КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: 90 - лет Советского кино :: ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 6

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 6





Виктор ВАСИЛЕНКО


«Оттепель» оказалась благотворным климатом и для становления молодых талантливых режиссёров. В это время в кино пришли Отар Иоселиани, Лариса Шепитько(выпускники мастерской А. Довженко), Георгий Шенгелая(мастерская А. Довженко, М. Ромма), Тенгиз Абуладзе(мастерская С. Юткевича), Григогрий Чухрай(мастерская С. Юткевича и М. Ромма), Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Георгий Данелия, Глеб Панфилов(мастерская М. Ромма), Марлен Хуциев, Сергей Параджанов(мастерская И. Савченко), Алексей Герман(мастерская Г. Козинцева), Элем Климов(мастерская Е. Дзигана), Витаутас Жалякявичус( мастерская М. Чиаурели)…

Каждый из них уже в ранний период творчества проявил свою индивидуальную художественную манеру, свой взгляд на мир. Последнее, вероятно, объясняется тем, что большинство их в кино пришло уже с накопившимся жизненным опытом. Так, Шукшин поработал и учителем в школе, и инструктором в райкоме; Панфилов – на заводе; Тарковский – в геологической партии; Чухрай прошёл войну; Данелия до того, как стать режиссёром, стал архитектором, Климов – инженером-вертолётостроителем…

Тарковский дебютировал в полнометражном кино фильмом «Иваново детство», посвящённом теме «война и дети». К ней советские мастера экрана не раз обращались и прежде. Но они акцентировали внимание на героизме юных персонажей и заботливом отношении к ним взрослых людей. Оба этих мотива звучат и в «Ивановом детстве». Но у Тараковского преобладает трагизм. Главная тема фильма, которая раскрывается не столько через сюжет, сколько через образный ряд, - детство, убитое войной. Дело даже не в том, что юный разведчик гибнет – благодаря мастерскому использованию выразительных возможностей киноискусства, режиссер даёт нам ощутить, что война неизгладимо опалила душу подростка. Однако при всём трагизме – и в этом тоже проявилось выдающееся мастерство Тарковского – фильм не порождает в зрителях ощущения мрачной безысходности. Как писал о нём французский литератор и философ Жан Поль Сартр, «Иваново детство», обнажая трагическую правду о человеке и об историческом прогрессе, порождает не какие-то пессимистические заключения, но лишь стремление бороться, никогда не забывая о цене, которую приходится платить».

Потом были фильмы «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»… Действие их происходило в прошлом, настоящем, будущем, но во всех своих произведениях Тарковский приглашал зрителей к размышлению над нравственными проблемами, имеющие прямую связь с днём сегодняшним. Все его картины – и по содержанию, и по форме – нацелены на активизацию внутреннего мира людей, их духовное возвышение.

Отар Иоселиани дебютировал фильмом «Листопад». Позже поставил картины «Жил певчий дрозд» и «Пастораль». Все они рассказывают о современности, более того, о будничной жизни рядовых людей. И в этой жизни режиссёр находит материал для глубоких размышлений об истинных ценностях человеческого бытия. Для фильмов Иоселиани характерно отсутствие жёсткой сюжетной основы. Внешне разрозненные эпизоды режиссёр выстраивает таким образом, чтобы вовлечь зрителей в атмосферу произведения, и тут уже дать ему ощутить то, чем хочет поделиться автор.

Тенгиз Абуладзе в 1955 году поставил(совместно с Ревазом Чхеидзе) короткометражный фильм о жизни простой женщины в дореволюционной Грузии «Лурджа Магданы», и эта картина была отмечена в своей номинации главным призом Каннского фестиваля. В полнометражном игровом кино Абуладзе дебютировал фильмом «Чужие дети», в основу которого лёг газетный очерк. Затем он поставил очень лиричный фильм о грузинском селе в годы Великой Отечественной войны «Я, бабушка, Илико и Илларион». Международную известность Абуладзе принесли в конце 60-х – 70-е годы картины «Мольба» и «Древо желаний». В отличие от предыдущих работ режиссёра, это философские притчи, и этот жанр определяет достаточно сложный язык киноповествования. «Мольба» и «Древо желаний» сюжетно никак не соединены, но их объединяют размышления режиссёра о противоборстве Добра и Зла.

Марлен Хуциев первый полнометражный фильм поставил ещё студентом – «Градостроители»(1950 г.). После окончания ВГИКа совместно с Феликсом Миронером снял картину «Весна на Заречной улице», завоевавшую чрезвычайно большую и стойкую популярность. Все последующие фильмы Хуциев создавал уже самостоятельно – «Два Фёдора», «Мне 20 лет»(«Застава Ильича»), «Июльский дождь», «Послесловие». Хуциев исследует внутренний мир своих героев, отношения между людьми – и одновременно воссоздаёт в своих фильмах атмосферу общества конкретного времени. Картины «Мне 20 лет», «Июльский дождь», «Послесловие» в этом смысле можно назвать трилогией, поскольку в них отчётливо прослеживается изменение этой атмосферы от начала 60-х к 80-м годам.

Элем Климов дебютировал в полнометражном кино фильмом о жизни пионерского лагеря «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», в котором органично соединялись добрый юмор и довольно злая сатира на формалистическое воспитание. Потом была куда менее удачная картина такого же жанра «Похождения зубного врача», а через шесть лет Климов поставил забавный и в то же время очень серьёзный фильм «Спорт, спорт, спорт». Соединяя игровые сценки и документальные кадры, режиссёр стремится подвести зрителей к размышлениям о месте и значении спорта в духовной жизни человечества. Ну, а потом началась борьба за «Агонию» - фильм о Григории Распутине. Борьба эта отняла много сил и нервов. Фильм всё-таки был сделан, но по оценке самого Климова не удался.

Григорий Чухрай сначала мастерски «перевёл» на язык кино повесть Лавренёва «Сорок первый», а затем поставил два фильма о войне – «Баллада о солдате» и «Чистое небо». Вернее, не о самой войне, а о людях того поколения, которое прямо после школы отправилось в бой или работать на победу на заводах – об их внутренней чистоте, высокой духовности, моральной силе.

Алексей Герман и Глеб Панфилов начали с фильмов о гражданской войне – «Седьмой спутник» и «В огне брода нет». В них авторы акцентируют внимание не на традиционной героике, а на сложных нравственных коллизиях того времени, о выборе, который так или иначе должен был тогда сделать каждый – будь это бывший царский генерал в «Седьмом спутнике» или молоденькая девушка из «простонародья» в фильме «В огне брода нет».

В конце 60-х Герман поставил «Проверку на дорогах»(первоначальное название фильма «Операция «С Новым годом!») – фильм о Великой Отечественной войне, стержнем которого режиссёр сделал нравственный конфликт. Картина чем-то не угодила чиновникам от идеологии и в прокат тогда не попала, а Герман смог поставить следующий фильм – «Двадцать дней без войны»(по К. Симонову) лишь через десятилетие. Говоря о творчестве Германа советского периода, отметим, что он почти не использует явно заметных режиссёрских приёмов, но за счёт мастерского изобразительного решения создаёт духовную атмосферу фильма, погружаясь в которую зритель не просто познаёт содержание, но непосредственно переживает его в своей душе.

Панфилов после картины «В огне брода нет» обратился к современной теме. Он поставил «Начало» - фильм о молодой работнице фабрики, которую пригласили в кино на роль Жанны Д`Арк; о постижении ею духовного мира её героини. А в картине «Прошу слова» Панфилов показал жизнь ответственного работника, но не с профессиональной, а с чисто человеческой позиции…

В 50-60-е годы много хороших фильмов было создано и другими режиссёрами. Назову лишь некоторые из них. Тему Великой Отечественной войны каждый по-своему развивали Р. Чхеидзе(«Отец солдата»), С. Бондарчук(«Судьба человека»), И. Таланкин(«Дневные звёзды»), Л. Кулиджанов и Я. Сегель(«Дом, в котором я живу»). Общим у них был интерес не к войне как к действию, а к внутреннему миру человека, в жизнь которого вторглась война.

О человеке в годы утверждения и становления Советской власти рассказывали фильмы В. Скуйбина «Жестокость», С. Самсонова «Оптимистическая трагедия», Ю. Райзмана «Коммунист».
Очень интересный фильм, поднимающий проблему настоящего и формалистического коммунистического воспитания подрастающего поколения, создал А. Митта – «Звонят, откройте дверь». В защиту подлинных ценностей бытия и против тогда ещё только пробивающихся ростков потребительства выступил Г. Натансон фильмом «Шумный день».

Нельзя не сказать о самой масштабной постановке 60-х годов, удостоенной многих премий, включая и «Оскара» - эпопеи С. Бондарчука «Война и мир».




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 10.02.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: 90 - лет Советского кино - ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 6

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники