью привлекать к себе людей и в достаточной степени солидными научными и техническими знаниями для проверки их работы. Это как основное (т.45,с.351).
— Масса должна иметь право выбирать себе ответственных руководителей. Масса должна иметь право сменять их, масса должна иметь право знать и проверять каждый самый малый шаг их деятельности (т.36,с.157).
- Сегодня на человечество надвигается глобальный кризис, прологом к которому стало появившиеся якобы естественным путем опасная эпидемия. Какой можно сделать вывод на будущее? Изменились формы, последовательность, картина отдельных кризисов, но кризисы остались неизбежной составной частью капиталистического строя (т.17,с.21).
— Куда ни кинь – на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно. Мешает капитализм. Он накопил груды богатства – и сделал людей рабами этого богатства (т.24,с.17).
— Вне социализма нет спасения человечеству от войн, от голода, от гибели ещё миллионов и миллионов людей (т.31, с.130).
Подборка Н.Федорова. п. Вейделевка.