Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Поток сфабрикованных дел

25 ноября на парламентской трибуне разыгрывалась «драма на Охотном». Так с горькой иронией назвал происходившее главный участник событий Валерий Рашкин. Этому предшествовала массированная «артподготовка» в СМИ. В течение месяца после происшествия в саратовском лесу «дело Рашкина» не сходило с новостных лент.

Испросить у Госдумы «добро» на привлечение депутата-коммуниста к административной и уголовной ответственности явился сам генпрокурор Игорь Краснов. Столь пристального внимания главы федерального надзорного органа не удосуживались ни палачи в погонах, пытающие заключённых, ни коррупционеры-чиновники, ни хапуги-олигархи.

Здесь дело поважнее: причин свести счёты с КПРФ, рост популярности которой не даёт «Единой России» покоя, хватает. На носу рассмотрение правительственных законопроектов о введении QR-кодов. А КПРФ стоит во главе протестного движения, подавить которое — в интересах власти. Тем более что Валерий Рашкин, первый секретарь Московского горкома КПРФ, умеет повести людей за собой. Его всегда острые выступления и в Думе, и на митингах вызывают горячий отклик в сердцах простых людей и жгучее раздражение в рядах власть имущих.

Операция «Лось», по всему видно, планировалась загодя. В конце октября Рашкина пригласили на охоту в охотничье хозяйство «Лебёдка» Лысогорского района Саратовской области, у которого, как потом выяснилось, не было квоты на добычу лося. И когда глубокой ночью в лесу прозвучал злополучный выстрел, на месте происшествия тут же оказались оперативно-следственная группа, выезжающая, как правило, по тяжким и особо тяжким преступлениям, сотрудники дорожной инспекции и комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, понятые, люди с телекамерами и лица, сохранившие инкогнито.

И депутата-коммуниста круто взяли в оборот. В следственную бригаду вошли 20 следователей, в том числе три областных следователя по особо важным делам. Происшествием занялось Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Саратовской области. Но судя по тому, что за целый месяц никто даже не опросил Рашкина по поводу произошедшего (хотя он в письме руководителю Следственного комитета РФ А. Бастрыкину выражал готовность дать необходимые объяснения по делу), установление истины мало кого интересует. Цель всей этой операции в другом — уличить депутата-коммуниста в преступлении, чтобы подорвать доверие и уважение народа к КПРФ. Для чего Генпрокуратура испросила у Госдумы разрешение на производство обысков в занимаемых депутатом жилых и нежилых помещениях, имея в виду в том числе и помещения, принадлежащие КПРФ? «Одно дело, — говорит Рашкин, — если бы выдвинутые обвинения касались моей депутатской или партийной деятельности». А что по делу о незаконной охоте следователи хотят найти в думском кабинете или в помещениях КПРФ?! «Вы спросите, и я сам выдам всё, что вас интересует, — заявил Рашкин, обращаясь, по-видимому, к следователям. — Зачем обыски в помещениях Компартии? Если это вас интересует в рамках, конечно, «лосиного дела». А может быть, всё проще? Готовится расправа над Компартией, фактуру надо набивать!»

Генпрокурор считает, что дело тянет на часть 2 статьи 258 Уголовного кодекса РФ — незаконная охота, совершённая группой лиц по предварительному сговору. Диапазон наказания по этой статье широчайший: от штрафа в 500 тысяч рублей до 5 лет лишения свободы. Между тем заслуженный юрист Российской Федерации, первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков отметил, что по данному составу преступления уголовная ответственность может наступать только при наличии умысла. А его-то в действиях Рашкина и не было. Введённый в заблуждение Рашкин полагал, что действует правомерно, подчеркнул Синельщиков.

В ходе обсуждения Госдумой представления Генпрокуратуры о лишении В. Рашкина депутатской неприкосновенности члены фракции КПРФ задавали генпрокурору вопросы, ни на один из которых он не ответил. Сергей Обухов напомнил о целой серии скандальных историй, не повлёкших уголовной ответственности для их фигурантов. Так, в 2013 году не наступила уголовная ответственность для депутата фракции «Единой России» в Госдуме Николая Валуева, которого заподозрили в незаконной охоте на бобра. Да разве только бобрами он интересуется? Любитель фотосессий Валуев с полной уверенностью в своей безнаказанности позирует на фоне убитых им медведей, оленей, кабанов и других животных. Этими кровожадными снимками интернет просто кишит. Люди собирали возмущённые петиции. Но «единороссу» всё как с гуся вода. Зато идею пригвоздить депутата-коммуниста уголовной статьёй «единоросс» считает правильной. Он, как и вся фракция «Единой России», представление генпрокурора одобрил.

В 2019 году не был привлечён к уголовной ответственности политик-«единоросс» Виталий Красноштанов, задержанный с шестью трупами косуль в багажнике, продолжил послужной список «Единой России» С. Обухов. И уж совсем из ряда вон выходящий факт: погрануправление ФСБ задержало курьеров с лапами 210 убитых медведей и 250 килограммами губ убитых лосей — и здесь уголовных дел не появилось. «Если в отношении указанных выше политиков не было представлений и уголовных дел, запросов на обыски в офисах «Единой России», то почему такое «приятное» исключение сделано только для помещений КПРФ и для депутата Рашкина?» — спросил парламентарий.

Член фракции КПРФ, юрист Георгий Камнев выразил недоумение по поводу намерения следствия применить к Рашкину достаточно суровую меру пресечения — запрет определённых действий. Это может быть запрет на выход из дома в определённое время, посещение определённых мест, общение с определёнными лицами, использование средств связи и так далее. «Есть реальное опасение, что Валерий Фёдорович продолжит отстрел лосей?» — спросил депутат. Решение является политически мотивированным, убеждён он. Достаточно было бы поручительства, которое с готовностью дали бы все члены фракции КПРФ. Тем более Рашкин намерен в самые кратчайшие сроки возместить причинённый ущерб, оценённый в 80 тысяч рублей, и уже договорился о закупке в питомнике Ярославской области лосихи для выпуска её в Лысогорском районе Саратовской области.

Правозащитник, депутат-коммунист Ирина Филатова пыталась выяснить у генпрокурора, какие, по его мнению, намерения побудили Валерия Рашкина нарушить закон. Ведь умысел предполагает наличие мотива. Если бы Рашкин был осведомлён о том, что в Саратовской области действует запрет на отстрел лосей, ничто не мешало бы ему поохотиться в другом месте, где таких запретов нет, считает И. Филатова.

Все эти и другие доводы, которые изложил в своём выступлении Юрий Синельщиков, призвав палату отказать в даче согласия на возбуждение уголовного и административного дела в отношении Рашкина, на проведение обыска в занимаемых им помещениях, на применение меры пресечения к нему в виде запрета определённых действий, депутатский корпус во внимание не принял. Исполнителям политического заказа предаваться чувству справедливости ни к чему. Единственное, на что они способны, — это глумиться над загнанным в западню политическим противником. На издевательские, истеричные выпады Жириновского в адрес коммуниста Рашкина и Компартии в целом фракция КПРФ ответила скандированием: «Позор!» А буквально на следующий день Останкинский районный суд Москвы отказал лидеру ЛДПР в удовлетворении его иска к В. Рашкину о защите чести, достоинства и деловой репутации. Вот уж поистине ни чести, ни достоинства!

Хулители КПРФ объединились в широкий фронт. Весь депутатский корпус, за исключением фракции КПРФ, независимого депутата О. Дмитриевой и трёх «справороссов», проголосовал за дачу согласия по всем пунктам прокурорского представления. Фракция КПРФ предлагала процедуру тайного голосования, чтобы не было давления на депутатов. Прецеденты, когда фракция «Единой России» исключала из своего состава депутатов, проголосовавших наперекор позиции фракции, уже были. Однако Комиссия по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах и имуществе настояла на ранее принятом решении о проведении открытого голосования.

«Рашкин, наряду с Бессоновым, Левченко, Грудининым, Платошкиным, Удальцовым, встраивается в колонну лиц, подвергнутых политическим преследованиям в условиях современной России», — выразил общее мнение фракции КПРФ Юрий Синельщиков.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выйдя из зала пленарных заседаний, заявил журналистам: «Такого паскудства, какое идёт в последнее время, я не видел с 90-х». Нарастающее давление на Компартию проявилось и в снятии с парламентских выборов Павла Грудинина, получившего огромную поддержку населения в ходе президентской кампании, и в преследовании коммунистов, восставших против выборных фальсификаций, и в отсутствии реакции правоохранительных органов на вопиющие нарушения избирательного законодательства в Севастополе и Брянской области, и в судебных процессах против коммунистов, которые начались в Приморье и продолжились преследованиями сына бывшего иркутского губернатора Сергея Левченко, а также руководителей народных предприятий Ивана Казанкова и Павла Грудинина. Одно сфабрикованное дело покатилось за другим. По словам Г. Зюганова, «Единая Россия», не способная ответить на вызовы времени, тратит силы на склоки и преследование оппонентов. «Охота идёт на КПРФ», — заявил лидер коммунистов, убеждённый в том, что такие действия расшатывают стабильность в стране.

Татьяна ОФИЦЕРОВА