КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Слово коммуниста №16 (1172) :: КВИНТЭССЕНЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ БЫТИЯ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

КВИНТЭССЕНЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ БЫТИЯ








(Окончание, начало в 15)

В переустройстве общества в соответствии с принципами учения Христа многие люди и в XIX­XX веках видели надежду на гуманизацию общества и человека. Энгельс в работе «О первоначальном христианстве», писал, что для рабочих­коммунистов в середине XIX века была характерна борьба «за восстановление первоначального христианства, подвергающегося прогрессирующему вырождению». В России XIX – начала XX века среди мыслителей­гуманистов, ориентировавшихся на ценности и принципы учения Христа, выдающееся место занимает Лев Николаевич Толстой. Он тоже видел корень социального и морального зла в частной собственности: «Банкиры, торговцы, фабриканты, землевладельцы трудятся, хитрят, мучаются и мучают из­за собственности; чиновники, ремесленники, земледельцы страдают из­за собственности». Соответственно, уничтожение частной собственности – прежде всего, на землю – Толстой считал обязательным условием оздоровления общества. Не принимал Лев Николаевич и порождаемого капиталистической системой индивидуализма: «Всё, что объединяет людей, есть добро и красота, всё, что разъединяет их, есть зло и безобразие». И он пришёл к выводу: «Уничтожаться должен строй соревновательный и замениться строем коммунистическим».

Толстой пришёл к этому убеждению именно как христианин. Коммунистическое учение, разработанное Марксом и Энгельсом, имеет атеистический характер. Тем не менее, идеология, лежащая в его основе, весьма близка христианской.

Ориентация жизни на принципы и приоритеты учения Христа создаёт условия, благоприятствующие духовному совершенствованию людей. А именно в этом Маркс и Энгельс видели главную цель коммунистических преобразований. Коммунизм в их понимании – система, которая «производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа», в которой бы каждый человек «мог совершенно свободно развивать и применять свои способности и силы». Даже в «Капитале» ­ работе, посвящённой экономическим вопросам, Маркс говорит о том, что основным принципом нового общества «является полное и свободное развитие каждого человека».

Знаменитый принцип распределения «каждому по потребностям» Маркс не считал главной целью коммунистического преобразования общества. Он прямо предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и ставить на нём главное ударение». Этот принцип вовсе не подразумевает, что коммунизм – бездонная кормушка. Нет, смысл его совсем в ином: в освобождении человека от сковывающих духовный мир материальных забот. Можно сказать, что это – реализация принципа учения Христа «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить… ни во что одеться».

С этих позиций Маркс считал, что важнейшим богатством нового общества является свободное время, поскольку оно является «основным пространством развития личности».

По сути, адекватно христианскому и марксистское отношение к собственности. Ликвидацию частной собственности только ради экономического и социального равенства Маркс именовал «грубым коммунизмом» и относился к нему критически. В «положительном упразднении частной собственности» он видел, прежде всего, необходимое условие для «подлинного присвоения человеческой сущности человеком». Такой подход к вопросу о собственности вполне соответствует христианской идее отказа от собственности как условия «обретения сокровищ на небесах».

Очень важный момент марксистского коммунистического учения – отношение к труду. Труд – чисто человеческая функция. Однако, как показал Маркс, когда главным стимулом труда становится зарабатывание денег, он не даёт возможности раскрыться человеческому потенциалу людей. «В результате получается положение, ­ писал Маркс, ­ что человек чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае, украшая себя, ­ а в своих человеческих функциях он чувствует себя лишь животным». В таком труде человек не развивает, а разрушает свои духовные силы. Стимулирование такого труда повышением зарплаты только усиливает разрушительное воздействие на духовный мир человека, «заставляя его рабски трудиться на службе у алчности». Всё это прямо перекликается с основополагающим принципом учения Христа «Не можете служить и Богу и маммоне». В новом обществе человек будет трудиться для реализации своего человеческого потенциала, и такой труд станет его духовной потребностью.

Кстати, известный принцип советского социализма (который рассматривался как переходный этап к коммунизму) «Кто не работает – тот не ест» дословно позаимствован у апостола Павла.

Соответствует духу учения Христа и положение Маркса о «возвращении человека к себе как к человеку общественному» ­ т.е. преодоление выработанного западной цивилизацией индивидуализма.

Одно из наиболее существенных отличий между учениями Христа и Маркса в том, что первое предусматривает изменение общества через изменение внутреннего мира людей, а второе считает необходимым условием совершенствования людей – изменение социально­экономической системы. Но насколько реалистичен путь «перевоспитания» при сохранении принципов жизни и отношений между людьми того мира, который обличал Христос, и который в своей капиталистической модификации стал ещё хуже? Даже такой «идеалист» как Николай Бердяев – и тот был убеждён: «Когда пытаются решить вопрос о совершенствовании человеческой жизни, погрузившись в путь индивидуального нравственного и религиозного совершенствования, то видят, что необходим путь социального изменения». Потому что тот или иной тип социально­экономической системы, как показал американский философ и психолог Эрих Фромм, объективно способствует формированию того или иного типа «социального характера».

Суммируем основные принципы коммунистической идеологии:

­ главной целью коммунистических преобразований является совершенствование внутреннего мира человека и гуманизация (т.е. создание социально­экономических условий, которые способствовали бы утверждению в людях истинно человеческих принципов, ценностей, ориентиров бытия) общества в целом;

­ ликвидация частной собственности рассматривается как необходимое условие для достижения этой цели;

­ свобода понимается как необходимое условие подлинно человеческого существования, но не в смысле вседозволенности и не в смысле «свободы угождения плоти», а в смысле свободы духовного развития личности;

­ труд должен стать одной из важнейших сфер реализации творческого потенциала человека и потому его духовной потребностью;

­ основой отношений между людьми должны стать взаимопомощь, солидарность, интернационализм.

Всё, о чём говорилось выше, даёт основание для вывода: коммунистическая идеология не только не противоречит исторической традиции человечества и никоим образом не имеет антигуманистического характера. Напротив, – это квинтэссенция важнейших гуманистических принципов бытия, выдвигавшихся на протяжении всей истории человечества.

 

В. ВАСИЛЕНКО.

 





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 4.05.2018 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Слово коммуниста №16 (1172) - КВИНТЭССЕНЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ БЫТИЯ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники