Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

О фильме «Девятаев», Дне Победы и теме фальсификации истории СССР

8 июля 1917 года родился Михаил Девятаев, советский лётчик, Герой Советского Союза. 8 февраля 1945 года он бежал из плена на захваченном самолёте врага, при этом вывез из фашистского концлагеря 10 советских военнослужащих. О недавно вышедшем фильме «Девятаев» известного режиссера Тимура Бекмамбетова делится своими впечатлениями секретарь Борисовского отделения ЛКСМ РФ Святослав ТРИШИН.

Недавно я был на показе фильма «Девятаев» об известном советском летчике, герое Советского Союза Михаиле Петровиче Девятаеве, который сумел после того, как попал в фашистский концлагерь сбежать на немецком самолете-бомбардировщике.

В общем-то, идея фильма, на первый взгляд, неплохая, а вот исполнение, как водится с нашими современными фильмами о войне, вышло не очень. Хотя за некоторое время до показа я уже слушал песню «Любимый город», которую неожиданно для многих исполнил известный немецкий музыкант и солист группы «Раммштайн» Тиль Линдеманн.

В фильме главному герою противопоставлен Николай Ларин — офицер, который предал свою присягу и стремился перейти на сторону Третьего рейха в поисках «лучшей доли». Но все дело в том, что не было такого человека ни в воспоминаниях самого Михаила Петровича, ни в его официальной биографии. И несмотря на то, что консультантом выступил сын Девятаева Александр, режиссеры умеренно пошли на подлог, стремясь в очередной раз очернить всю историю советского периода времен войны, показать, что на фронте были только предатели и «страшные НКВДшники», косившие в заградотрядах при малейшем подозрении в бегстве.

Фильм наполнен многочисленными спецэффектами, и в этом одна из бед нынешнего кинематографа — в стремлении показать всю драматичность тех лет они невольно превращают войну в некий блокбастер. И тут бы им не мешало поучиться у своих советских коллег-режиссеров, таких как Андрей Смирнов и Леонид Быков. Оба они не были непосредственными участниками событий, но за каждым их фильмом стояли профессиональные консультанты-офицеры, даже с фронтовым опытом. Фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» при отсутствии батальных сцен, где выстрелы звучат только в начале картины во время проводов в последний путь одного из фронтовых товарищей, стал одним из лучших и сильных кинопроизведений о Великой Отечественной войне. Кроме того, главные роли в нем исполнили фронтовики Анатолий Папанов и Алексей Глазырин, которым даже не приходилось играть эмоции.

Фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» был снят при участии Семена Ильича Харламова, героя Советского Союза, генерала-лейтенанта авиации и маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. То есть с профессиональной точки зрения к этим, пусть и художественным фильмам, было не придраться. Да, пусть самолетов военного времени по понятным причинам, раздобыть не удалось, но, не имея никаких спецэффектов, эти фильмы не оставляют никого равнодушными и сегодня.

Беда же в том, что сегодня кино, оставаясь одним из инструментов пропаганды, несет в себе совершенно неправильный посыл, словно заставляя нас, зрителей, невольно искать оправдания за ту войну, принуждать к покаянию.

Скажу твердо — никогда и ни при каких обстоятельствах примирению и забвению той войны не быть. Пока живы такие неравнодушные люди, которые еще помнят рассказы живых ветеранов, для кого день Победы — это не просто праздник и повод напиться, мы будем нести историческую память и передавать ее подрастающим поколениям, прививая им правильное и бережное отношение к советской истории.

Помните и никогда не забывайте подвиг советского солдата!