РАЗЛОЖЕНИЕ 3
И всё же, и в 70-80-е годы были художники, которые и в условиях «застоя» сохраняли верность подлинному искусству. Фильмы Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер», хотя и были сделаны в жанре фантастики, но по существу были обращены к проблемам, актуальным и для советского общества того времени.
Марлен Хуциев в «Послесловии», поставленном в 1983 году, с помощью выразительных средств киноискусства даёт зрителям ощутить, насколько тяжёлую форму приняла та духовная болезнь общества, симптомы которой художник выявил в «Июльском дожде». В фильме воспроизведена атмосфера материально достаточно благополучного, но духовно обнищавшего мира, где во многом уже утрачены духовные связи между людьми(так сильно чувствовавшиеся два десятилетия назад); где люди погружены в свои заботы(как мы можем судить на примере Владимира Сергеевича, прагматического характера), подавлены, а то и порабощены вещами. И приехавший к Владимиру Сергеевичу из глубокой провинции тесть – типичный человек 30-х годов, сохранивший ориентацию на гуманистические принципы бытия, – выглядит совершенно чужеродным в этом мире.
Незаурядным мастером зарекомендовал себя в 70-е годы режиссёр Никита Михалков. Первый его полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» многих поразил: взяв за основу нехитрую схему «вестерна по-советски», действие которого происходит в 20-е годы, режиссёр использовал для повествования формы киноязыка, которые явно не соответствовали уровню сюжета. Некоторые специалисты увидели в этом недостаток фильма. Между тем, очевидно, что таким образом режиссёр обогащал содержание произведения. С помощью выразительных средств киноискусства Михалков передал то, что в сюжете было едва намечено: дух времени, ощущение духовной близости, связывающее недавних бойцов гражданской войны, размышления о вере в товарища и о том, каким испытаниям она подвергалась…В следующих работах Михалкова – «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» прослеживается развитие мастерства режиссёра.
В 80-е годы раскрылся талант режиссёра В. Абдрашитова, который все советские годы работал в творческом содружестве со сценаристом А. Миндадзе. В 1982 году он поставил редкий по гражданской смелости фильм «Остановился поезд», в котором говорил о разъедающей общество коллективной безответственности. В следующем фильме – «Парад планет» - Абдрашитов приглашал зрителей присоединиться к размышлениям о том, что происходит оскудение внутреннего мира людей, распад духовных связей между ними.
Несколько слов об эволюции языка фильмов Абдрашитова. Первые его полнометражные фильмы – «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис» - были «актёрскими», специфические выразительные возможности киноискусства почти не использовались режиссёром при раскрытии содержания.
Переломным моментом стала картина «Остановился поезд». Главная тема и здесь раскрывается через сюжет и диалоги. Но тут уже зрительный ряд умело использовался режиссёром для дополнения и обогащения содержания. Не ощутив того, что он передаёт, нельзя было ощутить состояние души главного героя – следователя Ермакова, пытающегося бороться за людей против них самих же, против уже укоренившейся в них снисходительности к безответственности.
А о картине «Парад планет» итальянский критик написал, что, если бы её поставил Феллини, то все признали бы «Парад планет» самым насыщенным из его произведений.
В 70-80-е годы заметно возросло значение национальных кинематографий союзных республик. Возможно, там меньше сказывалось давление темплана и кинематографических чиновников, но так или иначе, на этих студиях было создано немало фильмов, выгодно отличавшихся и неординарной художественной формой, и значительным духовным содержанием.
В Грузии, как я уже упоминал, Тенгиз Абуладзе создал притчи о борьбе Добра и Зла «Мольба» и «Древо желаний». Первый фильм особо интересен тем, что это экранизация стихов Важи Пшавелы, не пересказывающих какой-то связный сюжет, а раскрывающих содержание прежде всего чрез создание определённого эмоционального состояния. И фильм выстроен по такому же принципу.
О непростых вопросах человеческого существования – в частности, об истинных и ложных ценностях бытия – предлагали задуматься фильмы Реваза Чхеидзе «Саженцы», Эльдара Шенгелая «Голубые горы, или Неправдоподобная история», Ланы Гогоберидзе «Несколько интервью по личным вопросам».
Туркменский режиссёр Ходжакули Нарлиев создал своего рода тетралогию о женском национальном характере – «Невестка», «Когда женщина оседлает коня», «Умей сказать: нет», «Дерево Джамал», отличающуюся ещё и самобытным художественным стилем.
В Азербайджане Расим Оджагов поставил фильм «Допрос», поднимающий проблему коррупции в республике. Он показал не только само существование этого явления, но и то, какое разлагающее воздействие оно оказывает на души людей, которые даже сами с коррупцией не связаны.
В Киргизии Болотбек Шамшиев сделал очень удачные экранизации Айтматова «Белый пароход» и «Ранние журавли». Обратили на себя внимание мастерством режиссёра фильмы Толомуша Океева «Лютый», «Потомок Белого Барса».
Фильмы Калье Кийска о сравнительно недавнем прошлом Эстонии «Цену смерти спроси у мёртвых» и «Гнездо на ветру» отличали кинематографическая культура и серьёзный, без привычной в то время «вестернизации», подход к теме классовой борьбы.
Однако и на студиях союзных республик, случалось, сказывались тенденции, характерные для всего советского кино тех лет. К примеру, в 1983 году Нарлиев рассказывал, что намерен поставить фильм по легенде о манкурте из «Буранного полустанка» Айтматова. Однако осуществить свой замысел не смог, поскольку его «мобилизовали» на выполнение соцзаказа: создать фильм о нефти, - и он снял картину «Каракумы, 45 градусов в тени».
дата: 17.03.2009 Верхний уровень