Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Заметки на полях конституции

Слово «конституция» в заголовке должно быть с заглавной буквы, но после глумления, продемонстрированного так называемым «голосованием по одобрению изменений», уважение и доверие к основному закону государства мало у кого осталось. Можно сколько угодно с телеэкрана и страниц провластных СМИ рассказывать о чуть ли не стопроцентной явке и единодушном одобрении – но люди знают, как было на самом деле.

Всенародный социологический вопрос длился целую неделю и проходил по юридически неясной процедуре, не регулируемой избирательным законодательством. Политические партии могли направить своих наблюдателей только через общественную палату, а не самостоятельно, как во время выборов. Досрочное голосование проводилось импровизированно в песочницах, багажниках машин, скамейках и остановках, якобы для соблюдение противоэпидемических мер.

Было принято решение проконтролировать процесс в качестве официально аккредитованных представителей СМИ. От газеты «Слово коммуниста» аккредитованные корреспонденты работали в Белгороде и Старом Осколе, кроме того, комсомольцы представляли и другие белгородские издания.

Корреспонденты Анатолий Ярцев, Дмитрий Богданов и Дарья Цевменко рассказали, как 1 июля они наблюдали за процессом голосования на избирательных участках Белгорода и Яковлевского района.

Знал ли хоть кто-то порядок голосования?

На участках в Белгороде процедура была относительно прозрачной: вывешены листы с явкой, велось видеонаблюдение, все урны были на виду. Единственное, что бросилось в глаза – на каждом участке на входе были разложены газеты партии «Единая Россия», которые сотрудники УИКов вежливо предлагали избирателям. На УИК №143 одна из урн для голосования вне помещения была не опломбирована, что является нарушением.

На участке №1231 в Шопино Яковлевского района, по словам председателя УИК Елены Ерёминой, «на 11 часов утра явка составляла 27 человек, из них на дому проголосовали двое. Общая явка за неделю сейчас 79%».

При этом в урне для голосования визуально было больше бюллетеней, чем заявила председатель. Также сейф был спрятан за кулисами, в кабинках для голосования не было штор, отсутствовал лист явки на каждые 2 часа, а сейф-пакеты с бюллетенями досрочного голосования не были выложены в зону всеобщей видимости. Все это также являлось нарушениями. Мы задали вопрос по поводу агитационных газет «Единой России» и предложили рядом разместить «Слово коммуниста». Председатель ответила нам так:

— Нам в администрации дали, сказали людям раздавать там про Конституцию написано. Мы не знали, мы все уберем, — удивилась Елена Ерёмина.

Газеты действительно убрали, и мы отправились на участок №1230 в Терновке. Там все члены избирательной комиссии были одеты в полный «коронавирусный комплект», агитационных газет на входе не было. Мы снова обратили внимание на то, что нет явочного листа, а сейф спрятан на сцене за закрытыми кулисами.

Лист явки повесили прямо при нас, открыли шторы с комментарием:

— Мы думали, что его нужно прятать от глаз. Это же сейф,- пояснила одна из сотрудниц УИКа.

Стоит отметить, что ни один наблюдатель ни на одном избирательном участке не вел подсчет явки и не указал сотрудникам на процедурные нарушения. Во время беседы с корреспондентами наблюдатели говорили о том, что они контролируют соблюдение противовирусных мер, а задачи о контроле над явкой и нарушениями им никто не ставил.

Наши представители СМИ наблюдали за подсчетом голосов в УИК №1231 в Шопино и УИК №1230 в Терновке. Один из наблюдателей в Терновке пытался указать, что представители СМИ не могут находиться на участке во время подсчета голосов – видимо, от незнания. В 20:00 участок №1230 закрылся и начался подсчет голосов. Председатель комиссии вынесла стопку бюллетеней, указав на то, что они из урн для надомного голосования. Мы заметили, что до 20:00 никто не имеет права вскрывать урны, но наблюдатели прияли сторону комиссии и сказали, что нарушений не видят. Представитель органов правопорядка также никак не отреагировал на данную ситуацию. Представителей СМИ никто не послушал, несмотря на их справедливые замечания. Из сейфа достали пакеты с досрочного голосования. При подсчете в 2 пакетах (за два дня) не было ни одного бюллетеня с пометкой «НЕТ». Итог голосования такой: 1002 – ДА, 280 – НЕТ. В протоколе цифры еще ин6тереснее: из 1352 избирателей в Шопино приняли участие в голосовании 1285 человек, то есть 95%! В эту цифру поверить сложно.

На УИК №1231, где в 11 утра явка была 27 человек, к 19:00 проголосовало около 300 человек — всего за каких-то 6 часов. Результаты протокола: из 1034 избирателей проголосовали 1005, из них 881 – «да» и 121 «нет». То есть явка на этом участке составила 97%.

«Они настраивают против голосования»

Первый секретарь Комитета Белгородского регионального отделения КПРФ, депутат Белгородской областной Думы шестого созыва Станислав Панов записал видеоролик, в котором комментирует итоги голосования по районам.

— Это смешно. Явка более 90% — так «старались» некоторые районы. Использовали те же шаблоны, что и на выборах. Но на выборах соревнуются разные партии, разные идеологии, кандидаты. А здесь один вопрос, и в нем нет соревновательности, это вопрос об основном законе нашей страны. Обращаюсь к главам муниципалитетов: вы дискредитируете всю систему голосования. Настраиваете против выборов, даете людям понять, что мирным способом, через голосование, у нас в стране ничего не добьешься, — обратился Станислав Геннадьевич к белгородцам.

Материал подготовили Дарья ЦЕВМЕНКО, Мария СОЛОВЬЕВА