Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Памяти выдающегося учёного Игоря Фроянова

2 июня 2021г. в областной научной библиотеке состоялась встреча учёных, историков, обществоведов, преподавателей гуманитарных дисциплин, работников культуры, ветеранов труда, посвящённая памяти выдающегося русского учёного, знаменитого историка Игоря Яковлевича Фроянова (1936-2020г.г.).

Встреча была приурочена к выходу из печати последнего фундаментального труда учёного «Нашествие на русскую историю». С научными сообщениями о жизненном и творческом пути И.Я. Фроянова выступили ветераны НИУ «БелГУ» доктор исторических наук, профессор А.И. Молчанов и кандидат исторических наук, доцент А.С. Пушкарёв. Аудитории были представлены научные произведения профессора И.Я. Фроянова.

Фроянов Игорь Яковлевич родился 22 июня 1936 г. в г. Армавире, Краснодарского края, в семье кубанского казака – командира Красной Армии. В 1944 году он пошёл в первый класс Ставропольской мужской средней школы № 2, которую окончил в 1954г. В 1950 году вступил в ВЛКСМ. В 1955-1958 г.г. служил в Советской Армии. В 1958 году И.Я. Фроянов поступил на историко-филологическом факультет Ставропольского пединститута, который окончил в 1963 году.
В студенческие годы у И.Я. Фроянова под влиянием его первого учителя — профессора Виктора Александровича Романовского, пробудился активный исследовательский интерес к проблемам русской средневековой истории.

В 1963 г. этот интерес привёл И.Я. Фроянова в аспирантуру исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. Научным руководителем молодого аспиранта стал замечательный русский учёный профессор Владимир Васильевич Мавродин. Чувство любви и благодарности к своим учителям И.Я. Фроянов хранит неизменно и свято.

Со времени защиты в 1966 г. кандидатской диссертации судьба И.Я. Фроянова неразрывно связана с Ленинградским государственным университетом им. А.А. Жданова – СПбГУ, в котором он работал 55 лет. В 1966 году вступил в ряды КПСС. И.Я. Фроянов – доктор исторических наук (с 1976 г.), профессор (с 1979 г.), заведующий кафедрой истории России (в 1983-2003г.г.) и декан исторического факультета ЛГУ-СПбГУ (в 1982-2001 г.г.).

И.Я. Фроянов является автором ряда монографий: «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории», «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории», «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии», «Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IХ – начала ХIII столетия», «Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы», «Октябрь семнадцатого (Глядя из настоящего)», «Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ века», «Начало христианства на Руси», «Драма русской истории: На путях к опричнине», «Начала русской истории», «Древняя Русь» (2012 г.), «Лекции по русской истории» (2015 г.), «Нашествие на русскую историю» (2020 г.).

И.Я. Фроянов 18 лет был председателем Диссертационного совета Д.063.57.07 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук в Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова – СПбГУ.

Открытием в отечественной исторической науке стала разработанная И.Я. Фрояновым в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века концепция об общинно-вечевом строе Древней Руси, т. е. об образовании Древнерусского государства до разделения общества на классы. Догадки о дофеодальной природе государства Киевская Русь высказывались и до Фроянова, но они не имели концептуального завершения. Иными словами, лишены были прочной фактологической и методологической основы, которую и представил учёному миру историков И.Я. Фроянов в своей докторской диссертации (1973 г.).

Выстроенная им система фактов не поддавалась разрушению. Русская история была на стороне Фроянова: в ней существовало более трехсот лет (X в. — начало XIII в.) неклассовое Древнерусское государство с прямой, непосредственной властью народа – властью свободных общинников, определявших свою волю на вече. История Европы такого устройства государственной власти не знала. На этом заострит внимание Игорь Яковлевич в дальнейшем – в своей публицистической деятельности. Равно как и на том, что именно общинно-вечевые традиции определили особенности русского на-ционального сознания – его соборные, коллективные начала в противовес индивидуалистическим началам в национальном сознании народов Европы.

Это новое ценнейшее знание, добытое И.Я. Фрояновым в очень трудном научном поиске, не только сделало честь учёному, университету и Городу-герою на Неве, но и властно вызвало перекличку веков.

Выдающийся русский мыслитель А.И. Герцен в шедевре отечественной мемуаристики «Былое и думы» (письмо поэту и профессору греческой филологии Московского университета В.С. Печерину, эмигрировавшему во Францию, от 21 апреля 1853 года) подчёркивал, что «Европа в болоте. Рядом другой мир — Русь. В основе его — коммунистический народ».

Г.В. Плеханов родился через 3 года, В.И. Ленин – через 17 лет, а И.В. Сталин – через 26 лет после написанных слов А.И. Герцена. Открытия А.И. Герцена и И.Я. Фроянова показывают, что коммунизм как магия духа в России на века старше, чем Карл Маркс и марксизм, чем большевизм как политическая партия, родившийся в 1903 г. Большевизм вырос на своей родной – русской коммунистической — почве. То, что социологическая мысль России впитывала опыт Великой Французской революции, европейских революций 1848 г., Парижской коммуны, испытывала значительное влияние со стороны марксизма, не отменяет и не умаляет ни феномена русского коммунизма, ни классической мысли А.И. Герцена, ни открытия И.Я.Фроянова. Коммунистический социальный идеал, советский проект, выполнявшийся после Великой Октябрьской социалистической революцией, самым главным корнем уходят в русскую крестьянскую общину, в русскую культуру, в русский коммунизм, в традиции русского освободительного движения, в русскую классическую литературу, которая, как подчёркивал А.М.Горький, «целиком и насквозь посвящена вопросам совести, вопросам социальной справедливости».

Фактологическая и методологическая основы исследования И.Я. Фроянова и сделанное им открытие вознесли его в число классиков русской общественной мысли, и поставили в один ряд с А.И. Герценом и др.

Таким образом, коммунизм – это ядро, главный код русской культуры. Всякое злоречие, злоязычие о том, что большевики завезли идеи коммунизма с Запада, что Ленин «русифицировал» Маркса и навязал русскому народу чуждую ему идеологию, это не более, чем жёлто-гнойная литературная сплетня.

Важнейший обобщающий вывод А.М. Горького о социально-философском богатстве всей классической русской литературы дополним рядом примеров. «Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её», — написал Ф.М. Достоевский в «Записках из Мёртвого дома». Первая публикация произведения состоялась в 1860 году, в «Русском мире»,1 сентября. Г.В. Плеханову – четыре года, а Ленин родится только через десять лет.

Л.Н. Толстой своим творчеством призывал жить «по правде, по божью, для души», учил: «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды», И.С.Тургенев подчёркивал: «Добро есть на свете одно – справедливость», А.П. Чехов в «Доме с мезонином» писал, что духовная деятельность – именно то, что отличает человека от животного, «Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни». Д.Н.Мамин-Сибиряк считал, что «без совести нельзя жить, как без солнечного света». «Весь склад русской жизни совсем другой, и, прежде всего, нет этого ужасающего эгоизма», – говорит героиня очерка Д.Н.Мамина-Сибиряка, сравнивая Россию и Запад.

Все названные литературные бриллианты русских классиков блестяще одухотворили Советскую власть и были положены в социально-философскую основу планов и программ КПСС и всей политической системы Союза ССР. Коды русской культуры – духовность, соборность, справедливость, правда, совесть, стыд — это социально-культурное ядро внутреннего мира советского человека. Названные русские классические ценности вросли в жизнь подавляющего большинства советского народа. Потому их и боготворили, т.е. беззаветно любили и любят, преклонялись и преклоняются перед ними. Мы свято чтили и чтим эти вечные ценности народа. Потому, что это наше, родное.

В 1997 году он пишет и издаёт книгу «Октябрь семнадцатого: Глядя из настоящего». И.Я.Фроянов раскрыл естественно-историческую природу Великого Октября, его национально-освободительную, спасительную для России миссию. Книга «Октябрь семнадцатого» стала мятежным вызовом русского историка прозападной «пятой колонне».

В 1999 году вышла в свет монографическая работа И.Я.Фроянова «Погружение в бездну. Россия на исходе XX века». Её автор исследовал историю национального предательства в период пресловутой перестройки и первые годы «реформирования» страны по чертежам западных проектантов. Книга мятежного профессора имела большой резонанс в обществе. Учёный обратил внимание читателей на одну из особенностей брежневской эпохи: «Документы, доклады, выступления для Брежнева и некоторых других членов Политбюро готовились двумя группами приближенных лиц, преимущественно космополитической ориентации, среди которых особо следует назвать А.М. Александрова-Агентова, Г.Э. Цуканова, В.В. Загладина, Г.А. Арбатова, Н.Н. Иноземцева, Е.М. Примакова, А.С. Черняева, А.Н. Яковлева, С.А. Ситаряна, Б.М. Сухаревского и др. В их числе особо выделялись ярый приверженец и защитник сионизма Бовин, а также сторонник идеи мирового правительства Г. Шахназаров. Негласным вождем брежневских «спичрайтеров» был Ю.В. Андропов. Это были, как правило, люди, антирусски настроенные, видевшие в отечественной истории сплошную чёрную дыру, презиравшие русские национальные традиции и обычаи».

Книга в основном сняла загадочность, неизученность и нераскрытость демонической фигуры «ленинца» Андропова и показала его труды в продвижении Горбачёва на властный Олимп, в Кремль. Горбачёв (по словам Председателя КГБ СССР с 24 мая 1982 г. В.В. Федорчука), «выкормыш Андропова». Андропов (Либерман) тщательно скрывал своё происхождение, а ещё он не просто скрывал, а лгал Л.И. Брежневу с надеждой проникнуть в кресло Генсека (!) о состоянии своего угасающего здоровья. Андропов же был инициатором и «смотрин» в Свердловске Б.Н.Ельцина с целью перевода его в ЦК КПСС. Стягивал в ЦК КПСС силы зла. Глубоко проанализировав все доступные источники об Андропове, И.Я.Фроянов опубликовал оригинальное и ставшее открытием в науке произведение «Андропов это сделал руками Горбачёва и Ельцина». Разгром славянской коммунистической державы, таким образом, осуществили «люди, антирусски настроенные, презиравшие русские национальные традиции и обычаи». Удар по русскому коммунизму нанесла из Кремля нерусь.

В 2007 г. увидела свет книга «Драма русской истории. На пути к Опричнине». В ней автор представил историю возникновения и причины идеологической и психологической войны Запада против России. Вот уже пятьсот лет длится эта война. Запад начал её с попытки привития русскому народу «ереси жидовствующих». Сегодня он продолжает войну против России новыми средствами – средствами глобализации по-американски, цель которой – духовно поработить русский народ, добиться его депопуляции (вымирания) и тем самым лишить его роли народа государствообразующего, отнять у него Россию.

— Мы находимся в условиях войны, и это нам, русским людям, наконец, в полной мере надо осознать. С нами ведётся война на истребление, причем война самая страшная и коварная. Ибо враг не перед нами в окопах, а среди нас, — обращался к нации профессор И.Я.Фроянов.

В одном из ближайших номеров нашей газеты будет опубликован отрывок из последней фундаментальной работы И.Я. Фроянова «Нашествие на русскую историю».