КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
заборы для дачи бетонные заборы    Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    декоративные заборы Статей в базе: 11159    

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко :: Виктор Василенко. Мир без СССР:
человечество входит в постгуманистическую цивилизацию

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:

Белгородская искра

КПРФ Белгород в контакте

Молодёжная секция белгородской городской организации КПРФ - Красная Гвардия

КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Старый Оскол

Русский Лад


Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор Василенко. Мир без СССР:
человечество входит в постгуманистическую цивилизацию





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород



Трудно сказать, насколько велика вероятность утверждения подобного мирового порядка. С одной стороны, реальностью стала угроза, что те, кого он обрекает на нищету, голод и болезни, ответят масштабной террористической войной, которая погрузит весь мир в кровавый хаос. Да и в самих развитых государствах Запада существует сопротивление глобальной диктатуре богатых. Хотя после резкого всплеска активности в начале нового века оно затем «стабилизировалось» на уровне, не представляющем реальной опасности для капиталистической системы. И даже в пик кризиса конца «нулевых» годов массовые выступления трудящихся были не против существующего строя, а против ухудшения их экономического положения.

Тем не менее, в начале нулевых годов главный американский «игрок на глобальной шахматной доске» Бжезинский высказал опасение, что грядёт «общее пробуждение массового политического сознания», и это может сбить с курса движение к новому мировому порядку.

Но всё же, опыт последней четверти века свидетельствует, что те средства ведения войны, - как прямой, так и информационной, - которыми располагают претенденты на мировое господство, в принципе, позволяют создать «оазисы» материального благополучия для сравнительно немногих, которые будут находиться в относительной безопасности от тех, кто обречён таким порядком на неимоверные страдания. Но Печчеи не напрасно называл эту попытку «тщетной».

Дело в том, что та часть человечества, которая будет материально благоденствовать в этих оазисах, окажется обречённой на полное и бесповоротное духовное разложение. Тут играют роль два фактора – внешний и внутренний.

Внешний – уничтожение Советского Союза. Ведь наша держава была не только политическим, военным и экономическим «противовесом» западному миру, но и, что не менее существенно, духовным. Напомню, что швейцарский литератор Дюрренматт считал именно духовность «сильнейшим орудием России». Некоторые связывали свои надежды на оздоровление западного мира именно с духовным потенциалом советского общества. «Вы – наша надежда», - прямо говорил французский литератор Ален Боске. Режиссёр Кшиштоф Занусси, хотя и был в то время политически близок к антисоветской «Солидарности», говорил на встрече с журналистами на Московском кинофестивале 1989 года: «Как человек Запада я понимаю, что у вас огромные духовные запасы, и, благодаря этому, вы можете сыграть очень важную роль в спасении европейской культуры». Помимо всего, соревнование двух систем было фактором, способствующим развитию подлинно художественной культуры в ведущих капиталистических государствах.

Поэтому уничтожение СССР оказалось тяжёлым ударом для настоящего искусства, нацеленного на духовное возвышение человека. В советское время на экраны наших кинотеатров ежегодно выходило несколько фильмов, которые по мастерству использования авторами выразительных средств кино и глубине содержаний были выдающимися произведениями искусства. Но среди фильмов, шедших в российском прокате с конца 90-х годов, я не могу припомнить ни одного, который по идейно-художественным достоинствам можно поставить в один ряд с фильмами «Профессия: репортёр» Антониони, «Репетиция оркестра» Феллини, «Христос остановился в Эболи» Рози, «Семь дней в январе» Бардема, «Подставное лицо» Ритта, «Конформист» Бертолуччи, «Сакко и Ванцетти» Монтальдо, «Китайский синдром» Бриджеса, «Пропавший без вести» Коста-Гавраса…

Быть может, это свидетельство не упадка подлинно художественного кино, а лишь жестокой коммерческой цензуры. Да, эта цензура в постсоветские времена, действительно, сказывается ощутимо. Но у нас в прокате достаточно широко прошёл итальянский фильм «Жизнь прекрасна», который считается одним из наиболее выдающихся достижений мирового киноискусства 90-х годов («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, премии «”Давид” Донателло», «Оскар» и т. п.). Однако и он к настоящему искусству кино отношения не имеет. По художественному уровню это просто добротно сделанная ремесленная поделка, но никак не произведение искусства кино, поскольку язык фильма ориентирован на потребительское сознание: повествование ведётся таким языком, чтобы его восприятие не требовало никаких духовных усилий. Да и по существу это не гуманистический в подлинном смысле, а сентиментальный фильм. Конечно, герой в концлагере ценой своей жизни спасает ребёнка. Только ведь это его ребёнок. А за весь фильм герой ни разу не сделал ничего хорошего для постороннего человека. Напротив, не единожды его поступки шли во вред другим – от загубленного ради дамы сердца рулона шёлка, за который его приятелю отвечать перед работодателем, до сверхвольного (чтобы не напугать сына) перевода заключённым инструкции поведения в концлагере, за нарушение каждого пункта которой грозит расстрел. В сущности, фильм «Жизнь прекрасна» нацелен на утверждение мысли: подлинную ценность для человека имеет только благополучие его семьи. С точки зрения потребительской идеологии – это святая истина; но вот с гуманистической точки зрения – это, говоря словами Николая Островского, «животный эгоизм».

Показательно, что в постсоветские годы в наших кинотеатрах время от времени появлялись произведения режиссёров, которые в своё время завоевали признание фильмами, наводящими зрителей на размышления над важными социальными или духовными проблемами капиталистического общества. Теперь же Саура одарил публику жестокой мелодрамой «Стреляй!», Видерберг – красиво снятым, но лишённым глубины фильмом о любви подростка и учительницы «Цветения пора», Шлезингер – убогой по сути коммерческой поделкой с Мадонной «Лучший друг», прославившийся фильмами в русле политического кино Бертолуччи - фильмом «Ускользающая красота» о первом сексуальном опыте молоденькой девушки… Конечно, даже выдающийся мастер может сделать шаг в сторону. Однако когда «в сторону» шагает целый строй режиссёров (а в нём, увы, и Люмет, и Шлёндорф, и Вертмюллер), то напрашивается вывод, что это уже новое направление движения – направление на компромисс с запросами потребительски ориентированного зрителя.

А ведь искусство, активизирующее в людях мысль, обогащающее внутренний мир человека, возвышающее духовно – важнейший инструмент сохранения и развития духовности общества.

 

 

 

Но ещё более существенную роль играют внутренние факторы, предопределившие резкую интенсификацию духовного и нравственного вырождения ведущих капиталистических государств.

Новый мировой порядок, основанный на том, что поддержание высокого уровня материального потребления в странах «золотого миллиарда» оплачивается нищетой и голодом огромного числа людей, доводит до запредельного уровня «родовые черты» капитализма – приоритет материальных ценностей, алчность, эгоизм. Потому что только тот, в ком жажда материальных благ и эгоизм полностью подавили подлинно человеческое начало, может принять такое устройство мира, когда в бедных странах каждые пять-шесть секунд от последствий голода умирает ребёнок, а в богатых государствах, по информации радио Би-Би-Си, ежегодно сотни тысяч людей умирают от последствий обжорства.

Гуманистически ориентированный человек, живущий в развитой капиталистической стране, органически не сможет примириться с этим. И при утверждении нового мирового порядка «Homo humanus» («Человек очеловеченный»), обречён на исчезновение.

А власти ведущих капиталистических государств, хорошо понимая, что люди с гуманистическими установками сознания – враги нового мирового порядка – со своей стороны стремятся максимально противодействовать их попыткам как-то противостоять установлению нового мирового порядка.

Конечно, политические свободы и прежде в мире капитала были в достаточной мере условными. Бернард Шоу имел все основания заявить, что «Статуя Свободы установлена на том месте, где она похоронена». Ещё до войны на Чарли Чаплина, как пишет его биограф Робертсон, было заведено досье в ФБР, поскольку шеф спецслужбы Гувер расценил как «свидетельство проникновения коммунистических идей» то, что Чаплин украсил дверь своего туалета флажком с лозунгом «Приветствуем Уилла Хейза» (сенатор Хейз – правый политик, автор ставшего основой цензуры «Кодекса Хейза»). В конце концов, после одного из выездов Чаплина за границу ему запретили возвращаться в США. После войны, когда совместная борьба с фашизмом вызвала широкое распространение в США левых взглядов, властью был «призван» патологический – в буквальном смысле – антикоммунист сенатор Маккарти. Созданная им комиссия по расследованию антиамериканской деятельности вела широкомасштабное преследование инакомыслящих: людей увольняли с работы, включали в «чёрные списки», а то и бросали в тюрьму – как, например, одного из самых известных мастеров детектива писателя Дэшила Хэммета. А вот случай уже из послемаккартистских времён: учительница Мэри Лонерган была не просто уволена с работы, но вообще лишена права преподавания за то, что пригласила учеников во внеурочное время на маёвку. Мотивировка: «За пропаганду коммунизма», хотя в США нет закона, запрещающего такую пропаганду.

Но с началом формирования нового мирового порядка в «свободном мире» пошло разрушение даже декоративной политической свободы.

Сейчас как о чём-то нереальном вспоминается, что в годы войны во Вьетнаме в американской буржуазной прессе нередко публиковались статьи, её осуждающие. Ныне, свобода слова сделалась фикцией. По словам известного итальянского политика Джульетто Кьезы (интервью 2014 года), «на Западе под видом журналистики была создана армия пропагандистов». Вот несколько примеров, свидетельствующих о том, что пресса ведущих капиталистических государств превратилась в орудие пропагандистского прикрытия установления нового мирового порядка.

Немецкий актёр Роль Бекер с группой представителей профсоюзов Германии посетил Белград в разгар агрессии Запада против Югославии. После возвращения они объявили о пресс-конференции. На неё были приглашены представители всех ведущих СМИ Германии. Казалось бы, вот она, столь желанная сенсация! Однако на пресс-конференцию, на которой должны были изложить точку зрения на события в Югославии, отличную от официальной, не пришёл НИ ОДИН журналист.

Американский публицист Стивен Коэн так охарактеризовал освещение событий на Украине 2014 года: «В демократической политической системе ведущие средства массовой информации должны срывать завесу тайны. Но в ходе украинского кризиса ведущие американские газеты и телеканалы действуют почти так же предвзято, как Белый Дом и Госдепартамент. Они затушёвывают происходящие зверства, а то и вовсе о них умалчивают, и в целом полагаются на информацию из Вашингтона и из Киева».

Бывший редактор «Уолл-стрит джорнал» Пол Крейг Робертс констатирует: «Мы наблюдаем полное разложение западной журналистики имперским курсом Вашингтона. Журналистам приходится либо соглашаться сложью, либо оказываться забортом». В качестве примера он приводит освещение европейскими СМИ инцидента с малазийским «Боингом», сбитым над Донбассом: ещё дорассмотрения каких-либо доказательств«все западные СМИ заявили водин голос: это дело рук России».

В общем, то, что происходит в последние два десятилетия с западной прессой можно рассматривать как развития принципа, выдвинутого Геббельсом. Согласно ему, есть мнения правильные, мнения неправильные и мнения, подлежащие искоренению. Теперь осталось только два варианта: все остальные мнения, кроме «правильных», с точки зрения организаторов нового мирового порядка, подлежат искоренению.

Насколько тщательно ведётся отслеживание «неправильных» мнений граждан, свидетельствует английская газета «Гардиан»: «То, что раньше было исключением, сейчас приобрело практически универсальный характер… они (руководители спецслужб В.В.) ведут наблюдение за миллионами совершенно невинных граждан». Например, в конце нулевых годов в Швеции, когда-то считавшейся чуть ли не эталоном демократии, принят закон, разрешающий Службе безопасности радиосвязи прослушивание без санкций правоохранительных органов любых телефонных разговоров.

Ну, а о том, какие чудовищные формы может приобретать «искоренение неправильных мнений», можно судить по случаю, происшедшему во Франции. Расстрел мусульманином сотрудников газеты «Шарли Эбдо» (за оскорбительные карикатуры на пророка Мухаммеда) был воспринят «цивилизованным миром» как покушение на свободу мнений и свободу слова. По всей Франции прошла акция «Я – Шарли». В младшей начальной школе Ниццы 8-летний Ахмед отказался в ней участвовать, мотивировав своё решение тем, что он «против того, чтобы на пророка Мухаммеда рисовали карикатуры». И тут ребёнок получил возможность вплотную познакомиться с западными «свободами». Директор школы тут же подал жалобу в полицию, где мальчика подвергли допросу. Адвокат Ахмеда Сефен Гез после случившегося заявил: «Мы живём сегодня во Франции в состоянии коллективной истерии, которое приводит к тому, что ребёнок 8 лет оказывается на допросе у службы полиции. Это совершенно несоразмерно и совершенно безумно». А на следующий день ребёнка в школе лишили инсулиновой инъекции (он болен диабетом), объяснив: «Видя то, что ты хочешь, чтобы мы все погибли, ты не получишь инсулина. Чтобы ты почувствовал дыхание смерти».

 

 

 

Однако наиболее надёжный способ искоренения инакомыслия – вообще отучить людей мыслить. Сколько было мрачных антиутопий, в которых людей жуткими средствами превращали в бездумных послушных исполнителей. В действительности же оказалось, что эта задача решается куда более просто.

Власти ведущих капиталистических государств в годы после уничтожения СССР целенаправленно решали эту задачу. Ещё «при жизни» Советского Союза в США, «Центром по изучению социальной политики» Стенфордовского исследовательского института, была разработана программа «Изменение образа человека». Её цель профессор В.Ю. Троицкий охарактеризовал так: «Незаметно добиться изменения образа мыслей и представлений широких народных масс в направлении сдерживания развития свободной мысли и сознания в целом… сделать их “послушно рассуждающими” по указке сверху». После начала установления нового мирового порядка «изменение образа человека» стало одной из наиболее важных операций информационной войны – причём, не только против народов «третьего мира», но и против населения самих ведущих государств западного мира.

Это гораздо большее, нежели былое насаждение всеми средствами воздействия на сознание людей потребительской идеологии; сущность этой программы точно выражает термин сербского философа Д. Калаича – «умопогашение».

Умопогашение осуществляется самыми разными средствами, начиная с образования. Из образовании – по крайней мере, «для масс» – изымается рассмотрение причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Рассказ о самих этих явлениях подаётся очень примитивно. Заучиваются формулы, но не изучаются их вывод, теоремы даются без доказательств. Вице-президент Международного математического союза академик В.И. Арнольд, последние годы жизни работавший за границей, предостерегая в Госдуме против реформирования образования по западному образцу, рассказал, что власти Калифорнии решили несколько углубить стандарты школьного образования, введя, в частности, в курс физики представление о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, газообразное - пар, твёрдое – лёд), а одним из проверочных заданий по математике, при поступлении в университеты сделать деление 111 на 3 без «подручных средств». Однако федеральные власти потребовали отменить эти «неконституционные» стандарты. Зато что-то не встречалось сообщения, что федеральные власти воспротивились принятому в некоторых штатах закона, освобождающему школы от обязанности учить детей… писать: «Школа вправе сама решить, продолжать ли обучение письму или отказаться от этой архаичной практики».

«Обучить после такого «образования» думать, доказывать, правильно рассуждать никого уже невозможно, - говорил Владимир Игоревич, - население превращается в толпу, легко поддающуюся манипулированию со стороны ловких политиков без всякого понимания причин и следствий их действий».

Умопогашению способствуют и клиповая подача информации электронными СМИ; содержание и сам стиль фильмов. Насколько это эффективно «выпрямляет извилины» я убедился во время работы в белгородском кинотеатре «Победа». В начале нулевых годов наши киношники подготовили новую, отвечающую техническим требованиям того времени (на японской плёнке, со стереозвуком), копию одного из самых любимых детворой прежних лет сказочных фильмов – «Илья Муромец». Кинотеатр предложил его для показа школьникам. Учителя дружно отказались – дети не смогут его воспринять, в нём слишком много эпизодов без динамичных событий. А ведь именно такие эпизоды позволяют зрителю «войти» в духовную атмосферу фильма, без чего какое-либо обогащение внутреннего мира зрителей невозможно. Для «любителей чтения», которым тоже не нравятся длинные эпизоды без активных действий, в США выпущен специально адаптированный вариант «Войны и мира» Толстого в… 25 страниц.

Что ж, программа умопогашения осуществляется весьма эффективно. Академик Арнольд привёл такие примеры: министр образования Франции был шокирован, когда столкнулся с тем, что отличник-школьник не в состоянии сложить в уме 3 и 2; самого Владимира Игоревича (он преподавал в Сорбонне) вполне успевающий студент-математик четвёртого курса спросил: «Помогите, пожалуйста: дробь 4/7 больше или меньше единицы?»; проверка показала: немалое число школьников полагают, что «столица Америки – Нью-Йорк», хотя Америка – не страна, а Нью-Йорк – не столица США…

А вот примеры из СМИ. 23% выпускников американских школ не в состоянии решить задачу: «Если 2+Х=4, то чему равен Х?». Только 35% калифорнийцев оказались способны без «подручных средств» не то, что разделить 111 на 3, но даже из 50 вычесть 18. При опросе студентов Миланского университета, большинство из них выбрали ответ, что «Анну Каренину» написал Никита Хрущёв. Показательно, что подавляющее большинство молодых американцев хорошо усвоили, что Афганистан, Ирак, КНДР – это враги США, но при этом от 63% до 88% очень туманно представляют себе, где находятся эти страны.

Что ж, польза для организаторов нового мирового порядка от реализации программы умопогашения налицо. Если войны сначала Франции, потом в США во Вьетнаме вызвали широкий протест этих странах; сотрудничество государств Западной Европы с фашистским режимом Чили встречало активное сопротивление в них, то агрессия США против Афганистана, Ирака, Югославии, поддержка властями капиталистических государств неонацистского режима на Украине не встречает сколько-нибудь массового неприятия их населением. Когда во время бомбёжек Югославии в европейских странах провели опрос общественного мнения, то выяснилось, что, за исключением двух стран, большинство людей поддерживают агрессию. А когда власти США после оккупации Афганистана, осуществлённой под предлогом расплаты за теракты 11 сентября 2001 года, решили оккупировать Ирак, они не напрягали свои умственные способности, а использовали тот же предлог – и у подавляющего большинства американцев не возникло вопроса: как же так, вчера говорили, что виновник – Бен Ладен, а сегодня – Саддам Хуссейн? В обоих случаях агрессия опиралась на поддержку населения США.

Но «побочным эффектом» осуществления программы умопогашения стало то, что «качественное ухудшение человека», которое в ведущих капиталистических странах Запада отмечали социологи и философы ещё во второй половине ХХ века, в новом столетии зашло уже так далеко, что ныне есть все основания говорить о возникновении в западном мире постгуманистической цивилизации – цивилизации, отказавшейся от тех ценностей, приоритетов, ориентиров жизни, которые только и превращают наделённое разумом животное в человека в полном смысле слова.

О том, что на Западе всё меньшее число людей испытывает потребность в духовном обогащении, специалисты отмечали ещё в 70-80-е годы. И это касается не только рядовых обывателей, которые в среднем прочитывают одну книгу в год, не ходят в театры и классической музыке предпочитают «попсу». Профессор Йельского университета Чарльз Рейч в работе «Молодая поросль Америки» так обрисовал «социальный портрет» респектабельной американской семьи: у обоих высшее образование; у них хороший дом, в котором много книг; они слушают превосходную музыку, ходят в театр. Но всё это только требования престижного уровня потребления – общение с культурой их внутренний мир не затрагивает.

К аналогичному выводу, познав на собственном опыте жизнь Запада, пришёл и Андрей Тарковский: даже среди тех, кто регулярно посещают театры, концерты, художественные выставки, многие относятся к искусству не как к средству духовного обогащения, а как к предмету потребления. Для них это вид роскоши, который (наряду с классом машины, костюма, дома) должен свидетельствовать о принадлежности к избранному обществу. «Им и в голову не придёт, - говорил Андрей Арсеньевич в интервью польской оппозиционной социалистическому строю газете «Речь Посполитая», - что для того, чтобы приобщиться к искусству, надо сделать духовное усилие».

В 90-е годы и в новом веке в СМИ много раз проходили сообщения, свидетельствующие об отсутствии у всё большего числа жителей ведущих капиталистических государств интереса к подлинно художественной культуре. Особенно печально обстоят дела с чтением. В 90-е годы опрос в Йоркском университете в Торонто выявил, что более половины студентов не могут назвать ни одного канадского писателя. В конце 90-х было проведено исследование досуга «средней» немецкой семьи. При том, что на досуг тратились немалые средства, на книги, газеты и журналы расходовалось порядка 65 марок (в полтора раза меньше, нежели на электронные игры); театр, концерты классической музыки, художественные выставки почти не упоминались. Уже в новом веке лондонская газета «Ивнинг стандард» провела исследование столичных школьников. И выяснилось, в частности, что треть из них, за исключением учебников, не прочли ни одной книги.

Правда, на Западе чрезвычайно распространено «туристическое» общение с искусством. Однако оно априори лишено духовного контакта (для него необходимы углублённость и сосредоточенность, которых в подобных «набегах» быть в принципе не может) и сводится к «осмотру достопримечательностей». Мне самому довелось видеть группы западных туристов в Сикстинской капелле, соборе св. Петра и им подобных местах. Та, мягко говоря, жизнерадостность, с которой они знакомились с великими произведениями культуры, лучше всяких теоретических рассуждений убеждала в том, что для них эти экскурсии являются лишь способом развеять скуку.

 

 

 

В последнее время появились основания для вывода, что сам этот источник духовности – подлинно художественная культура – иссякает. В печати приводилась оценка режиссёра А. Михалкова-Кончаловского, которого никак не назовёшь антизападником: «Коммерческие гиганты сейчас занимаются кинематографом, театром. Из этих объятий никому не выскользнуть… Всё ведёт к идентификации стилей и направлений в искусстве». Он бодро добавляет: «Нелепо говорить в связи с этим, что «деньги – зло». Так уж устроен современный мир», не осознавая, похоже, что тем самым выносит приговор капиталистическому миру, который «так устроен». Потому что без подлинного искусства, предназначение которого, как был убеждён Тарковский, «помочь народу духовно развиваться», общество обречено на духовное загнивание.

И такой диагноз современной художественной культуре поставил не только Михалков-Кончаловский. Тенденцию к её деградации, к превращению из источника духовных богатств в индустрию, призванную развеять у потребителей скуку, отмечали и другие мастера искусств. Народный артист СССР Игорь Горбачёв говорил: «Сейчас театр – явление в основном разлагающее. Театр перестал отвечать на вопрос, что такое добро, что такое зло». Выдающийся дирижёр Владимир Федосеев подтвердил: «Регресс в культуре везде», и сказал, что австрийская критика назвала руководимый им оркестр им. Чайковского «последним бастионом симфонической культуры». Музыковед, президент Национального Свиридовского фонда Александр Белоненко констатировал: «Сегодня в мире нехудожественная ситуация… Искусство утрачивает высокое предназначение воспитывать и пробуждать чувства, мысли, оно становится гедонистическим… мюзикольность витает в залах консерваторий, театров».

Примеров, иллюстрирующих эти оценки, великое множество. Взять, хотя бы участие Лючано Паваротти в коммерческих шоу, где он выступал в невыносимом дуэте с безголосым поп-певцом и с исполнением произведений типа «Очи чёрные»; или дважды показанную по каналу «Культура» постановку «Щелкунчика» Морисом Бежаром, когда под великую музыку Чайковского на сцене разыгрывалось шутовское действо.

Один из самых респектабельных оперных театров мира – миланский «Ла Скала» - в десятые года один из сезонов открыл оперой Моцарта «Дон Жуан». И начиналась она с того, что на выставленной на просцениуме кровати под великую музыку резвилась парочка. В «Евгении Онегине» в мюнхенской интерпретации нулевых годов Татьяна, мечтая об Онегине, катается по полу в короткой ночной рубашке, а при свидании в саду, прыгает на него, обвивая ногами.

Уже и в самих критериях искусства теряется представление о нём как об источнике духовности. Скажем, в программу авторитетного театрального фестиваля в Дрездене была допущена так называемая опера ирландского композитора Дженнифер Уэлш, в которой две куклы Барби занимались сексом, а проектор демонстрировал сие на экран над сценой. По сообщением прессы, спектакль тут же получил приглашение в несколько городов, в том числе и такие центры культуры, как Вена и Оксфорд.

В нулевые годы в США, в университете Северной Каролины в Вилмингтоне проводилась «Выставка искусств». И на ней экспонировалась, в частности, подборка не имеющих какой-то художественной ценности фотографий обнаженных несовершеннолетних девочек. На ректора, потребовавшего убрать эти фото, было оказано такое давление, что он был вынужден покинуть университет.

Стиль знаменитого представителя поп-арта Мика Джаггера специалисты характеризуют так: «…похотливая улыбка, недвусмысленные сексуальные движения на концертах перед многотысячной толпой, агрессия, энергичность, и вместе с тем, дурашливость и кривляние». И королева Великобритании Елизавета Вторая сочла достойным возвести в нулевые годы такого «деятеля культуры» в рыцарское звание.

В конце 90-х высшую награду Каннского фестиваля присудили фильму автора кровавых боевиков К. Тарантино «Криминальное чтиво», который отличается от других работ режиссёра лишь тем, что в нём насилие эстетизируется. В 2001 году на Берлинском кинофестивале главным призом был отмечен французский фильм «Интим», в котором центральным объектом внимания режиссёра стали откровенно и подробно показанные чисто сексуальные – на одухотворённость нет и намёка – отношения между двумя ничем не интересными в человеческом отношении людьми. В том же году Большим призом Каннского фестиваля был награждён французский фильм «Пианистка» о весьма специфическом романе нормального парня и учительницы музыки, садомазохистки. Он не только не может возвысить душу зрителя, но, как честно предупреждал каталог фестивальных фильмов, опасен для психического здоровья. Сериал «Секретные материалы», по мнению психиатров разных стран, тоже вредно воздействует на психику людей и спровоцировал череду убийств и самоубийств. Тем не менее, он был удостоен «Золотого глобуса».

Публицист Михаил Веллер, мягко говоря, не замечен в антикапиталистических настроениях. Тем не менее, он в середине нулевых охарактеризовал положение с культурой капиталистического мира так: «Искусство эпохи – это душа эпохи. В нынешней Европе – это душа больного урода».

 

Разрушение духовности общества неизбежно вызывает распространение в нём всевозможных социальных патологий.

В частности, уже не только в бизнесе, но и в быту разрушаются нравственные ограничители в сознании людей. К примеру, настоящим бичом становятся мелкие кражи – речь не о голодных бомжах, воруют сытые и обеспеченные люди, воруют потому, что не могут противиться соблазну взять то, что «плохо лежит». СМИ сообщали, что в Норвегии – самой благополучной в материальном отношении стране мира – ущерб от воровства с прилавков составил 1,5% всего торгового оборота магазинов. После экскурсии 120-и американских студентов в токийский «электронный рай» там не досчитались 119-и предметов бытовой электроники. В казалось бы благопристойной Австралии пока хозяин свалившегося в речку грузовика с пивом искал помощь, местные жители (белые, не аборигены) растащили весь товар. Некоторое время назад Англию поверг в шок судебный процесс над слугами принцессы Дианы. Английские слуги, всегда олицетворявшие респектабельность и верность, при известии о гибели своей хозяйки тут же кинулись разворовывать её имущество. Впрочем, обворовывали и живых членов королевской фамилии. В 2013 году прошла информация, что из резиденции королевы Великобритании систематически пропадала еда, предназначавшаяся для королевы и её домашних - выяснилось, что воровали охранники резиденции.

В начале десятых годов нового века в развитых капстрана был проведен опрос: считаете ли вы оправданным мошенничество ради достижения каких-либо преимуществ? В Дании – 85% «да», в Швеции – 78%, в Голландии – 77%, в США – 70%, в Великобритании и Германии – по 69%, в Японии – 67%, в Италии – 65%. И практически во всех странах – более 50% респондентов ответили «да».

Разрушение нравственных ограничителей проявляется в самых разных сферах жизни. После гибели Дианы любовник принцессы предложил на продажу её интимные письма к нему, и это, заметим, шока в обществе не вызвало.

В США мать студентки попыталась нанять киллера, чтобы тот устранил конкурентку её дочери на место… в составе «команды поддержки», но ей не повезло – попала на подставного полицейского.

Опять же в США, в университете Дьюка, было организовано «арт-шоу» работников «сексуальной индустрии». Приглашённый на него проститутка-мужчина одарил собравшихся таким выступлением: снял штаны, встал на колени и вставил себе в задний проход горящий бенгальский огонь. Пока огонь горел, он спел куплет из гимна США «Звездное знамя». То, что сей номер не оскорбил нравственное чувство достаточно специфической аудитории, можно считать естественным. Но ведь в прежние времена американцы с огромным пиететом относились к своим государственным символам. А тут никто не усмотрел в столь эпатажной подаче гимна его оскорбления.

В Дании, в зоопарке Копенгагена решили умертвить жирафа. В данном случае неважно, насколько обоснованным было это решение (жираф был здоров, но генетически не мог иметь потомства); главное другое. Из этого сделали шоу, на которое специально собрали детей. А потом, опять же на глазах почтеннейшей публики, его расчленили и скормили львам. Само поразительное, что официально было заявлено, что это делается «в воспитательных целях». Интересно, что это за цели: превращение детей в моральных уродов, уничтожая в них чувство сострадания?

 

 

Процесс разложения духовных устоев и потери нравственных ориентиров дошёл до того, что размываются вообще критерии истинного и ложного. Скажем, большинство американцев равнодушно отнеслись к бомбардировкам Югославии, но у них вызвало бурю эмоций заявление Клинтона, что уходя из Белого дома, он свою собаку берёт с собой, а кошку оставляет знакомым. Как информировало телевидение, поднялась такая волна негодования, что экспрезидент должен был изменить своё решение. Во время Иракской войны 2003 года некоторые американские «гуманисты» выступили с критикой военных – нет, не за то, что те ежедневно убивают десятки мирных жителей, а за то, что используют для разминирования акватории подготовленных в США дельфинов: те привыкли к совсем другим условиям, и перемена климата вредно отражается на их здоровье. А после оккупации Афганистана американцы собрали 200 миллионов долларов на помощь афганскому… зоопарку. Даже ведущая «Радио России», передавшая это сообщение, не удержалась от замечания, что в Афганистане 7 миллионов людей страдает от голода.

Пресловутая «политкорректность» теряет остатки здравого смысла. Из соображений политкорректности (это было официальное объяснение) власти Нью-Йорка утвердили список из 50 слов, которые отныне запрещено употреблять во всех школах штата. В частности, детям и учителям нельзя произносить «день рождения», «динозавр», «бедность». «День рождения» - понятно, чтобы не оскорблять чувства тех детей, которые усыновлены гомосексуальными парами, не имеющими возможности их родить. Слово «динозавр» - отсылает к теории эволюции, а это может оскорбить школьников, верящих в божественное происхождение жизни на Земле. А слово «бедность» может оскорбить детей, чьи родители живут на пособия… Продолжая тему политкорректности, отмечу, что в Нидерландах запрещён фильм «Гостья из будущего» - поскольку положительные герои гетеросексуальные, а отрицательные принадлежат к одному полу, и гомики могут усмотреть в этом выпад против них.

Одним из проявлений утраты критериев истинного и ложного стала расточительность богатых, принявшая в последние полтора-два десятилетия буквально патологический характер.

Вратарь сборной НХЛ Кен Драйден в 70-е годы писал в своей книге, что зарплаты ведущих игроков НХЛ составляют около 200 тысяч долларов в год – четверть века спустя в НХЛ было принято правило, ограничивающее зарплату новичка 950-ю тысячами. В начале нулевых годов хоккеистам и этого показалось мало, и они объявили забастовку с требованием отменить «потолок» зарплат. В 80-е годы композитор Валерий Гаврилин в дневнике заметил, что гонорар в два миллиона долларов аморален – сегодня в порядке вещей гонорары звёзд кино в 10-20 миллионов; причём, сплошь и рядом их выплачивают совершенно бездарным актёрам за агрессивно-бездуховные фильмы.

Ну, а если безумные деньги приходят (не только спортсменам и актёрам), то их надо куда-то тратить. И футболист Бэкхем закатил себе свадьбу в полтора миллиона фунтов. В 70-е годы квартиры в одном из самых роскошных домов Нью-Йорка стоили до 200 тысяч долларов, а в начале нового века предлагались квартиры и по 11 миллионов. Да что там квартиры – компания «Виктории сикрет» в конце 90-х предлагала женское бельё за 10 миллионов долларов.

Уже в десятые годы появлялись сообщения о том, что в продажу поступили пылесосы из золота за миллион долларов, покрытые золотом велосипеды за 400 тысяч долларов, новые конфеты, главное отличие которых от традиционных в том, что они покрыты оболочкой из съедобного золота, мороженое за 1000 долларов порция…

Бешеные деньги тратят на предметы роскоши не только для людей, но и для животных. Скажем, журналисты подсчитали, что на Рождество 2003 года англичане выбросили на бессмысленные подарки домашним животным (вроде ошейника, инкрустированного бриллиантами) 52 миллиона.

И это в то время, когда по данным Красного Креста, в бедных странах от инфекционных болезней умирают более 10-и миллионов людей в год, причём, многие из них остались бы жить, если бы на здоровье каждого из них было потрачено по 5 (пять) долларов!

 

 

 

Было время, когда культура поведения – манеры, умение себя вести и следовать правилам приличия – западного человека считались образцом. Однако в последние годы и это качество стремительно теряется. СМИ сообщали, что в Финляндии широкое распространение получила привычка справлять нужду прямо на улице. В Вильнюсе за этим занятием был застигнут англичанин. В телепрограмме «Время футбола» во время чемпионата Европы по футболу 2002 года показали буквально горы мусора, оставленные на площадях и улицах города немецкими (!) болельщиками… В такой вульгаризации человека западные специалисты видят симптом «органического разложения» общества. На прошедшей в Торонто конференции Американского общества психиатров психолог Мичиганского университета Лилия Кортина говорила: «Мы поражены масштабами распространения дурного поведения среди населения… вульгарность становится стилем жизни. Это стиль деградирующего демократического общества».

 

 

 

Профессор Гарвардского университета Роберт Патнам в книге «Боулинг в одиночестве» исследовал растущую социальную изолированность человека в обществе. Он отмечает, что практически полное исчезновение духовных межчеловеческих связей и разделённых переживаний ведут, в частности, к росту агрессивности. Жизнь западного мира даёт множество подтверждений тому.

Би-Би-Си передало, что поведение отправляющихся по домам посетителей английских пабов стало представлять такую опасность, что над этой проблемой вынуждено задуматься правительство. Автомобильная компания «Мицубиси моторз» провела исследование, которое показало, что владельцы машин считают самой большой дорожной проблемой грубость автомобилистов (при этом почти 50% опрошенных признали, что и сами ведут себя подобным образом).

Жуткие масштабы приобрело насилие в его крайних формах. Будничным делом стали сообщения типа того, что в Гонолулу техник компании «Ксерокс» застрелил находившихся в офисе семерых служащих; что в Атланте разорившийся житель сорвал зло, застрелив девять человек, что посчитавший себя обиженным военнослужащий открыл огонь по коллегам…

В Соединённых Штатах, о которых Буш-старший говорил, что только они «обладают моральным уровнем, позволяющим управлять миром», самое жестокое насилие прочно укоренилось и в подростковой среде. В начале 70-х «дело Заморы» (двое подростков абсолютно немотивированно, «из интереса» застрелили женщину), как писал М. Стуруа, повергло общество в шок. А в конце 90-х годов сведения о том, что за учебный год в школах США убиты 15 человек и свыше 40 ранены, вызвали лишь «озабоченность» властей. Причём, эта «озабоченность» не привела ни к каким эффективным мерам – в частности, не встретила поддержки идея ввести предельно жёсткие ограничения на торговлю оружием. Хотя, по данным, опубликованного осенью 2001 года доклада американского Центра политики в отношении насилия, с 1995 года по 1999-й в США от огнестрельного оружия погибли около четырёх тысяч детей и подростков.

Если власти надеялись, что «само рассосётся», то они ошиблись. Эскалация насилия в США нарастает. В новом веке обыденностью стали сообщения типа того, что считавшийся «успешным» ученик школы в городе Мэрисвилл под Сиэтлом открыл огонь по школьникам – двоих убил, шестерых ранил; что в христианском колледже в штате Калифорния студент застрелил семерых; что в той же Калифорнии, уже в университете, студент ранил ножом четверых; а в Техасе байкеры устроили настоящее сражение между собой…

В новом веке эпидемия насилия проникла из США в Европу – причём, и в те страны, которые дотоле считались эталоном тишины и покоя. Когда в 2016 году исламисты совершили теракты в Бельгии, это было преподнесено миру как из ряда вон выходящая трагедия. Даже матчи футбольных еврокубков начинались с минуты молчания. Но вот когда за пару лет до того в той же Бельгии стопроцентный европеец - просто, чтобы сорвать накопившееся раздражение - обстрелял и забросал гранатами толпу гулявших, - это было воспринято куда спокойнее. Да и, действительно, ведь акты насилия, не имеющие политического подтекста, уже давно стали в Европе обыденностью. Людей убивают (как правило, без сколько-нибудь адекватной мотивации) где только можно. В предместье Парижа – на заседании муниципалитета; в Финляндии – в универмаге, в Германии – на встрече ассоциации владельцев недвижимости; в Швейцарии – на ночной улице; в Дании – в синагоге; в Швеции – в ресторане. После теракта в Ницце, совершённого с помощью грузовика, давить людей вошло в моду – подобные инциденты в 2016-2017 годы произошли в Лондоне, Берлине, Стокгольме…

Ни в США, ни в Европе власти не принимают никаких мер, чтобы ввести хоть в какие-то этические рамки демонстрацию насилия в фильмах и видеоиграх. Ну, а надеяться, что в обществе, где полностью разрушены нравственные ограничители, сами производители агрессивных фильмов и игр будут придерживаться каких-то нравственных ограничений, - совершенно бесполезно.

В начале нулевых годов радио Би-Би-Си передало, что американские психологи выражают тревогу в связи с тем, что распространение компьютерных игр вызывает у подростков повышенную агрессивности и готовность к насилию. 71% подростков играют в наиболее возбуждающую игру «БТА». Когда в одном из городов США были арестованы трое подростков за убийство, они показали, что просто повторили то, что видят на дисплее компьютера при игре в БТА.

Однако создатели подобных развлечений не чувствуют ни малейшей ответственности за воздействие их творений на психику людей. Напротив, зверство ещё расписывается в их рекламе как достоинство игры. Так, почти одновременно с информацией об очередной бойне в американской школе в печати была приведена реклама, которую компания «Монолит» давала новой игре «Кровь 2». В ней потребителей соблазняли тем, что «вы можете не просто расстреливать врагов, но разрывать их на куски при помощи специальных крючьев». Самая ходовая игра начала десятых годов рекламировалась так: «Разыграйте апокалипсис на улице города! Сцены насилия и ненормативная лексика. Мечта всех маньяков. Более 10 видов оружия! Безумное количество потенциальных жертв».

Сценами насилия переполнены и многие развлекательные фильмы. И опять же никакой ответственности ни авторы фильмов, ни их прокатчики не чувствуют. К примеру, на боевик «Убить Билла 2» публику заманивали, в частности, информацией, что этот фильм – рекордсмен Голливуда по расходованию имитатора крови и числу убийств в одном эпизоде. Символично, что на премьере фантастического боевика «Чёрный рыцарь 2» в Денвере нашёлся желающий самому разыграть из себя крутого плохого парня – он бросил в зрительный зал несколько гранат со слезоточивым газом и открыл стрельбу, в результате которой были убиты 15 человек и около 50 получили ранения.

Как тут не вспомнить фильм-предупреждение Джулиана Монтальдо «Замкнутый круг», в котором выстрелы с экрана убивают людей в зрительном зале.

 

 

 

Духовная деградация общества, утрата подлинно человеческих отношений между людьми проявляется и в кризисе семьи. Он явственно обозначился в последнее двадцатилетие минувшего века. По свидетельству основателя американского Центра цивилизации и модернизации Р. Крейна, сделанному в те времена, «треть американских детей не знает своих отцов». Доклад Евростата середины 90-х годов констатировал: «У нас утрачивается наиболее ценное, что может быть в обществе – семейная стабильность». Тогда же в западном мире всё активнее происходили широкомасштабное распространение и респектабилизация сексуальных извращений.

А в новом веке этот процесс вышел на принципиально новый уровень. Веками они считались постыдным пороком, их категорически осуждала христианская религия. Теперь же отношение к ним со стороны властей радикально изменилось.

В начале нулевых годов нового века, в книге «Величие и разрушение советского социализма», я писал: «В американском фильме “Закон и порядок” один из персонажей говорит – с явным осуждением “косности”, - что двое из пяти американцев всё ещё считают гомосексуализм грехом. Хотя в стране, мнящей себя христианской, впору ужасаться, что трое из пяти жителей не считают “содомский грех” грехом. В ряде западноевропейских стран уже официально регистрируются гомосексуальные “браки”, а кое-где таким парам разрешают брать на воспитание детей. Даже некоторые церкви выступили за благословление “продолжительных гомосексуальных отношений”».

Ныне приходится констатировать, что «сексдемократия» торжествует полную победу. Однополые браки даже в католических странах Европы стали нормой. Усыновление детей такими парами – обыденным явлением; более того, всячески поощряемым властью. По информации 2013 года, в Италии (стране, где совсем недавно были очень сильны католические нормы жизни) за каждого взятого в подобную семью ребёнка его приёмным не-родителям выплачивают 12 тысяч евро в месяц.

В целом ряде стран официально отменено понятие пола: как сообщали СМИ, в Германии, Италии, Франции в удостоверении личности графе «пол» ставится прочерк. С 1 февраля 2011 года в США официально отменены понятия «мать» и «отец» - вместо них введены «родитель №1» и «родитель №2». Власти Италии решили доказать, что они ещё более продвинуты, нежели их американские коллеги и здесь введён в официальный обиход понятие «родитель №3».

На утверждение отношения к сексуальным извращениям как к норме нацелены в последние годы немалое количество книг и фильмов. Ради этого даже трансформируются произведения прежних лет. Особенно «везёт» в этом отношении Агате Кристи. К примеру, в романе «Пять поросят» Филиппа и жертву убийства связывала дружба (в романе нет ни малейшего намёка на что-то иное), в телефильме – сексуальное влечение; в телефильме о миссис Марпл «Труп в библиотеке» ради того, чтобы ввести лесбийские мотивы, которых у писательницы не было и в помине, изменили даже развязку.

Лояльное отношение к гомосексуализму на Западе уже сделалось обязательной нормой поведения. Скажем, в США священник Юджин Липски был уволен из комиссии по правам человека за то, что в интервью газете заявил: «Гомосексуализм отвратителен Господу». Профессор университета Северной Каролины Майк Адамс был уволен за то, что осмелился произнести крамольную фразу: «Брак должен заключаться между мужчиной и женщиной». В Италии 24 февраля 2014 года палата депутатов без прений одобрила закон, по которому за демонстрацию отрицательного отношения к извращенцам грозит тюремное заключение и штраф.

А ведь извращённый секс противен и биологической природе человека, поскольку априори не ориентирован на продолжение рода. Те не менее, противоестественные сексуальные отношения не просто легализованы – они насаждаются в обществе всеми средствами. Для чего?

Как известно, семья – ячейка общества. Какое же будущее ждёт общество, в котором в этой ячейке пара детей на «родителей №1, №2, №3»?

 

 

 

В бездуховном мире одним из средств, заполняющих вакуум существования, становятся алкоголь и наркотики.

В Великобритании пьянство в начале десятых годов нового века достигло таких масштабов, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон назвал положение с этим социальным недугом «скандальным». Лечение заболеваний, связанных с пристрастием к спиртному, обходится британскому бюджету в 4,3 миллиарда долларов в год. В США, по данным службы Гэллапа, в начале второго десятилетия нового века потребление алкоголя достигло рекордного уровня. Систематически потребляют спиртное 67% американцев. Несколько позже депутаты Европарламента выразили озабоченность тем, что стремительно растёт алкоголизм в группе квалифицированных специалистов. В частности, от алкогольной зависимости ныне страдают 15% врачей стран Европы…

Положение с потреблением наркотиков в США и Европе ещё трагичней. По приведенным в СМИ данным спецслужб, от 80-х годов к середине 90-х поставки только опиума на рынки Северной Америки и Европы выросли вчетверо. Проведенный в 90-е годы музыкальным каналом MTV опрос европейцев от 16-и до 24-х лет выявил, что более 60% из них полагают, что в современном обществе наркотики стали нормой.

Борьба с наркоугрозой практически никакого эффекта не даёт. 20-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала, что Конвенция о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, принятая в начале 90-х годов, за десятилетие не принесла результата: наркоугроза ещё более усилилась. К примеру, в Швеции число наркоманов за 90-е годы выросло вдвое, в Германии только за 2000-й год число умерших от употребления наркотиков увеличилось на 12%. Прошедший уже в середине «нулевых» годов саммит «восьмёрки» в Эвиане, на котором обсуждалось положение с распространением и потреблением наркотиков, вновь констатировал нарастание наркоугрозы.

Власти Нидерландов решили бороться с наркоугрозой не карательными, а «демократическими» методами. И в конце 90-х годов они легализовали потребление и продажу лёгких наркотиков. Им мнилось, что таким путём они предотвратят расширение потребления тяжёлых наркотиков, нанесут мощный удар по организованной преступности, специализирующейся на торговле наркотиками и снизят число преступлений, совершаемых наркоманами.

Однако результаты этого эксперимента оказались диаметрально противоположными радужным ожиданиям. Число потребителей кокаина, героина и синтетических наркотиков в Нидерландах продолжает расти. Количество организованных преступных групп за десятилетие такой «борьбы с наркоугрозой» увеличилось, по данным спецслужб, втрое, число преступлений, совершаемых наркоманами – на 60%. К началу десятых годов нового века Нидерланды вышли на первое место в Европе по производству синтетических наркотиков и сделались главной «перевалочной базой» на пути героина в Западную Европу.

После «освобождения» американцами Афганистана в нём резко выросло производство опийного мака. И немалая часть опиумных препаратов направляется именно в США. По свидетельству специалистов здравоохранения, в десятые годы в Соединённых Штатах возникла настоящая эпидемия опиоидной наркомании. По данным, обнародованным в начале 2017 года, от передозировки опиоидов ЕЖЕДНЕВНО гибнет, в среднем, 128 жителей США. За год таких жертв набирается несопоставимо больше, нежели погибло американцев при «освобождении» Афганистана. Причём, если в прошлом веке наркомания была болезнь, прежде всего, трущоб, то ныне она уже прочно захватила и районы особняков.

 

 

 

Народы, которые стали жертвами утверждения на планете нового мирового порядка, всё же сумели нанести «империи» ответный удар, который оказался столь чувствительным, что может окончательно добить европейскую цивилизацию. Это колоссальный поток мигрантов, хлынувший в Европу в новом веке. Главная его причина, как раз в военных действиях, которые ведутся или разжигаются при прямом участии европейских капиталистических государств в странах «третьего мира». Несколько утрируя, можно сказать, что это «ответная оккупация» Европы.

Чтобы ощутить, насколько этнически изменился европейских мир, достаточно сравнить фотографии футбольных сборных Англии, Германии, Италии 50-80-х годов – и последнего десятилетия.

Наиболее очевидные негативные последствия такого переселения, это «импорт» исламского терроризма и «горючего материала», готового полыхнуть социальными бунтами. Систематически из стран «старой Европы» поступают информации то о терактах, совершённых выходцами из мусульманского мира, то о массовых беспорядках, организуемых иммигрантами. Переселенцы из стран Азии и Африки в новом веке устраивали масштабные погромы во Франции, Великобритании, Швеции, Германии.

Но не меню серьёзную угрозу представляет экспансия чужой и чуждой для Европы культуры (речь не о художественной культуре, а о системе мышления, традициях, образе жизни). Речь не о том, хуже она или лучше европейской, главное – она другая, во многих существенных моментах, радикально другая.

Власти Европы провозгласили идею создания «мультикультурного общества». Это принципиально иная основа сосуществования разных наций в одной стране, нежели закладывалась в СССР.

Мультикультурное общество – это механическое соединение в одном обществе разных национальных групп со своей культурой. Единственный, по сути, объединяющий принцип – это пресловутая «толерантность», говоря по-русски, терпимость. То есть речь идёт о том, что в мультикультурном обществе нужно приучиться вежливо ТЕРПЕТЬ соседство с носителями других культур.

В Советском Союзе было совершенно по-другому. Коммунисты, верные своей идеологии, стремились к образованию единого многонационального общества и, соответственно, единого многонационального советского народа. При уважении и бережном отношении к национальным культурам, включая культуры малых народностей, формировались общие идеалы, ценности, принципы существования, которые создавали органическое единство людей разных наций. И успехи на этом пути были достигнуты немалые - о них шла речь в статье «Путь Октября: весна человечества».

Пока нет оснований полагать, что в деле создания мультикультурного общества достигнут хоть какой-то прогресс. Порой не только рядовые граждане, но и власти сами теряют «толерантность», и то во Франции пытаются запретить девочкам ходить в школу в хиджабах, то в Германии пытаются запретить вообще ходить в мусульманской одежде, закрывающей лицо. Но даже если запреты удастся довести до «победного конца», это не решит никаких проблем – главное ведь не то, что у человека на голове, а то, что в голове.

Создав в европейских странах достаточно большую базу чужой культуры и не имея возможности утвердить какие-то объединяющие идеологические основы, власти, по сути дела, создали тем самым предпосылки для развития борьбы двух культур. Теракты и погромы – это эксцессы, и, на мой взгляд, угрозу межэтнического насилия можно если не полностью устранить, то заметно ослабить. Но вот духовную борьбу разных культур вряд ли удастся остановить. А если учесть, что европейское общество находится в состоянии тяжелейшей духовной деградации, то у европейской культуры шансы выстоять в этом противостоянии крайне невелики.

Собственно говоря, некоторые специалисты в десятые годы нового века высказывали мнение, что волна афро-магрибской иммиграции уже «смывает» европейскую духовную идентичность. Например, известный во Франции писатель Доминик Венер, вероятно, настолько потерял надежду на спасение европейской цивилизации, что в мае 2013 года застрелился. В предсмертном послании они призвал «начать настоящую интеллектуальную и духовную реформу… отвоевать французскую и европейскую идентичность».

Впрочем, несколько раз доводилось встречать мнения интеллектуалов, что распространение мусульманской религии и сформированных ею принципов жизни – это спасение для человечества. Не могу с этим согласиться. Беда в том, что – нет никаких оснований в этом сомневаться – афро-магрибские мигранты отторгая традиции европейской культуры, перенимают от европейцев потребительскую идеологию, в которой и есть корень зла. Мусульманский религиозный культ, как и любой другой, не несёт в себе тех жизненных ценностей, принципов, ориентиров, которые могут выработать в сознании людей «иммунитет» против потребительского отношения к жизни.

А потребительское общество на мусульманской культурной основе вряд ли хоть сколько-нибудь лучше, нежели потребительское общество на основе остатков христианских культурных традиций.

 

 

Достаточно многие связывали и даже связывают до сих пор надежды на спасение человеческой цивилизации с переходом к «постиндустриальному», «информационному» обществу, который начался в конце ХХ века.

Что ж, людям всегда было свойственно строить иллюзии относительно благодатных социальных последствий технического прогресса. Ещё в древней Элладе поэт Антипатр Фессалоникский так воспел изобретение водяного колеса:

«Вы же, рабы, теперь без труда заживёте счастливою жизнью.

Лишь наслаждения ведая, вы позабудете тяжесть труда.

Благодарите богов милосердных, пославших эту замену –

Обод колёсный ступенчатый, быстро вращаемый резвым ручьём».

Примерно столь же обоснованы и упования, вызванные в современном мире переходом к эре информационных технологий. Много раз доводилось слышать и читать, что он будет шагом вперёд не только в техническом, но и в гуманистическом развитии цивилизации, что он знаменует прорыв к небывалой ещё духовной свободе, поскольку открывает практически неограниченный доступ к информации.

Однако несостоятельность надежд древнегреческого поэта, как и весь опыт человечества, убеждает в том, что научно-технические достижения лишь открывают определённые возможности. А будут они использованы на благо или во вред человеку зависит от социально-экономического устройства общества, его идеологии, ценностных установок во внутреннем мире людей.

Даже американский учёный Дэниэл Белл, связывавший в своё время немалые надежды с совершенствованием технологий, высказал убеждённость в том, что «постиндустриальное общество не в состоянии предложить возвышающуюся над обыденностью этику».

Уже накопившийся опыт «информационной эры» подтверждает эту оценку. Скажем, некоторые специалисты утверждали, что свободный доступ к информации, который открывает пользователям Интернет, будет способствовать развитию их внутреннего мира и обретению духовной свободы.

Однако итальянский политик Джульетто Кьеза оценил положение совершенно иначе: «Только очень грамотный человек может разделить правду и неправду в Интернете, тогда как количество неправды преобладает с абсолютной очевидностью». Действительно, Интернет открывает свободный доступ к информации, но она столь противоречива, что различить истину и ложь неподготовленному человеку крайне затруднительно. Так что Интернет не столько открывает людям путь к правдивой информации, сколько способствует созданию хаоса в сознании людей, а создание хаоса в сознании людей, напомню, один из методов умопогашения.

Способствует умопогашению и то, что в Интернете, в его нынешнем виде, полностью отсутствуют нравственные и этические критерии. Неслучайно его уже окрестили «всемирной информационной помойкой». Даже вполне респектабельные сайты зачастую ориентированы на чисто обывательские запросы. Например, в один из вечеров страница «Новости mail.ru» предлагала посетителям среди пяти главных новостей такие: «Трагедия: оператор «Вестей» утонул во время съемок передачи!», «Жена известного режиссера покончила с собой», «Дочь топ-менеджера «Лукойла» умерла от жестоких побоев», «Готичные Деми Мур и Эштон Катчер на ежегодном "Оскаре Моды"». А сколько бывает предельно низкопробной информации. Скажем, на сайте rutracker.org, можно было найти выдающиеся произведения киноискусства и великую музыку, но здесь же предлагались ещё и материалы типа «Сайт для мужчин. Тебе точно понравится», «Позорное фото Собчак в бане уже в сети!» и т.п.

В таких условиях Интернет приносит пользу только духовно очень здоровому человеку. Для тех, в чьём внутреннем мире есть гнильца, он становится средством подпитки пороков. К примеру, СМИ не раз сообщали о том, что в США и Великобритании были выявлены массовые случаи использования служебных компьютеров Белого дома и Британского парламента для посещении порносайтов.

Более того, уже появились достаточно серьёзные основания вспомнить мрачное предсказание Аурелио Печчеи о перспективах «информационного общества»: «Не погибнет ли окончательно человек со всеми своими стремлениями и духовностью в системе, которая будет далека и чужда его природе».

«Информационная эра» таит в себе вполне реальную угрозу тотального подавления личности. С одной стороны, она даёт немыслимые прежде возможности для контроля за человеком. На Западе уже разработана система (подробнее при желании можно узнать из брошюры «Электронные карточки и печать антихриста», М., 1999), предусматривающая создание электронного банка данных на всех граждан – он будет характеризовать их, как говорится в проекте закона, предлагаемого авторами системы, «со стороны физической, биологической, психической, экономической, культурной, политической или общественной». Одна из заявленных целей всего этого: обеспечение безопасности. И этот проект уже воплощается в жизнь. Эдвард Сноуден, сотрудник NSA (Агентство национальной безопасности), бросивший вызов организации, предупредил мир: «Они намерены сделать любой разговор, любую форму взаимодействия известной им. Даже если вы не занимаетесь ничем предосудительным, за вами наблюдают. Однажды вы попадёте под подозрение, и они смогут изучить любое решение, когда либо принятое вами, любой ваш разговор с другом, а затем сделать из вас преступника на основе этой информации». В сущности, подобная система мало чем отличается от той, возникновение которое предрекали самые пессимистические антиутопии вроде «Координаторши» Герберта Франке.

С другой стороны, в «информационную эру» манипулирование информацией открывает чудовищные возможности манипулирования людьми. В прессе говорилось, что в США принята «Единая доктрина информационных операций», которая, в частности, предусматривает «ввод дезинформации, распространение пропагандистских и иных материалов в рамках «психологических операций», формирование общественного мнения,.. использование среды Интернет в ходе проведения различных акций «информационной войны».

Это воздействие на сознание широких масс людей принципиально отличается от былой пропаганды. Пропаганда велась всегда, но прежде достаточно развитый человек мог противостоять ей, своим умом дойдя до истины. Но теперь информационные технологии резко увеличивают силу воздействия нужной информации на сознание широких масс людей, и при этом, как было показано выше, власти делают всё для того, чтобы количество людей, умеющих логически мыслить, стало исчезающее мало. В результате уже явственно вырисовывается перспектива общества, в котором не будет истины – истиной будет считаться та интерпретация событий, которая соответствует целям тех, кто манипулирует сознанием людей. Чтобы не осталось сомнений, достаточно вспомнить европейский опрос во время агрессии против Югославии, который показал, что во всех европейских странах, кроме двух, более 50% людей (в некоторых государствах – более 70%, а в Дании – более 80%) приняли навязываемую средствами воздействия на сознание людей демонизацию сербов и поддерживают агрессию.

Французский философ Ги Дебор назвал возникающую систему «обществом спектакля». Ужаснувшись её перспективам и не видя возможности воспрепятствовать её утверждению, он покончил с собой.

Более того, возникает угроза прямого воздействия на сознание людей. Власти ведущих капиталистических государств давно искали такие средства – в ход шли и уколы, и таблетки, и даже операции на мозге. Однако существенного успеха специалисты, работающие в этом направлении, добиться не смогли. А вот информационные технологии, похоже, открывают такую возможность. Некоторое время назад в СМИ прошла информация, что с помощью компьютеров удалось сделать то, что прежде считалось невозможным: вызвать у целой группы «подопытных» одинаковый сон. Не нужно обладать большой фантазией, что понять, какую опасность несут человечеству подобные эксперименты.

Ещё в 70-е годы ХХ века западные учёные посчитали угрозой человечеству то, что компьютеры начинают играть всё большую роль в непосредственном управлении обществом. «Мы утрачиваем контроль над собственной системой, - писал Фромм. – Мы выполняем решения, которые принимают за нас электронные машины». В новом веке эта тенденция вышла на качественно новый уровень. Компьютеры пронизывают всю систему не только управления, но и вообще взаимодействия власти с людьми.

Суммируя всё это, можно сделать вывод, что подобная система будет законченным воплощением описанной Льюисом Мамфордом «социальной мегамашины», которая «превратила людей в послушных роботов и не ставит перед собой никаких человеческих целей».

Тенденции, обозначившиеся в конце ХХ – начале XXI века, дают основания опасаться и того, что вступление в «информационную эру» тоже вносит свой вклад и в дегуманизацию человека.

От специалиста, побывавшего в Пекинском университета, довелось услышать, что на занятиях связь преподаватель-студент осуществляется через компьютеры, что заметно повышает качество усвоения материала. Однако оборотная сторона этого – обездушивание контактов учителя с учениками; а ведь роль воздействия личности педагога в «живом» общении на формирование внутреннего мира молодых людей всегда была велика. Такая же опасность в получающем всё большее распространение так называемом «дистанционном обучении».

Профессор С.Н. Некрасов поставил «диагноз» информационному обществу: оно «характеризуется упадком познавательных способностей» и «гибелью рационализма мышления». Как пример, подтверждающий его первую часть, можно назвать данные опроса английских студентов. Половина из них не смогла назвать и четырёх произведений Диккенса – писателя, чьи произведения для многих предыдущих поколений британцев были не просто любимым чтением, но частью национального сознания. Симптоматично объяснение молодых людей: если им понадобятся сведения о Диккенсе, они легко получат их в Интернете. Таким образом, обогащение внутреннего мира при общении с художественной культурой подменяется в представлении «компьютерного поколения» информацией о ней.

А яркой иллюстрацией его тезиса о «гибели рационализма мышления» стал скандал, разгоревшийся в США вокруг фильма «Брюс Всемогущий». Его герой по телефону общался с самим Богом. Номер Господа авторы взяли первый пришедший им в голову – и после выхода фильма на экраны, человек, у которого был телефон с этим номером, стал получать до 20-и звонков Всевышнему в час. Событием того же порядка стало введение в одном из колледжей штата Мэриленд после оглушительного успеха книг и фильмов о мальчике-маге Гарри Потере дисциплины «Связь между физикой и магией».

В условиях духовного оскудения людей компьютеры с их возможностями становятся ещё и самым доступным наркотиком. По свидетельству Американской психологической ассоциации, к концу 90-х годов уже у более чем 11-и миллионов человек пристрастие к Интернету приняло характер патологической зависимости. К интернетоманам надо добавить ещё миллионы тех, кто по много часов просиживают за компьютерными играми. А, по данным исследований группы японских учёных во главе с профессором Акио Мори, чем больше времени человек проводит за подобными развлечениями, тем меньшая активность фиксируется в предлобной доле мозга, «отвечающей» за творческие способности.

В начале 70-х годов ХХ века поборники западного пути развития – Бжезинский, Кан, Брюс-Бриггс – так обрисовали открывающееся на нём «светлое будущее»: элита управляет, а остальные потребляют, развлекаются и наслаждаются комфортом. Опыт «информационной эры» позволяет дополнить эту картину ещё одним штрихом: главным развлечением станет нажимание на клавиши – как в известном эксперименте с точкой удовольствия в мозгу крыс. Руководители Интернет-системы «Гугл» Э. Шмидт и Д. Коэн в десятые годы написали книгу «Новая цифровая эра». В ней они, в сущности, так именно таким представили образ «светлого будущего», которое открывает информационная эра: «Мир, в котором всё вращается вокруг консьюмеризма (потребительства – В.В.) и виртуальной реальности, где идеальный потребитель активно пользуется гаджетами Google, ставит «лайки» и «делится с друзьями», и у всех всё чудесно».

Тут и впрямь явственно вырисовывается конец истории. Только не в том смысле, который вложил в эти слова американский политолог Ф. Фукуяма, подразумевая, что человечество не сможет создать более совершенную систему, чем нынешняя западного типа, - а совсем конец.





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 15.08.2017 Верхний уровень
МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект







Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Материалы публициста    Виктора Василенко - Виктор Василенко. Мир без СССР:
человечество входит в постгуманистическую цивилизацию

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
инструмент от Российских производителей, продажа инструмента