КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко :: Виктор Василенко в год Российского кино размышляет над тем, что было самым выдающимся достижением советского кино

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор Василенко в год Российского кино размышляет над тем, что было самым выдающимся достижением советского кино





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород



Днём рождения советского кино считается 27 августа 1919 года, когда председатель Совнаркома В.И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». Это означало не просто радикальное изменение экономической основы кинематографа, это означало гораздо большее – изменение его сущности. Как отметил один из наиболее авторитетных историков мирового кино Жорж Садуль, «после декрета 1919 года кино раз и навсегда перестало быть финансовым предприятием…Кино превращалось в средство культурного воздействия».

Ленинский декрет «раскрепостил» советское кино от давления коммерческих интересов. Это открывало ещё небывалые возможности для развития киноискусства. Огромный вклад в превращение кино из действующего на воображение аттракциона в подлинное искусство внесли в начале ХХ века американские мастера экрана. Но, как констатирует тот же Садуль, «представители американской школы… вскоре попали в русло коммерческих фильмов. И только в СССР индивидуальность художника могла развиваться беспредельно».

К этому надо добавить, что Ленин не только называл кино «важнейшим из всех искусств», но и относился к нему как глава Совнаркома соответственно. В 1919 году (когда от Петрограда только-только отогнали Юденича, а Деникин ещё рвался к Москве!) в столице была создана первая в мире государственная киношкола (будущий всемирно прославленный ВГИК), в самом начале 20-х годов правительство нашло возможность выделить из крайне скудных валютных резервов средства для приобретения съёмочной аппаратуры и плёнки.

Всё это вместе взятое дало потрясающий результат. В 1921 году советские фильмы только начали появляться за рубежом. А уже в середине 20-х, говоря словами Садуля, «советское кино решительно выдвинулось в передовую шеренгу искусства». Искусство - не спорт, здесь «чемпиона» определить практически невозможно. Награды международных фестивалей – критерий крайне сомнительный (это моё убеждение, а не попытка прикрыть нашу «бедность»: на бедность наград тогда, как раз, сетовать не приходилось: в 20-е годы советские фильмы собрали на Всемирной выставке в Париже, в рамках которой тогда проводился наиболее престижный киносмотр, впечатляющую «коллекцию» медалей, были и другие международные призы). Но всё же упомяну два момента, свидетельствующих об авторитете советского кино.

Первый – опрос ведущих критиков и киноведов из 25-и стран с наиболее развитым кинематографом, проведенный в 1958 году Бельгийской синематекой. 110 специалистов из 117 назвали лучшим фильмом всех времён и народов «Броненосец «Потёмкин» Сергей Эйзенштейна. В десятку лучших, составленную по итогам опроса вошли также «Мать» Всеволода Пудовкина (по Горькому) и «Земля» Александра Довженко.

Второй, ещё более существенный, момент: советская школа кино сыграла значительную роль в развитии мирового киноискусства, оказав влияние на становление как отдельных мастеров экрана, так и целых направлений.

Садуль пишет о Дзиге Вертове: «Международное влияние Вертова было огромным. Оно ориентировало после 1927 года на совершенно новые пути «Авангард», который во Франции, Голландии, Соединённых Штатах всё глубже увязал в формальных поисках и абстракциях».

Американский киновед Д. Лейда утверждает: «Каждый труд Эйзенштейна и Довженко подвергается исследованию молодыми кинематографистами всех стран как учебное пособие, стимул и помощь».

Знаменитый итальянский неореализм зарождался под влиянием советского кино. Умберто Барбаро, ведущий преподаватель Римского экспериментального киноцентра, в котором занимались будущие мастера неореализма, был пропагандистом творчества Пудовкина.

Мне самому доводилось слышать от кинематографистов не только разных стран, но и разных континентов, включая знаменитого постановщика трилогии «Крёстный отец» Френсиса Форда Копполу, что советские мастера или отдельные фильмы (в случае с Копполой – это «Десять дней, которые потрясли мир» - по-русски, «Октябрь» Эйзенштейна) оказали влияние на формирование их как режиссёров.

Эту тему можно развивать и углублять, но в данном случае существенно то, что большой вклад советского кино в развитие мирового киноискусства общепризнан.

Но не будем преуменьшать заслуги кинематографистов ведущих капиталистических стран в развитии кино как искусства (правда, замечу, что после уничтожения СССР это развитие резко затормозилось, и началась очевидная деградация). Во Франции, США, Италии, Швеции, ФРГ, Японии и некоторых других странах - на общем фоне фильмов, говоря словами Ильфа и Петрова о кино США, для «крупного рогатого человечества» - создавались и замечательные произведения – глубокие по мыслям, гуманистические по звучанию, мастерские по использованию специфических выразительных средств киноискусства.

Однако есть сфера кинематографа, в которой Советский Союз сумел добиться такого, чего не было и никогда не будет в самой развитой капиталистической стране.

Народная артистка СССР балерина Галина Уланова писала: «Если бы у меня спросили, что нового внесла в балетный спектакль советская эпоха, то я бы, прежде всего, сказала: зрителя». И это с полным основанием можно отнести и к кино.

То, что советское кино в целом было ориентировано не на «крупное рогатое человечество», а на «человека очеловеченного», воспитывало людей не только нравственно, но и эстетически.

Разумеется, люди ходили, ходят и будут ходить в кино на интересное. И развлекательные фильмы пользовались в нашей стране огромным успехом. Скажем, на «Кавказскую пленницу» в Белгороде три недели не оставалось лишних билетов. Ни на один сеанс. А в целом в СССР она собрала 75 миллионов зрителей - больше, чем в экссоветских республиках собрали две трилогии «Властелин колец» и «Хоббит» и все четыре фильма «Пираты Карибского моря» вместе взятые!

При этом развлекательные фильмы советских времён кардинально отличаются от нынешних. Взять, к примеру, приключенческие ленты и детективы – такие, как «Два билета на дневной сеанс», «Инспектор уголовного розыска», «Сотрудник ЧК», «Достояние республики», «Без права на ошибку», «Бой после Победы», «Вдали от Родины», «Государственный преступник». В них отсутствует то, чем заманивают публику нынешние картины этих жанров – нет обилия драк, почти или совсем нет стрельбы, нет искусственного нагнетания нервного напряжения у зрителей. Тем не менее, каждый из названных фильмов собрал более 30 миллионов зрителей – результаты, о которых сегодня российский прокат не может даже мечтать.

Что же привлекало в них людей? Думаю, не ошибусь, если скажу: человеческое содержание, рассказ о людях, интересных и близких зрителям. То же относится и к комедиям. Человеческое содержание ощущается даже в эксцентрических комедиях Гайдая, которые были лидерами в «лёгком жанре» - не зря же Юрий Никулин называл Балбеса среди его любимых героев. Но ведь большой популярностью пользовались и подлинно лирические комедии, в которых не было никакой эксцентрики, никакого «выжимания» смеха из зрителей – авторы с улыбкой наблюдали за жизнью героев, самых обычных людей. А те же «Девчата» собрали почти 35 миллионов зрителей.

Огромному количеству советских людей были интересны и совершенно серьёзные фильмы.

Самым посещаемым фильмом российского проката постсоветских времён стал американский чрезвычайно зрелищный фантастический фильм «Аватар» - он собрал около 14 миллионов зрителей. На Украине у «Аватара» было 1,5 миллиона посещений. В остальных экссоветских республиках – существенно меньше. Округлив в сторону преувеличения, его посещаемость на территории бывшего СССР можно определить в 20 миллионов.

Выше этого рубежа прокатный результат в СССР показали многие десятки фильмов, в том числе и таких, которые не предлагали ни эффектной зрелищности, ни головоломных приключений, никакой экзотики; вообще никакого развлечения, а предлагали зрителям присоединиться к размышлениям над важными вопросами человеческого бытия и жизни общества.

Мне не удалось найти данные проката 30-40-х годов, но и 50-60-е годы достаточно красноречивы. По 20-30 миллионов зрителей собирали фильмы, в которых характеры людей раскрывались, главным образом, в их работе – например, «Высота», «Возвращение Василия Бортникова», «Дорогой мой человек», «Доживём до понедельника», «Девять дней одного года». Не меньшей популярностью пользовались фильмы о революции, гражданской войне и Великой Отечественной войне – «Железный поток», «Двадцать шесть бакинских комиссаров», «Две жизни», «Баллада о солдате», «Звезда», «Бессмертный гарнизон», «Балтийское небо», - этот перечень можно намного увеличить.

Больше 20 миллионов зрителей в СССР собирали многие экранизации классики. Среди них не только эпопея «Война и мир», грандиозная посещаемость которой (первый фильм – 58,4 миллиона) во многом была обеспечена культпоходами школьников, но и «Воскресение», и «Гамлет», и «Братья Карамазовы», и «Анна Каренина», и «Дворянское гнездо», и «Идиот», и целый ряд других фильмов. Это подтверждает то, о чём я не раз говорил в прежних статьях, – в ходе реализации сталинского проекта строительства социализма удалось очень большому числу людей привить внутреннюю потребность в общении с подлинно художественной культурой. И это было величайшим достижением.

Можно ли себе представить, чтобы в нынешней капиталистической России, где кино вновь сделали финансовым предприятием; где подавляющее большинство создателей фильмов в стремлении к повышению коммерческого результата своих произведений обращаются не к возвышенному во внутреннем мире людей, а к самому низменному; где работа по эстетическому развитию народа полностью свёрнута, 22 миллионов зрителей собрал такой фильм, как «Зося» - не только не предлагающий публике ничего «интересного» с позиции критериев коммерческого кино, но не имеющий даже сюжетной интриги, ведущий средствами киноискусства рассказ о красоте человеческой души?

Обретение десятками миллионов людей способности чувствовать духовную красоту было величайшим достижением советской эпохи. Утрата подавляющим большинством людей этой способности в современной России – это катастрофа общества. И нужно совсем уже потерять либо соображение, либо совесть, чтобы после этого что-то там бормотать об «антигуманистической сущности коммунистического режима» и о «духовном возрождении» России после его разрушения.

В заключение приведу красноречивое сопоставление. Советский победитель Венецианского фестиваля трагический, непростой по киноязыку и очень глубокий по мыслям фильм Андрей Тарковского «Иваново детство» собрал в нашем прокате 16 миллионов зрителей. Постсоветский победитель Венецианского фестиваля – фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» собрал в российском прокате… около 100 тысяч зрителей.





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 19.03.2016 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко - Виктор Василенко в год Российского кино размышляет над тем, что было самым выдающимся достижением советского кино

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники