Сказать, что оперативная ситуация в Белгородской области в связи с обстрелами со стороны ВСУ остается напряженной, — ничего не сказать. Более двух лет жители области, особенно в приграничных районах, живут в атмосфере тревоги, переживая за свою жизнь, здоровье, за жизнь и здоровье своих близких. Термин «внутренние переселенцы», увы, прочно прижился. И таких белгородцев, которые вынужденно покинули свои дома, не становится меньше.
Кого-то приютили родственники, кто-то живет в Пунктах временно размещения, кто-то и вовсе покинул область, переехав в более благополучный и безопасный регион России. Но сотни, если не тысячи живут, словно деревья, вырванные с корнем из родных мест. Живут с надеждой, что им помогут, не оставят один на один с бедой.
— Я не уехала никуда, да и куда ехать? Приютил меня сын. Дом мой полностью разбит, все имущество, которое наживалось годами, — сгорело, — рассказывала на приеме 74-летняя Мария Владимировна, жительница Новой Таволжанки первому секретарю Комитета Шебекинского местного отделения КПРФ Владимиру Рудоману. – Уже год как пытаюсь понять, что мне делать, как жить дальше. Прошу – дайте мне комнатку или компенсацию, чтобы можно было что-то купить. Могу ведь и не дождаться, пока обещанное жилье построят. Да и где оно будет? Говорят, что в Старом Осколе что-то строят. Мне что, за 200 километров ехать от родных?
Мария Владимировна обращается, чтобы помогли, в разные ведомства и в области, и в районе. Ходила на приемы в различные кабинеты. Написала даже Президенту.
Получила ответы. Вот выдержки из них:
«Ваше обращение на Прямую линию Президента РФ Путина В.В. рассмотрено администрацией Шебекинского городского округа.
По вопросу предоставления сертификата на жилье взамен утраченного сообщаем, что выплата денежной компенсации или предоставления сертификата на жилье взамен утраченного не предусмотрена.
На сегодняшний день ведутся работы по строительству вашего дома. Заказчиком данного строительства является Министерство строительства Белгородской области.
За дополнительной информацией Вы можете обратиться в Министерство строительства Белгородской области». (Из ответа администрации Шебекинского городского округа от 01.07.2024 г.)
При этом еще 31 октября 2023 года Мария Владимировна из Министерства строительства Белгородской области получила ответ на свое повторное (!) обращение, в котором, в частности, сказано:
«Порядком предоставления в 2023 году компенсации гражданам, которые утратили жилье или жилье которых стало непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов, и гражданам, проживающих в населенных пунктах, которые подверглись таким обстрелам или подвергаются таким обстрелам, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 17 февраля 2023 года №82-пп, предусмотрено предоставление компенсации указанной категории граждан, если их жилое помещение было утрачено, повреждено или расположено в населенном пункте Белгородской области, в котором введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирования Украины и террористическими актами до 21 мая 2023 года включительно.
Порядок строительства жилых помещений, утраченных или признанных непригодными для проживания в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов с 22 мая 2023 года включительно разработан и находится на согласовании в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
И далее столь же казенным (по-другому чиновники наши, видимо, не умеют, не положено) 74-летнюю женщину «одновременно» проинформировали, что меры социальной поддержки возложены на Министерство социальной защиты Белгородской области. И порекомендовали: «В дальнейшем за разъяснениями по вопросам улучшения жилищных условия Вам необходимо обращаться в администрацию Шебекинского городского округа».
Круг, как говорится, замкнулся.
Можно было бы понять тех чиновников, кто, отвечая на очередное обращение, привычно (как учили) ссылается на различные постановления, решения и т.д. и т.п. Таких обращений, увы, немало и ситуация у каждого – своя. А то, что в каждом – боль, крик о помощи человека, нашего земляка, попавшего в беду…Трудно находить единственно правильное решение, которое будет верным и в рамках Законодательства, и реально поможет попавшему в беду. А сослаться на «циркуляр», который вроде как все регулирует, — привычные методы. Вот только и в мирное время разобраться в этих «циркулярах» простому человеку сложно, а что уж сейчас говорить?
И еще. Помним ли мы, что сегодня все белгородцы, невзирая на занимаемую должность, статус, положение, возраст, в одной лодке? И на месте Марии Владимировны может оказаться любой другой.