КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко :: Виктор Василенко: можно ли христианством облагородить капитализм

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор Василенко: можно ли христианством облагородить капитализм








Не только белгородский губернатор Савченко, но и федеральный лидер единороссов Медведев ратуют за приобщение школьников к религии. Цель этого заявлена самая почтенная: облагородить таким путём нравы общества.

Спору нет, исправлять нравы, которые утвердились в нашем обществе при переводе его в русло капитализма, крайне необходимо. Вряд ли кто не согласится с теми оценками морального климата постсоветской России, которые не раз давали иерархи РПЦ. В начале 90-х митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн так охарактеризовал духовное состояние общества: «Отечество наше, народ наш переживает ныне лютые, тяжелейшие времена смуты… святыни попраны и оплёваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой официальной религии – культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы любой ценой». Алексий Второй уже в новом веке говорил: «В настоящее время зло вышло из-под контроля и бесстыдно заявляет о своей победе над добром».

Вопрос в другом: можно ли в принципе «облагородить» капитализм религией, в частности, христианской?

Фундаментальные принципы учения Христа – приоритет духовных ценностей («Не собирайте себе сокровищ на земле,.. но собирайте себе сокровища на небе; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»), приоритет общих интересов (это один из мотивов Нагорной проповеди), отказ от собственности как условие духовного возвышения («продай всё, что имеешь, и раздай нищим (в христианском понимании – неимущим – В.В.), и будешь иметь сокровище на небесах»), категорическое исключение стремления к богатству как стимула деятельности, бескорыстие, готовность на личные жертвы ради помощи ближнему… Идеологические устои капиталистической системы диаметрально противоположные: приоритет материальных ценностей, стремление к наживе, жажда обладания собственностью, эгоизм.

Один из фундаментальных принципов учения Христа: «Не можете служить и Богу, и маммоне». Один из важнейших принципов капиталистического общества, как определила его Айн Рэнд, философ-апологет капитализма (та самая, имя которой носит знаменитый мозговой центр капитализма «Рэнд-корпорация»): «Выражение делать деньги является основой человеческой морали». Можно ли их хоть как-то примирить? Очевидно, нет.

Поэтому люди, живущие по принципам идеологии капитализма могут относиться к учение Христа только фарисейски. Английский писатель Дж. Голсуорси устами одного из героев романа «Конец главы» иронично заметил о респектабельных буржуа: «Большинство из них было бы шокировано, если бы им сказали, что они не христиане, и шокировано ещё больше, если бы их попросили отдать половину богатств бедным». Подозреваю, многие из нынешних «ревнителей Православия» были бы не меньше шокированы таким предложением.

Разведчик Конон Молодый, который выступал на Западе в роли бизнесмена и преуспел в этом, став миллионером, говорил: «Мне претил бизнес. Никак не мог привыкнуть к мысли, что подлость во имя денег – это норма; что если ты нарушил закон – ты дурак, а если ты закон обошёл – умный и порядочный человек». Быть может, это неадекватное восприятие капиталистической действительности советским по духу человеком? Но и совсем не советский по духу предприниматель А. Злочевский, отвечая на вопросы в ходе исследования бизнес-элиты России, утверждал то же самое, только с противоположной идеологической позиции: «Для меня нет морали в бизнесе. Мораль в бизнесе – закон. Обман вне сферы законодательства, то есть, обман – моральная вещь в бизнесе». А вспомним знаменитое наставление для деловых людей Наполеона Хилла «Думай и богатей», некоторое время назад переведенное и на русский язык: богатство приобретается всеми средствами – честными, если возможно, и иными, если представится случай.

Так что Христос был абсолютно прав: «Не можете служить и Богу, и маммоне». Прав и религиозный философ Николай Бердяев, утверждавший, что капиталистическая система «могла возникнуть только в обществе, которое окончательно отвернулось от неба».

Да, религиозность сегодня становится обязательной составляющей имиджа для тех, кто стремится сделать политическую карьеру. Среди частых посетителей храмов сегодня немало и предпринимателей. Но не о таких ли верующих Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды»?

В капиталистическом обществе Бог из носителя (по выражению средневекового христианского философа Эразма Роттердамского) «духа наичистейшего» превращается, как метко заметил американский философ ХХ века Эрих Фромм, в «генерального директора акционерного общества «Вселенная». И отношения с Ним строят соответственно. Главной целью подобной религиозности оказывается не духовное возвышение личности, а желание обеспечить себе покровительство Всевышнего в жизни этой и привилегии в жизни Иной.

Здесь любое христианское движение встаёт перед выбором: либо, забыв о духе учения Христа, камуфлировать религиозностью уродства капитализма, либо бороться против основ капитализма – причём, не только идеологических, но и социально-экономических, поскольку даже такой «идеалист», как Бердяев, ясно понимал: «Когда пытаются решить вопрос о совершенной человеческой жизни, погрузившись в путь индивидуального нравственного и религиозного совершенствования, то видят, что необходим путь социального изменения».

В мире – прежде всего, в Латинской Америке – есть достаточно влиятельные христианские движения «Теология освобождения», «Теология революции», которые выдвигают именно вторую цель. И, кстати, там представители Церкви тесно сотрудничают с левыми политическими силами – участвуют и в борьбе, которую те ведут (и не раз при этом гибли от рук ставленников реакции), и в формируемых ими правительствах в случае успеха этой борьбы. А что же происходит в современной России?

Вам часто доводилось, после смерти митрополита С.-Петербургского и Ладоджского Иоанна, слышать от священников проповеди в духе Его высказываний: «Горе вам, богатые…», «сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение», «и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом не дотрагиваетесь до них»?

Зато лет десять назад в прессе были опубликованы выдержки из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». И там, в частности, говорилось, что Церковь «призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий». Но ведь Христос говорил диаметрально противоположное: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником». Или церковные идеологи полагают, что христианин может не быть учеником Христа?

Четыре года назад по Белгородскому областному радио прошёл цикл передач, посвящённый «Своду нравственных правил», принятому Всемирным Русским Народным Собором и одобренному Православной Церковью. И в этих передачах делалось всё возможное, чтобы примирить Бога и маммону, доказать, что стремление к богатству – не грех, если для предпринимателя его дело является не только средством извлечения прибыли, но и «средством служения идеалам добра и справедливости». Только ведь Христос, утверждая: «Не можете служить и Богу и маммоне», не предусматривал никаких допущений.

Под «служением идеалам добра и справедливости», вероятно, нужно понимать благотворительность. И наши священники с умилением относятся к благотворительности, например, г-на Скоча. А вот кандидат богословия отец Георгий (Персианов) в разгар «перестройки» говорил в интервью «Советской культуре»: «Почему красноярцы, например, в начале века уважали богатого купца Годалова?.. Каким образом произошло первоначальное накопление его капитала, никого в сущности не интересовало. Людей вполне устраивало, что этот купец имеет благорасположение поделиться частью своих денег, жертвуя на сиротский дом или на постройку храма». Отец Георгий видит в этом «симптом кризиса общественного сознания».

Но ведь, если люди не знали, откуда взялось богатство у Годалова, то откуда у современных российских олигархов – знают все. И все понимают, что к подобным «благотворителям» с максимальной полнотой относятся слова святителя Иоанна Златоуста: «Если же похитив имущество у ближнего, раздадим только малую часть оного,- какое будем иметь тогда оправдание».

И что же мы имеем после почти двух десятилетий подобного «исправления нравов»? Около пяти веков назад Эразм Роттердамский писал: «Разверни анналы древних и сравни нравы тех времён с нашими. Когда больше презирали истинную честность? Когда так ценили богатство, приобретенное каким угодно способом? Когда грязные прелюбодеяния распространялись шире, были безнаказаннее и не считались позором? Так мы христиане чтим учение Христа». Не кажется ли вам, что к России начала ХХI века эти слова относятся в не меньшей степени?

Недавно СМИ привели очень высокую оценку результатов совместной деятельности мирских и духовных властей «святого Белогорья» другого митрополита Иоанна - Белгородского и Старооскольского: «Земля святого Белогорья является примером того, как жить в мире и делать всё, чтобы наша страна достигла такого духовного состояния, которое именуется святой Русью». Только вот незадача! Другие материалы этого издания ну никак не подтверждают радужную оценку святого отца. Само это высказывание было напечатано на том же развороте, где продолжалась тема безумного ЧП, случившегося в Белгороде: врач до смерти забил пациента, который оскорбил медсестру. А через два номера газета опубликовала подборку ЧП масштабом поскромнее, но тоже красноречиво свидетельствующего о духовном состоянии «святого Белогорья»: «Зашёл в магазин согреться, а потом ограбил кассира», «Пассажиры такси напали на водителя», «Белгородка едва не зарезала друга за обвинение в измене», «Белгородец разбил машину, мешавшую ему пройти». Если это называется «жить в мире»…

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 26.04.2016 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко - Виктор Василенко: можно ли христианством облагородить капитализм

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники