НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ БОГАТЫХ
В. ПОЛЯКОВ.
Экклезиаст прав: кто хочет серебра, тот не насытится серебром. «Эффективные собственники» во всём мире снова и снова подтверждают это. Люди, имеющие огромные деньги, зачастую пытаются прирастить состояние любыми путями, в том числе отнюдь не праведными. Один из таких путей – уклонение от налогов. Кто только не попадался на этом – от «королевы» гостиничного бизнеса США Л. Хэлмси до отца знаменитой теннисистки из ФРГ Штефи Граф, который официально управлял многомиллионными доходами дочери.
В большинстве стран власти пытаются обуздать стремление уклониться от уплаты налогов в полном объёме с помощью ужесточения наказания за это преступление – к примеру, в США его увеличили до 20 лет тюрьмы, что сразу же привело к росту бюджетных доходов. Но власти России стоят на позиции, которую рядовому гражданину, как говорится «умом не понять»: Путин решил бороться с неуплатой налогов, снизив налог на сверхдоходы до 13%, что тоже не замедлило сказаться на бюджете – по оценкам специалистов, он ежегодно теряет изза плоской шкалы налогов примерно 1520% возможных доходов.
Ярко проявилась «национальная особенность» и в борьбе с другим злом: коррупцией. Это тоже социальная болезнь, характерная почти для всех стран. В подавляющем большинстве из них, опятьтаки, с этим злом борются, как ужесточая наказание за преступления коррупционного характера, так и стремясь сделать его неотвратимым. Так, в Китае действует правило: если сумма незаконных доходов чиновников превышает 100 тыс. юаней (порядка 1415 тыс. долл.), за это предусмотрено наказание от 10 лет заключения до смертного приговора с конфискацией всего имущества. Правители России, вероятно, полагают, что если такое наказание ввести в России, чиновничий аппарат пришлось бы почти полностью обновлять каждые пару лет, и потому из государственных интересов ужесточают борьбу с коррупцией сугубо «суверенными» методами.
В 2011 году оба правителя РФ заявили о необходимости усиления борьбы с коррупцией. И что за этим последовало?
В ст. 290 УК были внесены изменения, предусматривающие в качестве основной меры наказания не тюремное заключение, а штраф. Также было декриминализировано посредничество при мелких (до 25 тыс.рублей) взятках. Посредники отныне перестали считаться соучастниками преступления, как было прежде, и, соответственно, не несли никакой ответственности.
Коррупционеры поняли «посыл» правильно, и не особенно спешат платить эти штрафы. В 2016 году, по данным Верховного Суда РФ, удалось взыскать лишь 14% назначенных судами штрафов. А поскольку неплательщики штрафов за коррупцию – это совсем иная категория граждан, нежели неплательщики за ЖКУ, то решительные меры по отношению к ним не принимаются. Ещё одна характерная деталь: в 2016 году осуждённых взяткодателей оказалось почти в три раза больше, чем взяткополучателей. Чиновников надо беречь.
При этом власть предельно недвусмысленно демонстрирует, что «своих» она не сдаёт. В СМИ некоторое время назад прошла информация, что ВСЕ задержанные, а также осуждённые фигуранты по самому громкому коррупционному делу – «Оборонсервиса» уже находятся на свободе. А непосредственно связанный с ним министр обороны того времени Сердюков вообще оказался как бы ни при чём – с одного комфортного служебного кресла его нежно пересадили на другое.
И вот свежая информация, свидетельствующая о том, как власть относится к богатым. Скандальной темой последнего времени стало вызывающее уклонение Сечина от явки в суд для допроса по делу Улюкаева – он не являлся четыре раза. Если вы полагаете, что его, как рядового гражданина в подобном случае, доставили в принудительно порядке, то ошибаетесь: кончилось всё тем, что – цитируем сообщение ТАСС: «Замоскворецкий суд Москвы отказался вызвать на допрос главу нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина по делу бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в размере 2 млн. долларов».