КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко :: Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем








Вчера состоялось торжественное открытие 38-го Московского международного кинофестиваля. Его отсчёт ведётся от кинофестиваля, прошедшего в Москве в 1959 году. Вскоре ММКФ стал самым масштабным смотром мирового кино (порой в нём участвовали до 100 стран, а в главной конкурсной программе были представлены иногда три-четыре десятка фильмов) и одним из наиболее авторитетных (он официально был включён в очень узкий круг фестивалей высшей категории). Журналист Виктор Василенко был участником восьми Московских международных кинофестивалей советских времён. Несколько лет назад мы разместили на нашем сайте его статью о ММКФ, теперь предлагаем интервью с ним о Московском фестивале.

 

- Каким был ваш статус на фестивале?

В.В. – Участника. Удачной находкой организаторов фестивалей было то, что все, аккредитованные на нём, имели статус участника. А там уже шло подразделение: гость, оргкомитет, пресса, переводчик и т. п. Но все мы считались участниками фестиваля – и, на мой взгляд, это тоже способствовало созданию на фестивале потрясающего демократического духа.

- То есть, на советских Московских фестивалях был демократический дух?

В.В. – Демократический не в нынешнем смысле, без кавычек. Скажем, в автобусе, который везёт участников международного симпозиума кинематографистов, я подсаживаюсь к знаменитому режиссёру-мультипликатору Иону Попеску-Гопо, занимающему несколько высоких должностей, – и тот до самого начала симпозиума беседует со мной, а потом, сидя в президиуме, вице-президент Международной ассоциации мультипликаторов, президент Ассоциации кинематографистов Румынии рисует мне, совершенно безвестному для него журналисту, на листочке блокнота очень популярного тогда во всём мире героя своих мультфильмов… пытающегося спастись от журналистов. Или другой случай: я подхожу в ресторане к столу для VIP-гостей к Френсису Форду Копполе, который только что закончил завтрак и прошу сразу (время его было расписано очень плотно) дать мне интервью. И мэтр, даже не спросив, кто я, собственно, такой, дружелюбно соглашается… За всё время только один раз я услышал отказ – от Марчелло Мастрояни. Сделал он это в довольно необычной форме. В ответ на мою просьбу уделить мне несколько минут он сказал по-русски: «Москва – хорошо. Икра – хорошо. Водка – хорошо». А потом уже по-итальянски отрезал: «Баста!». Но если учесть что из-за желающих заполучить его «на несколько минут» два десятка метров от лифта до выхода из «России» он преодолел за полчаса, то упрекать его в «зазнайстве» нет оснований. Хотя другой итальянский актёр звёздной величины, Альберто Сорди, в аналогичной ситуации уделял внимание каждому – действительно по нескольку минут.

И ещё, на Московском кинофестивале легко завязывались дружеские отношения. Я потом ещё не раз встречался с Ионом Попеску-Гопо, и между нами установились очень тёплые отношения, такие же отношения были и с популярным режиссёром Юрием Чулюкиным («Девчата», «Королевская регата», «Неподдающиеся»), который на фестивале выступал в роли хозяина, принимающего гостей, и изумительно справлялся с этой нелёгкой задачей. У меня хранится автограф Дина Рида: «Благодарю тебя за дружбу». С Даниэлем Ольбрыхским, Батой Живойновичем и чилийским режиссёром Себастьяном Аларконом мы со временем перешли на «ты», с югославским режиссёром Предрагом Голубовичем даже переписывались, а на фестивале 87 года он, приехав в Москву в последние дни фестиваля, сам меня нашёл.

- А как вы смогли аккредитоваться на кинофестивале. Или это мог сделать каждый журналист?

В.В.- Нет. Когда я приехал в 1977 году с заявкой от белгородской «Ленинской смены», то мне стоило неимоверных усилий решить вопрос с аккредитацией. Но потом я был заангажирован польской газетой – и все проблемы сразу отпали. Более того, моё положение иностранного корреспондента давало некоторые привилегии. Например, советских журналистов не всегда пускали в ночной пресс-бар, а иностранных – пожалуйста. Правда, за все годы я ни разу в нём так и не побывал.

- Почему? Неужели было неинтересно взглянуть на ночную жизнь фестиваля?

В.В. – Если честно, не особенно. Но главное, работа на фестивале была очень напряжённой: пресс-конференции, просмотры по нескольку часов, потом обязательно нужно было походить по фойе фестивального блока гостиницы «Россия» в надежде поймать кого-нибудь из нужных тебе гостей. Ведь, за исключением тех, с кем установились более ли менее дружеские отношения, люди не очень-то были рады визиту журналиста к себе в номер. Это к польскому актёру Даниэлю Ольбрыхскому или его югославскому коллеге Бате Живойновичу я мог позвонить – и услышать: конечно, заходи. А у итальянского режиссёра Джузеппе Де Сантиса на двери даже висело объявление: «Журналистов просят не беспокоить»… А вечером ещё надо было готовить материал для передачи на следующее утро. Так что на ночную жизнь не оставалось ни сил, ни времени.

- Чем для вас был Московский фестиваль: только лишь очень интересной журналистской работой или чем-то большим?

В.В. – Безусловно, гораздо большим. С зарубежным кино я знакомился почти исключительно по фильмам, шедшим в прокате. А в наш прокат тогда попадали далеко не все значительные работы даже режиссёров соцстран, не говоря уже о западных. И фестивальные программы – как конкурсные, так и информационные (а в последних журналистам, как правило, показывали наиболее интересные внеконкурсные работы) – были для меня окном в мир зарубежного, прежде всего, западного кино. Это мне было просто необходимо как киноведу. Потому что писать статьи о каких-то тенденциях в зарубежном кино, представляя общую картину положения дел в нём только по чужим статьям и книгам, - говорить с чужого голоса. А я всегда стремился к тому, чтобы говорить СВОЁ. Иначе вообще, зачем писать.

Когда у меня появились среди участников фестиваля друзья, я всегда ехал в Москву с надеждой увидеться с ними. Поймите правильно: дело не в том, что я млел от восторга: вот я рядом с самим Ольбрыхским! Это детское отношение было, но ушло уже после первого же фестиваля. Мне были дороги новые встречи с людьми, которые мне по-человечески интересны и близки. И с Батой, Даниэлем, Предрагом мы могли при таких встречах по 30-40 минут говорить о чём-то таком, из чего и пары строк «для прессы» не выжмешь. Например, Даниэль рассказывал мне, что перестал играть в театре Гамлета и почему это сделал; о конфронтации с министром культуры – который потом погиб в авиакатастрофе, «и очень многие пили по этому поводу шампанское, но я считаю, что это неправильно, - смерть выше личных отношений». А Бата рассказывал, что много лет играл в военных фильмах – и никаких ЧП не случалось, а тут попробовал сыграть героя-любовника – и едва не сломал себе спину…

И ещё, Московский фестиваль был для меня ничем не заменимой школой. В разговорах с мастерами кино я старался минимизировать стереотипные вопросы «для читателей», а основное внимание уделять тем вопросам, которые были интересными для меня как для профессионала. И беседы с Предрагом Голубовичем, Кшиштофом Занусси, Даниэлем Ольбрыхским, Станиславом Ружевичем, Бу Видербергом, Ходжакули Нарлиевым, Витаутасом Жалякявичусом, Себастьяном Аларконом, некоторыми другими режиссёрами и актёрами дали мне очень многое в этом отношении. Я не хочу сказать, что всё, сказанное ими по тем или иным вопросам, я принимал как «откровение свыше». Сказанное ими давало мне «информацию к размышлениям», после которых что-то дополняло мои представления об искусстве кино, а что-то я мог и отвергнуть.

- Если можно, пару конкретных примеров.

В.В. - Например, фильм Голубовича «Сезон мира в Париже» и подробный разговор о нём, помогли мне глубже осмыслить значение художественных образов в языке кино. Целая «лекция» об эстетических границах при изображении насилия и эротики, которую «прочёл» мне Жалякявичус, вообще открыла для меня эту тему, в которой прежде я ориентировался интуитивно. Разговор с Константином Степанковым о том, что актёр, создавая образ своего персонажа, должен найти внутренний конфликт в нём, и строить характер, исходя из него, заставил меня глубже всматриваться в актёрские работы… А не принял я, к примеру, безразличного отношения Робера Оссейна к волне насилия, поднявшейся тогда в западном кино – мол, такой уж современный мир; или того, что Аларкон, создав несколько хороших, но не кассовых фильмов, пришёл к мысли о необходимости поиска компромисса с обывательскими запросами.

- Никита Михалков как-то высказался в том духе, что на Московских кинофестивалях советских времён были пышные открытие и закрытие, а между ними – пустота. Что вы можете сказать на это?

В.В. – Только одно: человеку, претендующему на дворянское происхождение, не пристало столь беспардонно врать. Если фильмы Феллини, Куросавы, Синдо, Карне, Копполы, Крамера, Рози, Бардема, Видерберга, Кесьловского, Вайды, Сколы и ещё несколько режиссёров из первых рядов мирового киноискусства – это пустота, то я не знаю, что понимать под содержательностью: те тусовки, которые стали главным действом на постсоветских фестивалях? Кстати, нередко и фильмы менее известных мастеров Швеции, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Италии, Испании, некоторых других стран были очень интересными как по содержанию, так и по форме. Замечу, в Москву приезжали и актёры из числа самых звёздных – говорят, в 60-е годы приезжали и Ален Делон, и Жан Марэ, и Софи Лорен, и Бурвиль, и Моника Витти. Но уже при мне участниками ММКФ были (называю только несколько из наиболее «громких» имён: Джина Лоллобриджида, Тосиро Мифуне, Керк Дуглас, Альберто Сорди, Витторио Гасман, Жан-Луи Трентиньян, Жерар Депардье, Лино Вентура, Джан Мариа Волонте, Жанна Моро, Роберт Де Ниро, Настасья Кински. Я уже не говорю о делегациях соцстран, в которых всегда были актёры с европейской известностью.

- А то, что у Московского фестиваля была репутация смотра антикапиталистического кино, не отпугивало западных мастеров?

В.В. – К счастью, организаторы ММКФ руководствовались не принципом «Кто не с нами – тот против нас», а принципом «Кто не против нас – тот с нами». И «с фестивалем» оказались не только западные мастера, имеющие репутацию «левых» - как, например, Хуан Антонио Бардем, Франческо Рози, Джузеппе Де Сантис, Жак Тати, Курт Гоффман, Чезаре Дзаваттини, но и мастера, достаточно далёкие по политическим взглядам от коммунистов – скажем, Федерико Феллини, Микельанджело Антониони, Френсис Форд Коппола, Норман Джуисон, Стенли Крамер, Мартин Скорсезе, Кристиан Жак… Коппола, кстати, именно в Москву привёз переделанный вариант «Апокалипсиса» - уже после победы фильма на Каннском фестивале режиссёр изменил концовку фильма. Первый международный просмотр нового варианта состоялся на Московском кинофестивале – и представлял фильм сам Коппола. А что касается антикапиталистичности… Любая подлинно художественная культура ориентирована на гуманистическую идеологию. Её важнейшие установки: приоритет духовных ценностей, бескорыстие, пренебрежение погоней за богатством, приоритет общих интересов. А идеология капитализма имеет в основе диаметрально противоположные установки: алчность, собственничество, эгоизм. Не зря же знаменитый диссидент писатель Владимир Максимов утверждал, что вся большая западная литература «такая антикапиталистическая». К искусству кино это относится в полной мере. Многие фильмы Феллини, Антониони, Копполы, Карне, других выдающихся западных режиссёров говорят о самых серьёзных духовных и социальных проблемах капиталистического общества.

- Так что, у Московского фестиваля советских времён вообще не было серьёзных недостатков?

В.В. – Почему, были. Скажем, некоторая заорганизованность, когда гостям порой начинало казаться, что они вновь попали в детский сад, где дяди и тёти решают за них, что в какой момент им делать. Далеко не бесспорным было распределение призов. В частности, традиция один из Золотых призов «выделять» для советского фильма, каким бы он ни был. На моей памяти она была нарушена только однажды – в 1979 году. Но тогда фильмы «Кинолюбитель» Кесьловского, «Христос остановился в Эболи» Рози и «Семь дней в январе» Бардема были столь неоспоримо сильнее советского «Взлёта», что обойти их ради него было бы просто неприлично.

Ну, а журналистам трудно было вынести господство блата. Как-то Капралов опоздал к началу информационного показа для прессы и вместе с полусотней других опоздавших журналистов просто не смог попасть в зал. Ну, а поскольку он был не просто журналистом, а обозревателем всемогущей в те годы «Правды», то у сидящих в зале проверили аккредитации – и выяснилось, что их имела едва четвёртая часть присутствующих. Остальные были чьими-то родственниками, знакомыми, родственниками знакомых, знакомыми родственников. И кстати, проникали они (по крайней мере, большинство из них) на официальные просмотры фестиваля не из любви к «высокому» кино, а ради «престижа». До сих пор помню, как имел несчастье оказаться рядом с подобной компашкой на просмотре «Отверженных» Оссейна. Они едва не испоганили мне встречу с этим прекрасным, очень поэтичным фильмом. Вероятно, им происходящее на экране казалось безмерно скучным, и они сначала минут десять потребляли шоколад, нещадно гремя фольгой. Потом принялись вслух обсуждать, куда лучше пойти вечером – в Дом литераторов или в Дом кино… И только когда я, тоже достаточно громко посоветовал им убираться, они заткнулись, а где-то через полчаса последовали моей рекомендации.

Но все эти недостатки были не столь значительными, чтобы принизить достоинства Московского международного кинофестиваля советских времён.

- На открытии нынешнего фестивале министр культуры Медынский сказал, что Московский международный кинофестиваль ведёт отсчёт с 1935 года…

В.В. - Да, в 1935 году в Москве состоялся международный кинофестиваль, который собрал многих зарубежных мастеров кино из числа «самых-самых». Однако если просчитать по номерам фестивалей, то первым окажется именно фестиваль 1959 года. И это правильно, потому что фестиваль 1935 года продолжения не получил. Нынешний Московский международный кинофестиваль уходит корнями не 1935 год, а в 1957-й. Тогда в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве был проведен и киносмотр. Он имел очень большой успех, и после этого возникла идея проведения в Москве международного кинофестиваля.

Беседовал Владимир ОРЕХОВ

На фото:

Несостоявшееся интервью с Марчелло Мастрояни.

Тот самый рисунок Иона Попеску-Гопо.

На Московском фестивале легко завязывались дружеские отношения: Виктор Василенко и –

Даниэль Ольбрыхский,

Предраг Голубович,

режиссёр Виктор Гресь и актёр Николай Ерёменко





 Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем   Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем

 Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем   Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем

 Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем   Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем

  

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 24.06.2016 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко - Виктор Василенко: на Московских кинофестивалях я был иностранцем

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники