КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко :: Виктор Василенко: принцип равенства был одним из устоев советского социалистического общества

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор Василенко: принцип равенства был одним из устоев советского социалистического общества





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород



Великая Французская революция провозгласила основополагающие принципы совершенного человеческого общества: «Свобода. Равенство. Братство». Однако она расчистила путь к господству капиталистической системы, в которой главная, всё подчиняющая себе цель – нажива, и классу буржуазии, которая, как писали Маркс и Энгельс, «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного чистогана. В ледяной воде эгоистического расчёта потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма…». Естественно, что в таком обществе реализация принципов свободы, равенства и братства были невозможны в принципе.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла возможность для их воплощения в жизнь. О свободе я уже писал. Теперь рассмотрим воплощение в советском обществе принципа равенства.

Собственно говоря, даже большинство антисоветчиков не оспаривают, что равенство было одной из основ того общества, которое было создано под руководством Сталина. Но, как всегда, когда какой-то факт сам по себе нельзя поставить под сомнение, враги советского прошлого начинают его «интерпретировать». Вот и равенство подаётся как «уравниловка», «равенство в серости». Ухватившись за не совсем удачную формулировку в тосте (!) Иосифа Виссарионовича они выводят, что Сталин якобы стремился превратить всех людей в «винтики». Некоторые договариваются даже до того, что всех, кто возвышался над «серой массой», выпалывали – «не косой косили, пинцетом выдёргивали».

Однако великое множество фактов свидетельствуют о совсем ином – о том, что принцип равенства выражался не в том, что всех «нивелировали» под некий стандарт серости, а напротив, в том, что Советская власть стремилась создать каждому советскому человеку возможность максимально реализовать свои дарования.

Приведу два примера. Об одном я услышал от актёра Бориса Андреева, о втором прочёл в газете. Борис Фёдорович рассказал, что он подростком работал на Саратовском заводе комбайнов, занимался в заводском клубе художественной самодеятельности. Народный артист Слонов, который курировал клуб, обратил внимание на талантливого парня и посоветовал заводской общественности, чтобы его направили в театральное училище. Андрееву сделал такой график работы, чтобы он мог продолжать работать на заводе и одновременно учиться, а когда стало ясно, что из него действительно получится артист, его полностью «перепрофилировали» в студенты, назначив заводскую стипендию.

Будущий выдающийся композитор Валерий Гаврилин в 11 лет остался один: отец погиб на фронте, мать в 1950 году по доносу репрессировали. Мальчик попал в детский дом села Ковырино. В детдоме заметили его одарённость, и в 1951 он стал учиться ещё и в музыкальной школе. В то время специалисты по всей стране вели поиск молодых дарований. Школу, где учился Валерий, для прослушивания воспитанников посетил доцент Ленинградской консерватории И.М. Белоземцев. Результатом прослушивания стало направление Гаврилина в специальную школу-десятилетку для музыкально одарённых детей при Ленинградской консерватории.

Художественная самодеятельность, детские технические кружки, музыкальные школы, художественные студии, клубы и секции дали «путёвку в жизнь» огромному числу советских молодых людей. Среди них сын рабочего скульптор Михаил Аникушин, дети рабочего художники Сергей и Алексей Ткачёвы, учащаяся ремесленного училища, ставшая оперной певицей Евгения Мирошниченко, выходец из крестьянской семьи первый космонавт человечества Юрий Гагарин…

Добавлю ещё один штрих: после Великой Отечественной войны была создана специальная художественная студия для фронтовиков-инвалидов. Среди тех, кто сумел, благодаря ей, реализовать свой творческий потенциал, народный художник России Иван Пензов.

Очень большое значение для достижения реального равенства возможностей развития молодёжи имело то, что советская школа была единой. В те времена вместе учились и дети руководителей, научной и художественной элиты общества, и дети из самых «простых» семей. Известно письмо И.В. Сталина школьному учителю Василия: «Если наглец Василий не успел ещё погубить себя, то это потому, что существуют в нашей стране преподаватели, которые не дают спуску капризному барчуку. Мой совет: требовать построже от Василия и не бояться фальшивых шантажистских угроз капризника. Будете иметь в этом мою поддержку».

Я учился в 50-60-е годы, и могу засвидетельствовать, что такое равенство сохранялось и в то время. И оно выражалось не только в том, что в одном классе со мной учились и сын первого секретаря обкома КПСС Васильева, и сын рядового рабочего, и дочь уборщицы, но и в том, что отношение к ним со стороны педагогов было одинаковым. Саша Васильев был умным и развитым парнем, но остался без медали из-за одной тройки.

Но была, особенно в довоенные годы, проблема разного уровня подготовки детей из разных социальных групп. И вот, чтобы дать возможность рабоче-крестьянской молодёжи выйти на уровень развития, необходимый для получения полноценного высшего образования, была создана система довузовской подготовки. Первые из ставших легендарными рабфаков начал действовать ещё в годы гражданской войны! А.С. Макаренко писал о них: «Это было знамя освобождения рабочей молодёжи от темноты и невежества… Это было яркое утверждение человеческих прав на знание».

И вот результат такой политики Советской власти. Б.И. Шавырин родился в семье железнодорожника; с 16 лет начал работать, но продолжал и учиться. Закончил рабфак, потом МВТУ, стал инженером на заводе; в 1936 году был привлечён в конструкторско-испытательную группу, создававшую миномёты; в 1942 году был назначен главным конструктором СКБ гладкоствольной артиллерии. В.П. Мишин прошёл такой путь: рос в крестьянской семье, поступил в фабрично-заводское училище, работал слесарем на заводе; работая, учился на курсах по подготовке в институт; закончил МАИ, стал академиком, ведущим специалистом в области ракетостроения, ближайшим помощником С.П. Королёва. Уже в 30-40-е годы десятки выходцев из среды рабочих и крестьян заняли выдающееся место в советской науке. Ну, а тем, которые стали просто хорошо инженерами, учителями, врачами поистине несть числа. В то же время, обрёл высокую престижность и труд рабочих и крестьян. Среди знатных людей страны теперь были не только учёные, писатели, актёры, но и шахтёры, трактористы, и т. п.

С конца 80-х годов не раз доводилось слышать, будто Советская власть в те годы, открывая дорогу рабоче-крестьянской молодёжи, при этом стремилась «отлучить от своего коммунистического прогресса так называемые реакционные классы». Однако это утверждение не соответствует действительности. По данным статьи в газете «Поиск» двухтысячного года, в 1928 году среди аспирантов было всё ещё больше потомков помещиков, буржуазии и духовенства, чем детей рабочих и крестьян. Могу подтвердить это и семейным примером. Бабушка и дедушка со стороны отца происходили из семей, в которых не было ни рабочих, ни крестьян. Однако это нисколько не помешало им поступить в 20-е годы в вуз (собственно, студентами они и познакомились).

Приведу ещё один пример, который даёт почувствовать, насколько важным делом для Советской власти было создание равных возможностей развития молодёжи. Многие тысячи подростков в годы войны оставили школу, чтобы своим трудом помогать защите Отечества. И вот в 1943 и 1944 годы в стране начинают действовать системы школ рабочей и сельской молодёжи, - чтобы создать условия, позволяющие этим молодым людям продолжить образование.

Упрекают Сталина и в том, что в его проекте социалистического общества создавалась «уравниловка» в отношении материального благосостояния людей.

Но, во-первых, это не совсем верно. В сталинские годы в Советской стране были люди – прежде всего, крупные учёные, известные мастера художественной культуры, – обеспеченные много выше среднего. Приведу пример, о котором я слышал от отца, который в те годы был комсомольским работником. Президент Академии Наук СССР Александр Николаевич Несмеянов в начале 50-х обратился с письмом в ЦК партии. Он писал, что, занимая несколько постов, получает несколько больших зарплат, и его общий заработок намного превышает его потребности. Александр Николаевич просил, чтобы ему оставили зарплату только на основном месте работы, а остальные деньги перечисляли бы детским домам – ему самому заниматься этим недосуг.

И этот пример далеко не единичный. Не напрягая память, могу вспомнить писателя Семёна Бабаевского, который Сталинскую премию отдал на восстановление разрушенного войной Дома пионеров, певца Ивана Козловского, который немало лет из своих средств материально помогал детской музыкальной школе в родной Марьяновке, профессора И.Н. Куколевского, который свою Сталинскую премию перечислил госпиталю в институте Склифосовского… Замечу, что тогда всё это было без шума в печати. Это было личным делом человека.

Кстати, это примеры показывают, что в духовной атмосфере советского общества у значительной части тех, кто получал большие деньги, напрочь отсутствовало стремление как-то выделиться за счёт них. И это тоже способствовало утверждению социального равенства. Философ Александр Зиновьев уже в постсоветские годы вспоминал, что молодым человеком, с маленькой зарплатой и без особых жизненных благ, он был принят как свой в круге людей, зарабатывавших на порядок больше него, имевших роскошные по тем временам квартиры, машины, дачи. Но при всём том они относились к другому человеку по тому, что он есть, а не по тому, что есть у него.

Однако группа людей с высокими заработками была достаточно незначительной: по данным 1946 года, зарплату выше 300 рублей (в пересчёте на деньги после 1961 года) имели 0,3% рабочих и служащих, выше 200 рублей – 0,7% и, соответственно, уровень зарплат 10% наиболее высокооплачиваемых рабочих и служащих был выше уровня зарплат 10% рабочих и служащих с наиболее низкой оплатой всего примерно в 1,5 раза.

Так что, действительно, стремление Сталина к выравниванию возможностей материального потребления – это не миф. Но разве это плохо? Это только подтверждает, что Иосиф Виссарионович хорошо усвоил учение Маркса. Ведь тот прямо предупреждал, что стремление стимулировать труд повышением зарплат приведёт к тому, что люди начнут «рабски трудиться на службе у алчности». И потому Сталин, ставя в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» первоочередные задачи следующего этапа развития советского общества, подчеркнул, что повышение благосостояния людей должно достигаться «особенно путём дальнейшего снижения цен на предметы массового потребления». И это были не абстрактные теоретизирования, а реальный курс. С 1946 по 1953 годы было проведено несколько существенных снижений цен на основные товары народного потребления, в частности, продукты. Скажем, на хлеб ржаной цены за этот отрезок времени снизились с 3, 20 руб. до 1, 20 руб. за килограмм; хлеб пшеничный – с 3, 60 руб. до 1, 30; мясо говяжье – с 32 руб. до 13, 45; масло сливочное – с 68 руб. до 30, 95; колбасу докторскую – с 38 руб. до 15, 95 и т. д.

Попытки ревизионистов утверждать, будто стремление к равенству в возможностях материального потребления негативно воздействовало на экономику, не выдерживают сопоставления с данными темпов экономического развития советского общества в 30-е годы и первое послевоенное десятилетие, которые на порядок превышали темпы развития капиталистических государств. И это вполне естественно: ведь в подлинно социалистическом обществе труд должен становиться первой жизненной потребностью человека – и при Сталине так и было. Для миллионов людей труд превращался в способ реализации своего творческого потенциала, он не нуждался в подстёгивании материальными стимулами.

К сожалению, руководители партии и страны, пришедшие после Сталина, свернули с курса, намеченного вождём. То ли они не понимали значения гуманистического воспитания людей, то ли эта задача оказалась не по их возможностям, но они предпочли пойти по простому пути повышения зарплат. От 1946 к 1976 году группа рабочих и служащих, получающих зарплату более 300 рублей, выросла в 8 раз, выше 200 рублей – в 18 раз; нарастало материальное неравенство: децильный коэффициент вырос до 3,35.

Эти ошибки дорого обошлась советскому обществу. Мы получили экспериментальное подтверждения правоты Маркса. Всё большее число людей начинали «рабски трудиться на службе у алчности»: искали работу не по влечению души, а по величине зарплаты, тратили свободное время на поиск приработков. А заработанные деньги всё чаще шли на то, чтобы выделиться за счёт обустройства квартиры, модных тряпок и т. п.

В 1983 году после выхода фильма Никиты Михалкова «Без свидетелей» актёр Михаил Ульянов, сыгравший в нём персонажа, в котором жажда «успеха» в нынешнем понимании, заглушила всё человеческое, говорил: «Откуда вдруг возникло в людях стремление отличиться не умом и делом, а штанами и мебелью?». Оттуда и возникло.

Это был один из симптомов начала тяжёлого идеологического кризиса советского социалистического общества, который, в конечном счёте, привёл его к гибели.





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 13.02.2017 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко - Виктор Василенко: принцип равенства был одним из устоев советского социалистического общества

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники