ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 8
Виктор Василенко
50-60-е годы оказались благотворными для дальнейшего развития национальных кинематографий. Если в довоенное время в некоторых республиках работали преимущественно российские режиссёры или был один явный лидер(как, например, в Армении А. Бек-Назаров), то теперь практически в каждой появились одарённые мастера.
В той же Армении продолжал работать и «мэтр» Бек-Назаров, но незаурядными мастерами проявили себя Ф. Довлатян («Здравствуй, это я»), Г. Малян(«Парни музкоманды»), С. Кеворков и Э. Карамян(«Лично известен»).
Грузинская кинематография и прежде считалась одной из ведущих в стране, а теперь ещё более упрочила эту репутацию. Помимо уже упоминавшихся Иоселиани, Абуладзе, Чхеидзе, обратили на себя внимание Л. Гогоберидзе(«Я вижу солнце»), Э. Шенгелая(«Необыкновенная выставка»); большой удачей всего грузинского кино в целом стал фильм Г. Шенгелая «Пиросмани», в котором режиссёр сумел рассказать о выдающемся художнике в стиле его творчества.
В Белоруссии и в этот период подтверждал свою довоенную репутацию ведущего режиссёра В. Корш-Саблин(«Красные листья», «Москва-Генуя» - с А. Спешневым и П. Армандом). Одним из лучших советских режиссёров, специализирующихся в детском кино и, наверное, лучшим в его военной теме стал Л. Голуб(«Улица младшего сына», «Девочка ищет отца», «Полонез Огиньского», «Маленький сержант» и др.). В 60-е годы своими первыми полнометражными фильмами «Через кладбище» и «Я родом из детства» заявил о себе как о самобытном мастере В. Туров.
До войны национальное литовское кино практически не существовало. Снимались в «официальном» стиле(о громких событиях и жизни высших слоёв общества) документальные ленты да несколько полулюбительских игровых картин. После войны становлению кинематографа Литовской ССР помогали российские кинематографисты. Но рождение в полном смысле слова национального литовского киноискусства началось с приходом на киностудию группы литовских выпускников ВГИКа. В 1966 один из них – В. Жалякявичус(другой бывший ВГИКовец Й. Грицюс был оператором) поставил фильм «Никто не хотел умирать», который принёс литовскому кино не только всесоюзное, но и европейское признание. Тема классовой борьбе в деревне первых послевоенных лет, сплочения тружеников для отпора банде бывших фашистских прислужников из националистов была раскрыта на очень высоком художественном уровне, и картина заслуженно вошла в золотой фонд советского кино. Но это был не единичный успех. Высокую репутацию литовского кино утверждали фильм Р. Валбаса «Лестница в небо», близкий по теме произведению Жалякявичуса, поэтический рассказ о мире детства «Девочка и эхо» А. Жебрюнаса, затрагивающий в то же время и серьёзные проблемы нравственного воспитания. Глубоким проникновением во внутренний мир людей был отмечен фильм М. Гедриса «Чужие».
Латвийские кинематографисты того времени наибольшего успеха добивались в экранизациях произведений классиков национальной литературы – В. Лациса(«Сын рыбака» В. Круминя), Р. Блаумана(«Эдгар и Кристина» Л. Лейманис), Я. Яунсудрабиня(«Эхо», В. Круминя). Лейманис поставил удачный детский фильм «Армия «Трясогузки» об участии юных героев в борьбе с белогвардейцами.
Лидером кино Казахстана стал Ш. Айманов. Он начинал как актёр, поучил всесоюзную известность, сыграв в фильме Е. Дзигана «Джамбул» великого акына. А потом он успешно проявил себя и в режиссуре фильмами «Поэма о любви», «Земля отцов».
Кинематограф Эстонской ССР в послевоенные годы завоевал авторитет прежде всего своими документальными фильмами. Отметим, что в становление этого направления кино Советской Эстонии внёс заметный вклад лучший режиссёр-документалист в 20-30-е годы К. Мярска. О его политических симпатиях свидетельствует уже то, что он стал одним из авторов созданного в 1940 году фильма «Воля народа» - о решении воссоединиться с Советским Союзом. Ну, а в игровом кино выделялись произведения, обращённые к современной жизни, которые поставили К. Кийск(«Оглянись в пути»), Л. Лайус(«С вечера до утра»), Г. Кроманов(«Что случилось с Андресом Лапетусом?»).
В Туркмении после войны производство игровых фильмов наладилось только в середине 50-х годов, однако несколько лет туркменским кинематографистам не удавалось добиться творческой удачи. Перелом внёс молодой режиссёр, выпускник ВГИКа Б. Мансуров. Уже его первые фильмы «Состязание» и «Утоление жажды» отличало незаурядное мастерство. Обрёл новый импульс творчества в режиссуре известный актёр 30-40-х годов А. Карлиев. Его фильмы «Решающий шаг» и «Махтумкули» завоевали признание во всей стране.
Кинематографисты Узбекистана в 50-60-е годы наибольших успехов добивались в исторической и историко-революционной теме. К достижениям надо отнести фильм К. Ярматова «Авиценна» и его трилогию «Буря над Азией», картины А. Файзиева «Звезда Улугбека» и «Крушение эмирата», А. Хамраева «Красные пески». Из фильмов на современную тему выделялся мастерством постановки фильм Хамраева «Белые, белые аисты».
В Киригизии в 50-60-е годы ставили фильмы российские режиссёры В. Пронин, А. Сахаров, Л. Шепитько(фильм последней «Зной» стал незаурядным произведением киноискусства) и ряд других. Но уже во второй половине 60-х заявили о себе как об интересных мастерах собственно киргизские режиссёры – Т. Океев(«Небо нашего детства») и Б. Шамшиев(«Выстрел на перевале Караш»).
Кинематографисты Азербайджана и Таджикистана в это время значительных произведений не создавали, но и здесь были работы, замеченные на всесоюзном уровне. Назову такие фильмы, как «Двадцать шесть бакинских комиссаров» А. Ибрагимова, «Ниссо» и «В горах моё сердце» М. Арипова.
Лучшие фильмы, созданные кинематографистами союзных республик отличает очевидная связь их художественной формы с традициями национальной культуры.
Развитие национальных кинематографий происходило одновременно с другим процессом – формированием единого в своём многообразии советского кино. Это выражалось и в том, что режиссёры в работе над фильмами могли опираться на творческие силы всех республик – и, в отличие от большинства зарубежных интернациональных кинокартин, тут удавалось достичь органичного единства коллектива. Вот только один пример из длинного ряда подобных: в «Солярисе» Тарковского заняты в основных ролях русские актёры Анатолий Солоницын и Наталья Бондарчук, эстонец Юри Ярвет, литовец Донатас Банионис, украинец Николай Гринько, армянский актёр Сос Саркисян.
С другой стороны, фильмы, созданные на республиканских студиях, в большинстве случаев получали прокат по всему Советскому Союзу, что способствовало и росту авторитета, и прочности финансового положения студий.
При этом, подчеркну ещё раз, советское кино было не просто «арифметической» совокупностью творчества национальных мастеров, а единым целым. Объединяющим началом были ценностная ориентация – на ценности и принципы гуманистической идеологии, социальная цель – духовное развитие человека, основополагающие художественные принципы.
Целостный характер советского кино убедительно подтверждает и то, что после его разрушения ни одна из национальных кинематографий не смогла безболезненно пережить его. Практически сошли на нет как явления искусства даже такие школы, как грузинская или литовская. О российском постсоветском кино разговор впереди.
дата: 23.02.2009 Верхний уровень