СТИЛЯГИ: КИНО И РЕАЛЬНОСТЬ
В. ВАСИЛЕНКО
Как легко было предвидеть, фильм «Стиляги» оказался очередной антисоветской поделкой. По своей сути это «экранизация» тезиса демпропаганды, будто советские люди были серой массой нивелированных «винтиков» - соответственно, стиляги подаются в фильме как яркие личности, рвущиеся к свободе из болота убогой и безрадостной жизни. Так это представлено в фильме. Ну, а кем же были стиляги(молодые люди, стремившиеся выделиться стилем одежды, причёски, музыки) в действительности?
Тезис о «серости» и «нивелированности» советских людей – один из самых бредовых мифов демпропаганды. Потому что главной целью сталинского проекта строительства нового общества было как раз создание системы, которая бы, говоря словами Маркса, «производила человека со всем богатством его существа». И достижения здесь были грандиозные – онипоражали мир не менее, нежели стремительный рост экономического могущества Советской страны и её военные победы.
В Советском Союзе – по оценке западных специалистов, первой стране в мире – была поставлена задача полного преодоления неграмотности. В нашей стране была создана система общего образования, нацеленная, в отличие от капиталистических стран, не только на снабжение людей каким-то запасом знаний, а на их развитие – как отмечал уже в 90-е годы профессор американского университета им. Мейсона В. Сойфер, обычная советская школа давала такое развитие, какое в Соединённых Штатах могли дать только частные школы и школы богатых предместий. С раннего возраста шло приобщение детей к духовным сокровищам мировой художественной культуры. Советская власть создала огромную сеть всевозможных кружков, школ, студий, которые способствовали раскрытию творческих способностей подростков. Резюмирую словами знаменитого философа-диссидента А. Зиновьева: «При всех недостатках советского строя, коммунизм открывал возможность для значительной части людей становиться богами».
Я кончил школу и поступил в Харьковский университет в 60-е годы и могу вполне определённо сказать, что и оценивали молодых людей в коллективе прежде всего по тому, что они знали и что умели. Так, самый большой авторитет на курсе имел парень, который уже в студенческие годы серьёзно и успешно занимался наукой. А признаком серости считалось не то, что на студенте стандартные брюки за 18 рублей, а то, что он не посмотрел «Затмения», «Мне 20 лет» или «Андрея Рублёва», не читал Булгакова или Селленджера, не мог ничего сказать в споре о Маяковском…
Но были и такие молодые люди, которые либо из-за отсутствия способностей, либо в силу душевной лености не могли проявить себя ни знаниями, ни умениями. И «стиляжничанье» давало им возможность придать себе видимость личности – выделиться штанами, причёской и т. п.
Известный исследователь советской цивилизации С. Кара-Мурза пишет, что «стиляжничанье» имело ещё и сословный аспект: стилягами были дети высокопоставленных родителей. Они ощущали свою кастовую исключительность, они имели более высокую материальную обеспеченность, нежели их «рядовые» сверстники, однако в соответствии с принципами советского общества были вынуждены жить «как все». И их уход в стиляги был вызовом социалистическому строю и советской идеологии.
Наверное, отсюда и пошло это поветрие, но на том социальном уровне, с которым довелось столкнуться со стилягами мне, сословного вызова в них не ощущалось. Но на любом уровне это бесспорно был идеологический вызов советскому социализму – пожалуй, первая атака потребительства на гуманистическую систему ценностей, которая была идеологической основой нашего общества.
В 50-е годы – начале 60-х сталинская закалка ещё была сильна, и эта атака провалилась. Для основной части молодёжи стиляги стали не предметом зависти, а объектом осмеяния. Помню, над парнем, который где-то раздобыл «настоящие» джинсы и гордился ими, потешалась вся группа. В написанной примерно в те же годы сказке братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» обряженного в узкие брюки героя мальчишки на улице провинциального города встречают криками: «Стиляга! Папина «Победа»!.. О неприятии стиляг писал и Кара-Мурза: «Какое-то время они стойко держались, но постепенно превращались в секту и «вырождались». Трудно быть изгоями».
К несчастью, руководители и идеологи партии не восприняли появление стиляг как сигнал тревоги, они пребывали в благодушной уверенности в том, что раз потребительская идеология несовместима с основополагающими принципами коммунистической идеологии, то потребительство в нашей стране привиться не может. И новое наступление потребительства – уже не столько открытое и вызывающее, но тем ещё более опасное – не встретило эффективного отпора. К чему это привело известно: потребительская идеология медленно, но неуклонно расшатывала идеологические основы социалистической системы, и когда началась «перестройка», сознание большинства людей уже было готово принять её антигуманистическую сущность.
дата: 10.01.2009 Верхний уровень