Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Через АД лихолетий к молодым поколениям

Last updated on 29.04.2020

В родильном доме Белгорода, ранним утром 20 мая 1938 года, когда цвели акации и благоухала ароматами сирень, в семье рабочих Ольги Васильевны и Ивана Семёновича Витохиных родился я — Витохин Павел Иванович.

Говорят, что до войны люди роднее и заботливее относились друг к другу, сосед к соседу. Очень любили землю и природу. Но вот гибельный смерч ворвался на нашу Родину — Россию Матушку.

Год 1941 — Великая Отечественная война. Всё горело и скорбно тонуло в человеческих слезах. Фашистские захватчики, разрушая и сжигая всё, ворвались в наш Белгород, началась оккупация. В уцелевших зданиях немцы располагали своих солдат, госпитали, конюшни. Нас выгнали на окраину города – на Болховец. Мама и я с братиком нашли место в одном из подвалов. Отец был мобилизован в Советскую Армию.

Фашисты на оккупированной территории вольготно хозяйничали. По утрам и вечерам устраивали проверки, выгоняя нас из земляных ям и подвалов. Кто начинал плакать — получал прикладом и умолкал.

В оккупации мы были обречены на голодную, холодную и болезненную смерть. Мы не знали, что такое гуманитарная помощь. Нам разрешалось из ям и подвалов выходить в строго определённое время и в определённое место, постоянно под надзором полицая и немецкого солдата.

В 1941 году летом ещё можно было найти что-то из остатков довоенных продуктов, да и немцы щедро выбрасывали в отход остатки своей пищи. Если нам разрешали подходить к отходным местам (свалкам), то дети и старики немытые, сырые отходы съедали на месте.

Уходило летнее тепло 41 года. Все знали, что зима на носу, а зимы в то время были морозные (-30°С -35°С), с густыми жгучими метелями.

Я выжил, но до сих пор ни во сне, ни наяву логически в своём сознании не понимаю: как я без пищи, в бомбёжных ямах по 20-25 человек, в тряпье, в швах, в глистах, в коросте перенёс такой АД!?!

5-го августа 1943 года в 21 час пришли наши солдаты. Дорогой читатель, наши солдаты после битвы на Курской Дуге были черней, чем уголь, светились одни глаза. Они с себя снимали всё, лишь бы хоть как-то помыться в воде. Освежали себя и измученных в упряжках лошадей, верблюдов, которые тащили телеги с тяжелоранеными. Стояла летняя жара. Солнце в малиновом зареве подходило к горизонту.

Битвой на Курской Дуге война не закончилась. Она с тяжким гулом шла на запад, в тылу оставляя разруху, голод и пепел пожарищ с трупами на разорванной земле. Оставшиеся люди ходили, ползали, как тени. Они не плакали. Их глаза были без слёз, сухие и воспаленные докрасна. Они при встрече друг с другом приподнимали голову и молча, шаркая по земле босыми ногами, шли дальше. Шли с одной мыслыо — встретить ушедших на войну.

И вот пришёл наш долгожданный День Победы. Пришёл, зашёл он в каждый дом, и с тех пор в сердце русского народа горит святым негаснущем огнём!

С войны приходили «похоронки», тогда люди собирались все гуртом. Они не плакали, накрывали детские головы чёрными тряпками, прижимали к себе и долго, долго поглаживали их, как бы успокаивая друг друга.

Контуженные, израненные, инвалиды без рук и без глаз, а кто вовсе, как обрубок, без рук и без ног возвращались с войны. Их встречал голод. Голод со страшной силой косил всех.

На пепелище бывшего колхоза «Новая жизнь» начали собираться, чтобы решить, как дальше жить.

Надо было обратить внимание и силы на поля, которые заросли бурьяном с избытком неразорвавшихся мин и снарядов. Мне поручили на искалеченной лошади в железной бочке возить воду из колодца за 5 км. для женщин, стариков, инвалидов. Так началась моя трудовая жизнь без отрыва от обучения в школе.

Так называемые школы располагались в глиняных мазанках. Детей в классе было от 3-х до 8-и человек. Мебель: парты из двух досок, скамейка из одной доски, школьная доска на стене в виде хорошо высохшего квадрата из жёлтой глины и кусок мела.

Писали — если писали, то деревянными палочками. Вместо чернил свекольный квас, из красной свёклы. На чём писали не помню, но бумаги не было. В школе демобилизованный танкист учил нас на трактористов. Эти курсы я окончил и получил удостоверение «прицепчик-тракторист». До призыва в Советскую Армию в весенний и летний период работал в колхозе на новеньком «Универсале» У 2. Сейчас такой же установлен у краеведческого музея в Белгороде.

Получив 10-летнее образование в Стрелецкой средней школе №33, в 1957 году был призван в ряды Советской Армии.

Служил я в то время, когда от старшины роты до командира дивизии стояли люди, прошедшие все тяжести войны. Они научили меня дисциплине, исполнительности, военному делу. Все это и многое другое стало маяком моей жизни.

Сейчас мне уже 81 год, всю свою жизнь я прожил в Белгороде, и я очень горжусь результатами прожитых лет, 62 года из которых я отдал непрерывному добросовестному труду. Я работал, учился и занимался спортом без отрыва от производства. Активно участвовал в общественной деятельности. Не могу не остановиться на конкретных примерах. В школьные годы в 1954 г. меня приняли в ряды Ленинского комсомола. В армии, после окончания курсов партийной школы, меня приняли в ряды КПСС. И по сей день я храню свой партийный билет. После демобилизации я окончил вечернее отделение сварщиков РУ-15 (ремесленное училище). Затем Ленинградский индустриально- педагогический техникум и Белгородский технический институт им. Губкина.

За 3,5 года службы в армии я приобрел хорошую физическую подготовку. Стал призёром по военно-прикладному троеборью, чемпионом округа по пулевой стрельбе, выполнил нормы первого разряда по лёгкой атлетики, лыжным гонкам, получил звание КМС(кандидат в мастера спорта) по гандболу. У меня не было покровителей, я всего достигал своим титаническим трудом.

Свой трудовой путь я начинал разнорабочим на стройках Белгорода, грузчиком и сварщиком на Энергомаше, где, между прочим, суммарный трудовой стаж рода Витохиных составляет 132 года. Помимо этого, я успел проработать мастером и преподавателем специальных дисциплин в ПТУ №4. Провёл десятки открытых областных мероприятий, лично обучил 18 победителей областных конкурсов и 7 призёров профессиональных конкурсов России по сварке. В целом, научил и воспитал мужчин и профессионалов около 1000 чел.

За весь трудовой стаж не имел не одного взыскания или выговора. Всегда говорил правду, доказывал её аргументировано, на примерах. Искоренял подхалимов, клеветников и бездарных рабочих на местах результатами своего труда. Всегда равнялся на лучших и достойных людей.

Низкий земной поклон моим родителям: Витохиным Ольге Васильевне и Ивану Семеновичу, а также жителям г.Белгорода, которые находились в городе в 1941-1943 г. в оккупационном фашистском плену.

ВИТОХИН Павел Иванович
ветеран труда,
член общества «Дети войны»