МАРКСИСТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
И РУССКИЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ
Со времени «перестройки» и поныне нередко можно встретить мнение, будто идеи социализма были принесены российскими марксистами с Запада, и они были чуждыми русским духовным традициям. Что ж, давайте рассмотрим, шли ли российские марксисты в течении русской общественной мысли конца XIX – начала XX века или против него.
Плеханов и Ленин, главные фигуры в русском марксизме конца XIX века, видели главные цели марксистского движения в России в свержении монархии и смене капиталистического строя социалистическим.
Но ведь капитализм как раз и был органически чужд русскому образу мышления. «Экспериментальным подтверждением» этого тезиса можно считать Столыпинскую реформу. Она была нацелена на дальнейшее развитие капитализма в России и, в первую очередь, на преобразование на его основе сельского хозяйства. Для этого нужно было разрушить крестьянскую общину. Однако, несмотря на то, что Столыпин проводил свою реформу, мягко говоря, весьма настойчиво, из общины, по данным МВД России того времени, вышло только примерно 10% крестьянских хозяйств.
В целом, не принимала принципов капитализма и русская общественная мысль. Льва Толстого, вроде бы, никто не упрекал в отходе от русских духовных традиций. Но он чрезвычайно резко осудил Столыпина. Письмо Льва Николаевича Столыпину цитируется достаточно часто – но, как правило в той части, где писатель осуждает методы главы правительства. А ведь он осуждает и его цели: «Вы… не только не вводите какоелибо такое новое устройство, которое могло бы улучшить общее состояние людей, но вводите в одном, в самом важном вопросе жизни людей — в отношении их к земле — самое грубое, нелепое утверждение того, зло чего уже чувствуется всем миром и которое неизбежно должно быть разрушено — земельная собственность. Ведь то, что делается теперь с этим нелепым законом 9го ноября, имеющим целью оправдание земельной собственности и не имеющим за себя никакого разумного довода, как только то, что это самое существует в Европе…».
Резко выступал против утверждения принципов капитализма в жизни России и писатель М.Е. СалтыковЩедрин: «Всю общественную ниву заполонило хищничество; всю её, вдоль и поперёк, избороздило оно своим проклятым плугом». Не о народе, а именно о нарождающемся капиталисте Михаил Евграфович говорил: «Идёт чумазый!», идёт «с неутолимой алчностью глотать, глотать, глотать!».
Капитализм вызывал неприятие и у русских религиозных философов, которые были противниками ленинцев. «Детищем пожирающей и истребляющей похоти» называл капитализм Николай Бердяев. Он писал: «Та степень свободы зла, свободы греховной похоти, которая определяет жизнь буржуазнодемократического общества, этически не может быть терпима». Говорил он и о том, что не может быть терпим строй, «основанный на превращении человека в… вещь, которую можно продавать или покупать». Как тут не вспомнить ленинские строки из фундаментальной работы «Что делать?», написанной в 1901 году. Владимир Ильич подчёркивал, что нужно бороться «не только за выгодные условия продажи рабочей силы, а и за уничтожение того общественного строя, который заставляет неимущих продаваться богачам».
Не менее жёстко критиковал капитализм и Сергей Булгаков: «Никогда ещё в истории не проповедовалось и не проводилось в жизнь такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, низкая похоть и корысть, как ныне… Если по духовной природе своей капитализм в значительной степени является идолопоклонством, то по своему общественному значению для социальной жизни он покрыт преступлениями, и история капитала есть жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии».
Резкое осуждение принципов капитализма можно найти и у Николая Фёдорова, и у Владимира Соловьёва, и у целого ряда других известных религиозных философов. Некоторые из них прямо солидаризировались в этом с российскими марксистами: «Одним словом, мы должны не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма. В этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма», писал Сергей Булгаков.
В. ВАСИЛЕНКО
(окончание следует).