Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Открытое письмо президенту РФ: «Учитель – не лакей»

Письмо преподавателя Святослава Тришина как нельзя лучше демонстрирует упадок современной российской системы образования. Дистанционное обучение приведет к её краху.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Я долго подбирал нужные слова, чтобы наиболее полно и грамотно выразить мнение о ситуации в российском образовании. 2020 год, прошедший под знаком борьбы с пандемией вируса COVID-19, и последовавшие в связи с этим защитные меры обнажили давние, застарелые проблемы во всех отраслях общественной и политической жизни России.

Исключением не стала и сфера образования, о которой я бы и хотел более подробно написать, как человек, связанный с ней профессионально. Быть может, это письмо затеряется среди сотен других обращений, поступающих регулярно на kremlin.ru, но я думаю, что оно достигнет своего адреса и получит отклик в виде мудрых и разумных решений, исходящих от подконтрольных Вам ведомств и министерств. Надеюсь, что изложенное мной здесь поддержат мои коллеги-учителя и преподаватели со всей страны.

Немало было сказано уже на эту тему ранее, я же постараюсь указать возможные пути решения сложившейся проблемы. Мы подошли к 30-летию существования новой России – свободного, демократического правового государства. Касаемо образования – по данным Левада-центра, уровень его стремительно снижался в 2015 году, и этот процесс продолжается по сей день.

Вернувшись 2 года назад после окончания университета на работу по специальности в родной поселок, я устроился преподавателем в техникум, насчитывающий более чем вековую историю.

Работу свою я люблю, сам из семьи потомственных учителей, остался на малой родине, чтобы внести вклад в сохранение жизни в таких малых районных центрах, коих много на просторах средней полосы России.

Владимир Владимирович, вы часто говорили, что стране остро не хватает представителей рабочих профессий. Расскажу вам, как обстоит дело в учреждении, где их обучают. Полный энергии, творческих стремлений, с желанием сеять «разумное, доброе, вечное» я пришел в коллектив.

Что же я увидел? На первом месте стоит следующее — значительная часть времени у преподавателей уходит на подготовку и сдачу бессмысленной бумажной документации. Отчеты ради отчетов, бесконечные изменения в учебные материалы, которые не меняют в корне абсолютно ничего – просто имитация бурной деятельности, которой нас вынуждает заниматься управление образования, подконтрольное Министерству просвещения. В результате доходит порой до того, что студенты предоставлены сами себе, пока в это время преподаватель заполняет очередной бланк отчета. С этой бумажной возней теряется сама суть преподавателя – мы в первую очередь учим, должны учить, а не заниматься тем, что по-хорошему должны делать секретари-машинистки. «Оптимизация» здесь, как и в медицине, крайне губительно сказывается на всем. Учебные заведения то укрупняются, то ликвидируются, а работающих там людей ведь тоже нужно куда-то устраивать. О практически полном уничтожении рабочих мест в малых городах говорить не буду – это тема для отдельного письма.

Второе, на чем я бы остановился – у студентов совершенно отсутствует мотивация учиться, да даже просто посещать занятия. Не у всех, конечно, но проблема носит массовый характер. Да и откуда ей взяться – само положение учителя сегодня является весьма плачевным. Он практически бесправен – постоянно появляются репортажи из разных уголков страны, где учителей то оскорбляют, то даже бросаются с кулаками на них. А что учитель? Он ничего не может сделать – сразу разбирательства, увольнение с «волчьим билетом». И порожденное чувство безнаказанности за свои проступки рождает у учащихся ложное представление о своей полной неприкосновенности и вседозволенности. Падает и авторитет учителя, как итог. Он даже не может выставить из класса не в меру разбушевавшегося нарушителя дисциплины. Регулятивные меры, прописанные в уставе учебного заведения – это фикция, и реально не работают.

Масла в огонь подливают и родители учеников, которые дома повально называют учителей при детях «бездарями» и еще похуже, а дети несут это отношение из семьи в учебные заведения. Тут уже впору говорить о падении уровня воспитания, связанного, в том числе, со снижением уровня образования, пришедшегося на период 1990-х и начала 2000-х. И с этим необходимо вести борьбу – нужно всеми силами со стороны государственных учреждений на местах поддерживать, продвигать и развивать разнообразные учреждения дополнительного образования, чтобы каждый мог найти себе занятие по душе. Мы уже потеряли 2 поколения школьников, и дальше будет только хуже, если ничего не изменится.

Народу России для этого нужен правильный посыл, который будет мотивировать их на саморазвитие, и повышение общей культуры, а значит, и в образовательные учреждения будут приходить учиться полноценно сформировавшиеся с точки зрения социализации личности. Недостаточно усилий, прилагаемых лишь со стороны школ, техникумов, лицеев, эта работа должна иметь всесторонний системный характер.

В третьих – Россия всегда была сильна своей педагогической школой. Владимир Владимирович, как часто в День учителя, либо в дни чествования какого-либо заслуженного ученого мы слышим от вас хвалебные речи в адрес советского образования. Не будем забывать, что советское образование тоже родилось не на пустом месте, а представляло собой обобщение богатого опыта русских учителей в сочетании с разработками ведущих мастеров педагогики советского периода, таких как В. А. Сухомлинский и А. С. Макаренко. Сегодня же мы все больше отрываемся от своих корней, заимствуя огромное количество методов из-за рубежа, и очень часто весьма бездумно, не адаптируя. Система ЕГЭ отнюдь не решила тех проблем и задач, которые были перед ней поставлены. Породив еще больший уровень коррупции, она полностью нивелировала ценность высшего образования. Вдобавок, обучение в 9-11 классах превратилось в «натаскивание» на сдачу единого государственного экзамена, фактически лишив детей шанса на всестороннее развитие. А Болонская система зачем-то сделала и высшее образование не полноценным, а двухступенчатым.

Вы сами не раз говорили, что России нужны высококлассные специалисты. Поколение граждан России, родившихся и выучившихся в СССР, стремительно уходит, и становится страшно, когда на рабочие места массово начнут идти те, кто получил образование в первой четверти 21 века. Необходимо полностью пересмотреть подход к обучению детей в школах, чтобы знания, которые они приобретают, имели максимальную практическую, прикладную ценность. Опять же, это невозможно без помощи со стороны федеральных органов управления образованием.

Никакие природные богатства и развитый военно-промышленный комплекс не имеют значения, если в стране не останется хорошо образованных и компетентных специалистов. Именно образование должно стать приоритетным направлением в развитии России на ближайшие 20-30 лет. А значит, школы, техникумы, лицеи должны именно учить, а не как сегодня, «оказывать образовательные услуги». Школьный учитель – не парикмахер, не официант и не лакей – он дает каждому ребенку уровень образования и воспитания. И не нужно отбирать у него это высокое стремление, забивая время абсолютно ненужной бумажной работой. Какое уж тут саморазвитие и время на отдых, если в среднем учитель после 6-8 часов в школе продолжает работу и дома, готовя различные отчеты, конкурсы и тому подобное.

Про чрезвычайно низкий уровень оплаты труда учителя говорилось не раз. И тут кроется причина нежелания многих представителей молодого поколения идти в школы. В самом деле, зачем заниматься нервотрепкой за копейки, если на другой работе можно получить больше, и без лишних потрясений. К тому же, сегодня люди, не имеющие образования, получают как чернорабочие столько же, сколько человек, затративший 5 лет на добросовестное обучение в ВУЗе, и получивший определенную квалификацию. Уровень оклада преподавателей нужно приравнять к тому, что действует в крупных национальных энергетических корпорациях. Иначе, при таком подходе к оплате труда, в «Газпроме» и «Роснефти» работать будет некому – старое поколение учителей уйдет, а новое будет бежать от перспектив преподавания, как от огня.

Мы должны показывать пример другим государствам, чтоб на наше образование вновь равнялись, а не плестись где-то в хвосте, на уровне стран «третьего мира». И ради этого определенно стоит вложиться в развитие сферы образования, поверьте, положительный результат не заставит себя долго ждать.