СОВЕТСКАЯ ЦЕНЗУРА
В. ВАСИЛЕНКО.
Один из широко задействованных мифов демпропаганды: в Советском Союзе была свирепая политическая цензура, которая в сфере художественной культуры не пропускала никаких произведений, хоть както не соответствующих официальным идейным установкам.
Правда здесь то, что политическая цензура в советское время действительно была и, случалось, она и впрямь не пропускала по идейным соображениям какието фильмы, книги и т.д. Но по большей части политическая цензура была довольно либеральной. И, к примеру, в советский прокат поступали незаурядные произведения киноискусства западных стран, созданные не только режиссёрамикоммунистами (такими, как,например, Де Сантис, Рози, Бардем), но и режиссёрами, которых относили к «буржуазным», вроде Феллини, Антониони, Шлёндорфа, Бергмана, Пенна.
В конце 80х годов близкий к антикоммунистической «Солидарности» польский режиссёр Кшиштоф Занусси предупреждал, что в капиталистическом обществе действует своя цензура, коммерческая, и в отличие от политической цензуры социалистических времён, она совершенно безжалостна. Что ж, мы получили возможность убедиться в справедливости его предупреждения. После воцарения в России капитализма фильмы, отличающиеся богатством киноязыка и глубиной художественного исследования важных проблем жизни современного общества, полностью исчезли из российского проката.
В советское время была ещё и нравственная цензура. Можно согласиться с тем, что цензоры, порой, перегибали палку, но то, к чему привёл отказ от нравственных критериев отбора фильмов, во много раз хуже. Когда в порядке вещей стало то, что почтеннейшей публике в качестве развлечения предлагают живописание зверства и скотства, это уже в полном смысле нравственная катастрофа.
И самый существенный момент. Обращаясь к теме советской цензуры, демпропаганда в неизменно свойственном ей стиле, вовсю использует подтасовки, передёргивания и прямую ложь.
Вот типичный пример. Говорят о когдато популярном в Советском Союзе австрийском фильме «Катерина» с Франческой Гааль. И с апломбом утверждают: «…фильм урезали на двадцать минут, изъяв из него благополучный конец. Основание? Брак между горничной и сыном миллионера невозможен даже в комедии».
Я смотрел «Катерину» в студенческие годы и, признаться, не запомнилось, чем конкретно он завершился. Однако, даже если этот фильм при подготовке к прокату подсократили (а такое обращение с картинами было свойственно не только советскому прокату – например, во Франции фильм Виго «Аталанта» прокатчики вообще перемонтировали – в авторском варианте его восстановили только много лет спустя после смерти режиссёра), то вряд ли по той причине, на которую указывают «обличители».
Потому что примерно в это же время шёл фильм с Диной Дурбин «Сестра его дворецкого», где героиня – горничная в начале картины – в финале завоёвывала сердце очень состоятельного человека (правда, свадьбы и здесь не показали – может, и это «происки цензуры»?). Шли и другие картины, в которых бедные героини находили богатых женихов – «Первый бал», «Брак по расчёту» с Диной Дурбин, «Маленькая мама» с Франческой Гааль. Спорный вопрос, надо ли было пускать эти фильмы в наш прокат – конечно, они, в целом, обращены к добрым чувствам, но в то же время поощряли мещанские упования на ВУЗ (выйти удачно замуж). Но, так или иначе, они шли в советских кинотеатрах. Так зачем же, господам«демократам» столь беспардонно врать?