Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Памяти великого Артиста Василия Ланового

1 февраля в Театре имени Вахтангова началось прощание с народным артистом СССР Василием Лановым. В церемонии прощания принял участие Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов.

— Большой Артист и Великий Гражданин, — такую характеристику Василию Лановому дал лидер российских коммунистов. — В советском кинематографе он сделал почти невозможное. Ему удалось превратить живых и достоверных Павку Корчагина и Ивана Варавву в былину, вечные символы чистой мечты о прекрасном будущем нашей Родины. Где бы он ни был – на сцене любимого театра, на съемочной площадке или во главе Бессмертного полка, главным его делом всегда было – Родину защищать.

— Время доказало, что Василий Лановой – феномен именно великой Советской эпохи и Советской цивилизации. Да, это была великая эпоха, и великий Артист – её неотъемлемая часть. Её гордость. Её слава. Её достижение, — отметил лидер КПРФ. — Крестьянский сын, глубоко русский человек украинского происхождения, образцовый славянин, европеец, сын Киевской Руси и москвич во втором поколении – только он и смог органично совместить в своём творчестве Пушкина, Толстого, и Николая Островского. Он был предан русской классике. Может быть, поэтому он и сам стал частью русской и советской классики в жизни и на сцене.

— Наши утраты тем горше, чем очевиднее, что всё большое видится на расстоянии. К утешению может служить надежда на тех, кто стоял и шёл за ним в колоннах Бессмертного полка. Теперь он и сам – часть этого полка, его драгоценная единица, его пехотинец, его страж. А вместе с ним на вороном коне, в будёновке и с шашкой наголо – его alter ego – Павка Корчагин, и рядом твёрдо шагает генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза Иван Варавва. Они всегда живы. Они всегда с нами,- подчеркнул Г.А. Зюганов.

Подполковник в отставке, кандидат исторических наук
Анатолий Сергиенко о Василии Лановом

Жалко, когда уходит из жизни хороший человек. Вдвойне жалко, когда это случается с человеком известным, который, как говорится, у всех на виду, скажем, артист, И бесконечно жалко, когда этот мир покидает любимый из них. Такое ощущение, будто прощаешься с родным человеком. Сколько уж было у меня подобных переживаний. Не счесть! И вот новое: страна прощается с народным артистом СССР Василием Семёновичем Лановым. Невосполнимая утрата. Хочется уединиться, отвлечься от дел житейских и углубиться в воспоминания. А вспомнить есть о чём. Как зритель я с ним встречался в кино, на сцене театра им. Вахтангова, во время его выступлений на вечерах поэзии, мне приходилось несколько раз писать о нём.

Один материал вошёл в недавно вышедшей второй том книги «Над военною картой России поседела его голова. (И. В. Сталин – вдохновитель борьбы и победы советского народа в годы Великой Отечественной войны)». Думаю, что воспроизведение этого небольшого раздела книги в эти траурные дни, станет частичкой воспоминаний о великом актёре советской эпохи. Но прежде несколько пояснительных фраз

К работе над темой войны И. В. Сталин привлекал многих писателей. В этом плане он лично озадачивал М. А. Шолохова и супружескую пару – драматурга А. Е. Корнейчука и писательницу В. Л. Василевскую. Перед А. Е. Корнейчуком И. В. Сталин поставил актуальнейшую на тот период задачу – осветить в литературном произведении проблему кадров в самом высшем эшелоне действующей армии – на уровне командующих фронтами и армиями. Идею вождя драматург воплотил в пьесе «Фронт».

Пьесы пишутся для постановки в театрах. «Фронт» шагнул на театральную сцену без обычной раскачки. И естественно, что за это произведение схватились многие и многие театры страны. Однако первым, кто взялся за постановку, был Рубен Николаевич Симонов, тогдашний руководитель Театра имени Е. Вахтангова. Театр работал в то время в Омске. В спектакле было задействовано целое созвездие советских актёров – Алексей Денисович Дикий, Николай Павлович Охлопков, Лев Наумович Свердлин, Борис Евгеньевич Захава, Николай Сергеевич Плотников, Андрей Львович Абрикосов. Участвовал и сам Рубен Николаевич Симонов. Спектакль стал сокровищницей советского театрального искусства.

Прошли годы. Перед тридцатилетием нашей Победы Евгений Рубенович Симонов, сын Рубена Николаевича, решил вновь вернуть пьесу на сцену театра. К исполнению главных ролей неумолимое время призвало новые артистические имена. А. Л. Абрикосова в роли Огнева сменил В. С. Лановой. Именно это обстоятельство и подвигло меня обратиться к книге воспоминаний Василия Семёновича. Вполне естественно, я не мог ограничиться цитированием только одного места из его воспоминаний, и воспользовался моментом, чтобы замолвить слово о добром гусаре. Вот что получилось.

— Летом 1942 года в газете «Правда» была напечатана пьеса Александра Корнейчука «Фронт». Потом в Омске, в дни эвакуации театра, её поставил Рубен Николаевич Симонов. Генерала Горлова играл Алексей Дикий. Роль Огнева исполняли Андрей Абрикосов и Борис Бабочкин. Эта пьеса тоже была ударом по врагу. Воспевая героизм нашей армии, она мужественно говорила о том, что ме-шает ещё нам бить врага, была пронизана верой в Победу. Генерал Огнев – передовой военачальник, обладающий способностью видеть дальше и больше других, противостоял человеку консервативных взглядов на методы ведения войны, хотя и мужественному, волевому генералу Горлову.

Когда мы обратились к этой пьесе, готовя спектакль к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, то воспоминания детства тут же властно вступили в работу, подавая знакомые картины тех лет. Вероятно, поэтому я увидел своего героя сразу, при первой же читке пьесы: всегда нацеленного на Горлова как своего антипода, пружинистого, готового в любой момент схватиться с ним в непримиримом споре…

Огнев – в эту роль хотелось внести всё лучшее, что видел в наших военных-современниках: и конкретные черты воинского таланта, такого, скажем, какой был у наших лучших военачальников, и личное обаяние, духовную цельность нашего современника, и определённые философские обобщения. Огнев – это не просто персонаж, не просто отдельное лицо, а диалектическое явление, движущее жизнь вперёд. Это самоотверженность и принципиальность, сила разума и прогрессивность взглядов, мужество и идейная непоколебимость. Он стал для меня своего рода связующим звеном между поколениями Николая Островского и Юрия Гагарина. Всех их роднит сыновнее служение Родине – без позы, без ожидания наград, что называется, по мандату сердца.

Это место из воспоминаний любимого артиста легло на электронную страницу данной книги в то время, когда ему 16 января 2019 года исполнилось 85 лет. Славная дата в жизни актёра.

Это обстоятельство позволяет мне сделать это небольшое лирическое отступление.

Для меня он действительно любимый. В пятидесятые годы фотографии многих артистов театра и кино продавались в газетных киосках. Среди мною приобретённых была и фотография Василия Семёновича. В шестидесятые годы трудно было найти город, в котором не проводились вечера советской поэзии. При возможности я старался не пропустить ни одного такого концерта. Один раз побывал на том, на котором правил бал Лановой. Это было в библиотеке имени В. И. Ленина. Как он читал! Как я восторгался его мастерством! Побегав по таким концертам несколько лет, я составил свою концертную программу под названием «Два часа без прозы» и выступал с ней в некоторых частях Дальней авиации. Потом пришлось слушать В. С. Ланового на концерте в Театре Советской Армии в связи со 100-летием ВВС. Читал он стихи А. С. Пушкина.

А встреч с киноартистом В. С. Лановым столько, сколько кинофильмов с его участием. Что ни название – то шедевр советской кинематографии. Во многих фильмах его герои люди с погонами на плечах. Возможно, поэтому он так близок мне, носившему эти погоны четверть века. А ещё возраст. Он бежит впереди меня, а я его догоняю с разницей в два десятка месяцев. А ещё адекватное с ним восприятие советской эпохи. И вот новая встреча, которую устроила мне с любимым актёром пьеса «Фронт».

Если попытаться несколькими словами определить её основную суть, то можно сказать, что она в смене поколений. Пожалуй, только актёрской профессии не присуща острота этой проблемы. Здесь главное – не подвело бы здоровье. Этого и хочется пожелать Василию Семёновичу – талантливому актёру, мудрому человеку и патриоту. Ещё долго выходить, выходить и выходить Вам на сцену вахтанговского театра. Ещё долго пленять и очаровывать зрителей своим блистательным талантом. Сцена театра – Ваш фронт. Почаще поднимайтесь в атаку. Это не только А. Райкину, но и Вам посвятил своё стихотворение Р. Рождественский «Ваш выход, товарищ Артист»:

Ваш выход, артист.
Ваш выход.
Забудьте
усталость и робость…
Хотя не для вас ли вырыт зал,
бездонный, как пропасть?

Во весь разворот
без остатка,
высокое слово,
трудись!..

Пора…
Поднимайтесь в атаку.
Ваш выход,
товарищ артист!

С днём рождения Василия Семёновича поздравил Г. А. Зюганов. Текст поздравления опубликовала «Правда». Редко кто сегодня читает эту газету. Грешно не воспользоваться возможностью растиражировать это поздравление. В нём кратко, но ёмко сказано о человеке, который своим актёрским творчеством создал правдивый образ советской эпохи. Ностальгируя по которой, многие вспоминают киноленты с участием В. С. Ланового и особенно жемчужину советского кино – «Офицеры». Эта лента – гимн тем, кто в советское время носил офицерские погоны.

«Государственный академический театр им. Е. Вахтангова
Народному артисту Советского Союза
В.С. Лановому

Дорогой Василий Семёнович!
Ваш замечательный и знаменательный юбилей – событие поистине общенационального и общегосударственного значения! Редко кому удавалось так бесспорно завоевать сердца зрителей большого Советского Союза и по-прежнему большой России.

Вас полюбили безоговорочно и навсегда – за пламенную любовь к Родине и Армии! За благородство характера! За редкую природную красоту, аристократизм и народность. За безупречный вкус к русскому слову и Пушкинской поэзии. За верность советским традициям. За любовь и преданность России и Украине. За гражданское мужество и честность.

Сегодня, когда за плечами – большая и яркая жизнь, талантливая кино- и театральная творческая биография, Вы вышли к своему народу в новом качестве, возглавив Победный «Бессмертный полк». Пусть этот Ваш новый путь и новая жизнь будут долгими и счастливыми вместе и рядом с горячо любящим Вас народом России.

С уважением Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе
Г. А. Зюганов».

В процессе работы над этим разделом книги появилось желание «сверить часы» – направить написанное самому Василию Семёновичу. А вдруг что-то не так подано. Благо, в Москве есть у меня добровольный помощник – Людмила Алексеевна, дочь Героя Советского Союза А. Н. Прокудина. Перебросил ей материал электронной почтой с предложением передать артисту и попросить его высказать свои замечания. Передать из рук в руки не удалось, пришлось ей сопроводить пакет запиской.

«Уважаемый Василий Семёнович!
Обращаюсь к Вам от имени моего друга – писателя-историка Сергиенко Анатолия Михайловича, проживающего в Белгороде и, фактически, являющегося единственным летописцем Авиации дальнего действия, в которой он сам служил. Мы знакомы с 1975 года, когда Анатолий Михайлович приезжал к моему отцу за материалом о его боевом пути. Он является автором более двадцати книг по истории АДД. Одна из них о И. В. Сталине под названием «Над военною картой России поседела его голова. Том 1». АДД подчинялась Ставке, и руководство её боевой работой осуществлял Иосиф Виссарионович. Работа над вторым томом завершена, в книгу включены воспоминания о пьесе А. Корнейчука «Фронт», в которой Вы играли одну из главных ролей. Мы просим Вас познакомиться с этим фрагментом из книги и, по возможности, сообщить о Ваших замечаниях, изменениях или дополнениях.

От себя хочу добавить, что А.М.Сергиенко истинно правдивый историк, подтверждающий написанное архивными данными, его девиз – «Ни слова лжи». Помимо написания книг он ведёт большую историко-разъяснительную работу среди белгородцев, является руководителем белгородского отделения РУСО (Российские учёные социалистической ориентации). Прошу Вас, Василий Семёнович, не оставить его просьбу без внимания. С искренним уважением – Людмила Алексеевна».

Через пару недель получаю от Людмилы Алексеевны следующее письмецо:

«Добрый день, Анатолий Михайлович!
Сообщаю Вам, что 10 февраля мне позвонил Василий Семёнович Лановой. В тёплой дружеской беседе он сообщил, что прочитал отрывок из Вашей книги и очень благодарен Вам за правдивую информацию о его роли в пьесе А. Корнейчука «Фронт». Василий Семёнович передаёт большой привет и желает Вам дальнейших творческих успехов! Надеется на встречу с Вами и очень рад будет получить от Вас один экземпляр книги в подарок».

Книгу ему Людмила Алексеевна передала. Так что мои пожелания до Василия Семёновича дошли: «Ещё долго выходить, выходить и выходить Вам на сцену вахтанговского театра. Ещё долго пленять и очаровывать зрителей своим блистательным талантом. Сцена театра – Ваш фронт. Почаще поднимайтесь в атаку».

Но большого временного разбега у моих пожеланий не получилось. Уже на сцену не выйдет, уже в атаку не поднимется. С уходом из жизни Василия Семёновича ушёл кусочек советской эпохи. Его и моей. Невыносимо горько осознавать это.