ВОТ ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
Начальник легендарного ЦАГИ, генерал И.Ф. Петров вспоминал об уроке «политграмоты», который дал ему Сталин. Иосиф Виссарионович спросил: «Что такое Советская власть?», и сам же ответил: «Если возникает какаято проблема, которая не противоречит законам физики, механики и химии, а её решение необходимо Родине, то она будет решена – вот что такое Советская власть».
Убедительным доказательством этой «теоремы» стала Великая Отечественная война. Советская власть явила миру чудеса мастерства организатора – достаточно вспомнить эвакуацию многих сотен заводов с территории, которую угрожал захватить враг. Советская власть создала социальноэкономическую систему социализма, которая в той войне продемонстрировала очевидное преимущество над капиталистической системой даже «новомышленец» О. Лацис в 1985 году признавал, что в Великой Отечественной войне победила «советская хозяйственная система». Но не меньшее, если не первостепенное, значение имело то, что Советская власть в предвоенные годы сумела сделать основой сознания весьма значительной части людей коммунистическую идеологию.
Один из её принципов – приоритет общественных интересов, готовность на личные жертвы ради общего блага. Этот принцип способствовал воспитанию в советских людях высочайшего патриотизма, проявившегося в, поразивших весь мир, стойкости и готовности к самопожертвованию. Сколько раз гитлеровцы заявляли о своём окончательном успехе. Но Красная Армия, пройдя через невероятно тяжёлые испытания, завершила войну разгромом врага. Вот только один из бесчисленного множества примеров такой стойкости: советские войска обороняли Севастополь более 250 дней. А вернули город за…ДВОЕ суток: на третьи в районе мыса Херсонес капитулировали остатки очень мощной группы немцев, оборонявшей Севастополь.
Показательно отношение советских солдат и офицеров к знаменитому приказу Сталина № 227 («Ни шагу назад!»). Ещё в советское время подавляющее большинство фронтовиков, уже воевавших в 1942 году, вспоминали, что он вызвал у них не страх перед карами, грозившими малодушным, а воодушевление, поскольку слова вождя: «Отступать дальше – значит, загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть главный наш призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. Наша Родина переживает тяжёлые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы нам это не стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникёрам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев – это значит обеспечить за нами победу», соответствовали их собственным чувствам. Маршал Чуйков писал, что Приказ №227 «вооружил нас, всех бойцов, на беспощадное истребление врага».
Ещё один из основополагающих принципов коммунистической идеологии – приоритет духовных ценностей, включая сферу труда. Писатель Всеволод Кочетов в записях военных лет приводит слова партийного секретаря одного из районов Лениградской области: «Мудрость нашей партии в том, что труд в нашей стране она сумела превратить в дело чести, доблести и геройства. Это сильные, могучие стимулы. Ни в одной стране этого нет и быть не может, пока там капитализм… Успехи мирового значения будут сопутствовать нам всегда, покуда труд остаётся в сознании людей делом их чести, доблести и геройства».
Такое отношение к труду в годы Великой Отечественной войны множество раз позволяло решать задачи, которые, по обычной оценке, считались невыполнимыми. Самая известная из них – это возведение за считанные недели эвакуированных заводов, зачастую в голой степи, в мороз, и начало выпуска ими продукции, необходимой фронту. Скажем, завод «Электросталь», эвакуированный из Подмосковья, через 110 дней после прибытия эшелонов в открытое поле под Чебаркулем, уже дал броню для танков. Благодаря такому отношению к труду советская промышленность уже к началу 1943 года превосходила по выпуску всех основных видов вооружений промышленность практически всей континентальной Европы, работавшей на Германию.
А вот менее известный эпизод, который описал Лев Успенский в цикле документальных «Рассказов о невозможном». Поздней осенью 1942 года возникла крайняя необходимость заменить в одном из фортов, оборонявших дальние подступы к Ленинграду, стволы сверхтяжёлых орудий. Военсовет фронта установил срок: полтора месяца. Инженер, которому поручили руководить этой операцией, сказал, что для её осуществления необходим 70тонный кран. Однако железнодорожного сообщения с городом не было, а другим путём подвезти его было нельзя. Более того, в форте не было даже электродомкратов.
Инженер категорически заявил, что в существующих условиях произвести замену абсолютно невозможно. Но, как было замечено на обсуждении ситуации, «не сделать этого ещё невозможнее». И началась работа по демонтажу бронеколпака и извлечению многотонных стволов с помощью технических средств, применявшихся ещё при строительстве пирамиды Хеопса. Из расположенного неподалеку леса на подводах привозили брёвна, из них делали эстакады, которые должны были заменить 70тонный кран.
Небольшое отступление. Казалось бы вот оно – подтверждение тезиса о «рабском труде». Только «неувязочка» получается. Рабский труд не бывает высокоэффективным. Упомянутую пирамиду Хеопса строили много лет десятки тысяч рабов. А тут несколько десятков (не тысяч, просто десятков) защитников форта в свободное от боевых дежурств время (войнуто никто не прекращал на время ремонта орудий) сумели осуществить всё необходимое за… 15 дней.
Комиссар форта периодически спрашивал бойцов, не нужно ли им чтолибо, имея в виду дополнительное питание, более тёплую одежду и т.п. А они отвечали в духе: вот если добавить две подводы, мы сможем сэкономить не меньше дня.
Эта чудодейственная сила, сделавшая невозможное возможным, говоря словами Ф.Э. Дзержинского, «воля советских людей, одухотворённая великими идеями коммунизма».
Среди важнейших принципов коммунистической идеологии – гуманизм. Братское отношение к другому человеку, готовность разделить трудности других, бескорыстно прийти им на помощь для очень многих советских людей становились внутренней потребностью. И это тоже сыграло свою роль в годы Великой Отечественной войны. Писатель Алесь Адамович, уже в годы, когда он становился одним из моральных лидеров «перестройки», признавал: «Несмотря на весь сталинизм, наше поколение получило очень гуманистическое воспитание». Отметим, что такая оговорка явно была данью новым политическим пристрастиям писателя, поскольку нацелить всю систему идеологического воздействия на формирование в человеке гуманистического мировоззрения, вряд ли можно было вопреки курсу Сталина. Но вот в главном Адамович безусловно прав: «Когда люди увидели, что творят гитлеровцы, к ним пришла настоящая ненависть. Ненависть человеческого к античеловеческому. И люди были готовы пожертвовать собой, чтобы очистить свою землю от фашистской нечисти». Когда подростки начинают скорбеть по поводу «жестокости» советских воинов – это от тщательно прививаемого им нашей системой образования невежества. Но любой адекватно воспринимающий действительность человек, старше 50 лет, не может не понимать, что прогремевший в годы войны призыв Константина Симонова «Убей его!» был продиктован не природной жестокостью советских людей, а той самой ненавистью человеческого к античеловеческому.
Геринг на Нюрнбергском процессе сокрушался: «Как выяснилось во время войны, мы многого не знали… Главное, мы не знали и не поняли советских русских».
Редакция «СК».