ВКЛАД В СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ОБЩЕСТВА
Довольно давно последний раз смотрел фильм «Большая семья», но хорошо помню эпизод, когда прямо на верфи во время перерыва хороший пианист даёт концерт для рабочих.
Сегодня тем, кто не помнит или не знает нашу жизнь того времени, это может показаться «пропагандой». Но это абсолютно достоверный фрагмент советской действительности 50х годов. Ведь тогда партия рассматривала культуру как средство развития народа. И мастера искусств вполне сознательно служили этой цели.
Помнится, композитор Дмитрий Шостакович говорил по радио в том духе, что каждая нота, которая выходит изпод его пера – это вклад в строительство нового общества. Много позже, уже гдето в самом конце 90х выдающаяся балерина Ольга Лепешинская в интервью «Правде» вспоминала о том, какую огромную роль в приобщении народа к богатствам культуры сыграл созданный в 1939 году Центральный дом работников искусств. Его концертные бригады выступали по всей стране – даже на дрейфующей станции «Северный полюс». При этом Ольга Васильевна подчеркнула, что «святой традицией» артистов были бесплатные выступления. Это не было чемто вроде нынешней благотворительности «звёзд», стремящихся нажить ещё и моральный капитал. В те времена бесплатные выступления проходили без шума в прессе, потому что они были нормой, это была внутренняя потребность самих мастеров искусств.
В этом я убедился сам. В начале 50х годов я работал в Харьковском горкоме комсомола. И както мне довелось участвовать в организации выступлений приехавшего на гастроли народного артиста СССР, певца Максима Михайлова. Когда согласовывалась программа его концертов, Максим Дормидонтович потребовал – именно потребовал, чтобы в его программу были включены бесплатные выступления перед рабочими прямо на заводах: «Иначе, какой же я народный артист?!».
Ю. ВАСИЛЕНКО,
пенсионер.