КВИНТЭССЕНЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ БЫТИЯ
(Окончание, начало в №15)
В переустройстве общества в соответствии с принципами учения Христа многие люди и в XIXXX веках видели надежду на гуманизацию общества и человека. Энгельс в работе «О первоначальном христианстве», писал, что для рабочихкоммунистов в середине XIX века была характерна борьба «за восстановление первоначального христианства, подвергающегося прогрессирующему вырождению». В России XIX – начала XX века среди мыслителейгуманистов, ориентировавшихся на ценности и принципы учения Христа, выдающееся место занимает Лев Николаевич Толстой. Он тоже видел корень социального и морального зла в частной собственности: «Банкиры, торговцы, фабриканты, землевладельцы трудятся, хитрят, мучаются и мучают изза собственности; чиновники, ремесленники, земледельцы страдают изза собственности». Соответственно, уничтожение частной собственности – прежде всего, на землю – Толстой считал обязательным условием оздоровления общества. Не принимал Лев Николаевич и порождаемого капиталистической системой индивидуализма: «Всё, что объединяет людей, есть добро и красота, всё, что разъединяет их, есть зло и безобразие». И он пришёл к выводу: «Уничтожаться должен строй соревновательный и замениться строем коммунистическим».
Толстой пришёл к этому убеждению именно как христианин. Коммунистическое учение, разработанное Марксом и Энгельсом, имеет атеистический характер. Тем не менее, идеология, лежащая в его основе, весьма близка христианской.
Ориентация жизни на принципы и приоритеты учения Христа создаёт условия, благоприятствующие духовному совершенствованию людей. А именно в этом Маркс и Энгельс видели главную цель коммунистических преобразований. Коммунизм в их понимании – система, которая «производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа», в которой бы каждый человек «мог совершенно свободно развивать и применять свои способности и силы». Даже в «Капитале» работе, посвящённой экономическим вопросам, Маркс говорит о том, что основным принципом нового общества «является полное и свободное развитие каждого человека».
Знаменитый принцип распределения «каждому по потребностям» Маркс не считал главной целью коммунистического преобразования общества. Он прямо предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и ставить на нём главное ударение». Этот принцип вовсе не подразумевает, что коммунизм – бездонная кормушка. Нет, смысл его совсем в ином: в освобождении человека от сковывающих духовный мир материальных забот. Можно сказать, что это – реализация принципа учения Христа «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить… ни во что одеться».
С этих позиций Маркс считал, что важнейшим богатством нового общества является свободное время, поскольку оно является «основным пространством развития личности».
По сути, адекватно христианскому и марксистское отношение к собственности. Ликвидацию частной собственности только ради экономического и социального равенства Маркс именовал «грубым коммунизмом» и относился к нему критически. В «положительном упразднении частной собственности» он видел, прежде всего, необходимое условие для «подлинного присвоения человеческой сущности человеком». Такой подход к вопросу о собственности вполне соответствует христианской идее отказа от собственности как условия «обретения сокровищ на небесах».
Очень важный момент марксистского коммунистического учения – отношение к труду. Труд – чисто человеческая функция. Однако, как показал Маркс, когда главным стимулом труда становится зарабатывание денег, он не даёт возможности раскрыться человеческому потенциалу людей. «В результате получается положение, писал Маркс, что человек чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае, украшая себя, а в своих человеческих функциях он чувствует себя лишь животным». В таком труде человек не развивает, а разрушает свои духовные силы. Стимулирование такого труда повышением зарплаты только усиливает разрушительное воздействие на духовный мир человека, «заставляя его рабски трудиться на службе у алчности». Всё это прямо перекликается с основополагающим принципом учения Христа «Не можете служить и Богу и маммоне». В новом обществе человек будет трудиться для реализации своего человеческого потенциала, и такой труд станет его духовной потребностью.
Кстати, известный принцип советского социализма (который рассматривался как переходный этап к коммунизму) «Кто не работает – тот не ест» дословно позаимствован у апостола Павла.
Соответствует духу учения Христа и положение Маркса о «возвращении человека к себе как к человеку общественному» т.е. преодоление выработанного западной цивилизацией индивидуализма.
Одно из наиболее существенных отличий между учениями Христа и Маркса в том, что первое предусматривает изменение общества через изменение внутреннего мира людей, а второе считает необходимым условием совершенствования людей – изменение социальноэкономической системы. Но насколько реалистичен путь «перевоспитания» при сохранении принципов жизни и отношений между людьми того мира, который обличал Христос, и который в своей капиталистической модификации стал ещё хуже? Даже такой «идеалист» как Николай Бердяев – и тот был убеждён: «Когда пытаются решить вопрос о совершенствовании человеческой жизни, погрузившись в путь индивидуального нравственного и религиозного совершенствования, то видят, что необходим путь социального изменения». Потому что тот или иной тип социальноэкономической системы, как показал американский философ и психолог Эрих Фромм, объективно способствует формированию того или иного типа «социального характера».
Суммируем основные принципы коммунистической идеологии:
главной целью коммунистических преобразований является совершенствование внутреннего мира человека и гуманизация (т.е. создание социальноэкономических условий, которые способствовали бы утверждению в людях истинно человеческих принципов, ценностей, ориентиров бытия) общества в целом;
ликвидация частной собственности рассматривается как необходимое условие для достижения этой цели;
свобода понимается как необходимое условие подлинно человеческого существования, но не в смысле вседозволенности и не в смысле «свободы угождения плоти», а в смысле свободы духовного развития личности;
труд должен стать одной из важнейших сфер реализации творческого потенциала человека и потому его духовной потребностью;
основой отношений между людьми должны стать взаимопомощь, солидарность, интернационализм.
Всё, о чём говорилось выше, даёт основание для вывода: коммунистическая идеология не только не противоречит исторической традиции человечества и никоим образом не имеет антигуманистического характера. Напротив, – это квинтэссенция важнейших гуманистических принципов бытия, выдвигавшихся на протяжении всей истории человечества.
В. ВАСИЛЕНКО.