Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

При смене номера телефона надо сразу же обновлять информацию в банках

В Госдуме разъяснили действия на случай незаконного оформления кредита по старому номеру телефона. Россияне сталкиваются с оформлением на них кредитов при помощи мошеннической схемы — для этого используются прежние мобильные номера граждан. Что делать в таких ситуациях, разъяснил председатель Комитета Госдумы по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ).

Риски могут быть связаны со старым номером телефона, который сотовый оператор продал другому клиенту.

«Представьте себе ситуацию: обычным летним днем вы получаете неожиданный звонок из банка, — отметил депутат. — Сотрудник вежливо интересуется, когда вы планируете внести очередной платеж по кредиту. Вы в недоумении, потому что не брали никаких кредитов. Однако выясняется, что на ваше имя оформлен займ на 450 000 рублей, причем произошло это месяц назад».

После этого человек обнаруживает, что кредит был оформлен через мобильное приложение банка, привязанное к старому номеру телефона.

«Этим номером вы не пользовалась уже несколько лет, думая, что он просто отключен. На самом деле, оператор связи перепродал неактивный номер, и он достался другому человеку», — пояснил Сергей Гаврилов.

Такие случаи, по его словам, становятся все более распространенными. Депутат подтвердил, что сотовые операторы действительно имеют право перепродавать неиспользуемые номера. Обычно это происходит, если абонент не пользуется SIM-картой от 3 до 6 месяцев, в зависимости от политики конкретного оператора. После этого номер может быть заблокирован, а затем передан новому владельцу, уточнил он.

Проблема, заявил Гаврилов, усугубляется тем, что многие банки и финансовые организации используют номер телефона как один из основных идентификаторов клиента. И если человек не обновил данные после смены номера, это открывает лазейку для мошенников.

«В описанном случае у вас бы остался неактивный счет в банке, привязанный к старому номеру телефона. Этим и воспользуются злоумышленники, получившие доступ к личному кабинету», — отметил он.

Ситуация, добавил он, осложняется еще и тем, что некоторые банки используют недостаточно надежные методы удаленной идентификации клиентов. Например, для восстановления доступа к личному кабинету или подтверждения операций может быть достаточно только номера телефона и кода из SMS. В описанном случае мошенники смогут обойти даже двухфакторную аутентификацию, так как все подтверждения приходят на старый номер.

«Узнав о незаконно оформленном кредите, первым делом стоит позвонить в банк и потребовать заблокировать счет и остановить все операции, — рекомендовал глава комитета. — Затем отправиться в отделение полиции, где нужно написать заявление о мошенничестве. Это важный шаг, так как без обращения в правоохранительные органы оспорить кредит будет гораздо сложнее».

При этом к заявлению стоит приложить выписку из кредитной истории, добавил Гаврилов. Согласно его рекомендации, важна помощь профессионального юриста, потому что необходимо составить грамотные претензии в банк и сотовому оператору.

«От оператора связи нужно получить справку о том, что на момент оформления кредита номер телефона уже не принадлежит вам. Это будет важным доказательством», — уточнил парламентарий.

Параллельно с этим нужно направить жалобы в Роспотребнадзор и Центральный банк. Эти организации начнут собственные проверки действий банка, выдавшего кредит без должной идентификации клиента, разъяснил депутат.

Процесс оспаривания, по его оценке, займет несколько месяцев.

«Банк может настаивать на том, что вы должны выплатить кредит, так как не уведомили их о смене номера телефона, — предупредил Сергей Гаврилов. — Однако благодаря обращениям и разбирательству получится добиться признания кредитного договора недействительным. Банк будет вынужден аннулировать задолженность и исправить кредитную историю».

Он посоветовал регулярно проверять свою кредитную историю и внимательно следить за всеми своими банковскими счетами, даже неактивными.

«Чтобы избежать подобных ситуаций, важно помнить несколько ключевых моментов, — резюмировал депутат. — Во-первых, при смене номера телефона необходимо сразу же обновлять информацию во всех банках и важных сервисах. Во-вторых, стоит закрывать неиспользуемые банковские счета, особенно если они привязаны к старым номерам телефона. В-третьих, везде, где это возможно, лучше настроить двухфакторную аутентификацию, желательно через специальные приложения, а не SMS».

Если есть дополнительные номера телефонов, которые редко используются, рекомендуется периодически пополнять их баланс, чтобы они не были заблокированы и перепроданы.

В целом же ситуация говорит о необходимости совершенствования законодательства о системах идентификации клиентов в банках и финансовых организациях, считает депутат от КПРФ Сергей Гаврилов. Необходимо, добавил он, также разработать более надежные методы подтверждения личности при удаленном оформлении кредитов и других финансовых услуг, которые по-прежнему можно оформлять на старый номер, давно проданный сотовым оператором другому клиенту.