КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: 90 - лет Советского кино :: КУДА БЫЛ ВЫСТЛАН ПУТЬ ДЕКЛАРАЦИЯМИ О БЛАГИХ НАМЕРЕНИЯХ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

КУДА БЫЛ ВЫСТЛАН ПУТЬ ДЕКЛАРАЦИЯМИ О БЛАГИХ НАМЕРЕНИЯХ








«Перестройка» в кино, как и в обществе в целом, начиналась с деклараций о самых благих намерениях. Вскоре после XXVII съезда КПСС состоялся V съезд Союза кинематографистов СССР. Его участники говорили о том, что нужно поднять художественный уровень фильмов, усложнить разговор со зрителем – вести его языком киноискусства, бороться с серыми картинами, открыть «зелёную улицу» произведениям высоких идейно-художественных достоинств, более ответственно относиться к детскому кино…

В Обращении к кинематографистам мира съезд заявил: «В наших руках самое мощное и самое массовое искусство. Оно должно верно и надёжно служить честным и благородным идеалам гуманизма, социального прогресса и укрепления дружбы между народами. Не допустим превращения киноэкрана в средство массового распространения вражды и насилия. Произведения экрана призваны возвышать человека, пробуждать в нём добрые чувства и светлые мысли, обогащать духовно. Мы верим в силу кинематографа, осознаём меру его ответственности за судьбы человеческой цивилизации».

Однако уже очень скоро стало ясно, что на деле кинематографисты придерживаются совсем иного курса.
Намерение «усложнить» разговор со зрителем – т.е. сделать его более содержательным и вести с помощью специфических выразительных средств киноискусства – в реальную тенденцию так и не воплотилось. Глубоких по мыслям и подлинно кинематографических по форме произведений отнюдь не прибавилось, зато стало заметно больше картин, откровенно рассчитанных на самое примитивное восприятие, - в которых даже не предпринималось попытки с помощью средств киноискусства вовлечь зрителей в размышления авторов, углубиться в духовный мир персонажей.

Одним из немногих исключений стал фильм В. Абдрашитова «Слуга» - произведение, выдающееся по своим художественным достоинствам. И премия Западноберлинского кинофестиваля «За новые горизонты в языке кино» была присуждена ему целиком заслуженно. Значительна и проблема, над которой размышляют создатели картины: разрушительное воздействие на человеческие души бесконтрольной власти, не опирающейся на нравственность(хотя сейчас понимаешь, что этот фильм в сущности был куда больше обращён в будущее, нежели в прошлое).

Пустым лозунгом оказался и тезис, что «кино должно верно и надёжно служить честным и благородным идеалам гуманизма,.. возвышать человека, пробуждать в нём добрые чувства и светлые мысли». В реальности в советском кино «перестройка» подняла «черную волну» фильмов, замазывавших грязью советское прошлое и настоящее.

Речь не о том, что мастера экрана обратились к болезненным проблемам нашего общества и пытались провести их художественное исследование. Нет, глубоких фильмов, предлагающих зрителям задуматься над серьёзными проблемами жизни общества и человека, во второй половине 80-х годов создавалось чем дальше, тем меньше. Но киноширпотреб теперь штамповался не по прежним «утверждающим» трафаретам, а по ещё более убогим по сути «отрицаюшим».

Скажем, модной темой сделалась наркомания. Но авторы фильмов «Легко ли быть молодым?», «Трагедия в стиле «рок», «Под небом голубым» и ряда им подобных стремились не разобраться в причинах распространения этой социальной болезни в нашем обществе, а навязать зрителям мысль: во всём виновата сама советская действительность. Но если так, то почему именно в Советском Союзе эта болезнь проявлялась в куда меньших масштабах, чем в странах Запада? А ведь, когда снимались эти фильмы, в СССР было только несколько тысяч хронических наркоманов, в США же, как констатировал президент Рейган, «наблюдается пристрастие к алкоголю и наркотикам, от которого страдают сотни тысяч наших детей,.. может дойти до того, что наркомания в школах станет нормой». Так что вывод, к которому подводили упомянутые картины, был заведомо ложный.

Или тема «сталинизма», активно разрабатывавшаяся в «перестроечном» кино. Писатель Константин Симонов так охарактеризовал трагическое противоречие той эпохи: «Тогда одновременно существовало словно бы не одно, а два соседних и разных времени. Одно – ясное и понятное, с полётами через полюс, с революционной помощью Испании, с ненавистью к фашизму, с пятилетками, с работой до седьмого пота, с радостной верой, что всё выше и выше поднимаем страну, с любовью и дружбой; и тут же рядом – только ступи шаг в сторону – другое время, страшное и с каждым днём всё более необъяснимое».

Теперь же первое из этих времён, хотя именно оно и составляло суть строительства социализма, кинематографисты полностью игнорировали. В подавляющем большинстве фильмов конца 80-х годов жизнь сталинского периода изображалась как сплошной ужас, стройки – как результат подневольного труда и т. п. А если в фильмах появлялись реальные фигуры советской истории(будь то хоть сам Сталин в картине Соловьёва «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», или Эйзенштейн в фильме Огородникова «Бумажные глаза Пришвина»), то авторы, не утруждая себя поисками реальных противоречий в их жизни, попросту стремились изобразить их физически неприятными, отталкивающими субъектами.

Такой подход априори не имел никакого отношения к художественному исследованию. А с учётом того, что эти поделки были созданы во время, когда антисоветизм и антикоммунизм «вошёл в моду», то и о гражданской смелости режиссёров говорить не приходится. Эти фильмы заставляли вспомнить известное «и я его лягнул».

В прокрустово ложе нового стереотипа изображения советской действительности – материальная бедность, бездушие чиновников, негодяи-партаппаратчки делают невозможным нормальное существования людей – порой вгонялись произведения, совершенно иные по смыслу.
Вот несколько примеров. В экранизации повести С. Родионова «Криминальный талант» зрителя стремятся убедить: причина падения героини в условиях, в которых она вынуждена жить. Но ведь в книге сама Маша говорит следователю: «Знаешь, когда блатные будут говорить, что, мол, жизнь их заела, - не верь. Сами не захотели».

Аркадий Гайдар в своих повестях и рассказах о жизни 30-х годов – даже в тех, где говорил о непростых, порой драматичных, событиях – передавал атмосферу приподнятости бытия. И уж тем паче в «Голубой чашке», рассказывающей о «жизни, совсем хорошей». А вот авторы телефильма по мотивам рассказов Гайдара, основную сюжетную линию которого они позаимствовали как раз из «Голубой чашки», создали совсем иную, совершенно негайдаровскую, атмосферу советской жизни – не радостную, а тягостную. В одной из историй «Голубой чашки» шла речь о том, как организованная пионером Букамашкиным и поддержанная всеми моральная изоляция мальчишки, совершившего недостойный советского человека поступок, быстро отрезвляет того. Сам Гайдар говорит о таком способе воспитания с нескрываемым одобрением. А вот в телефильме авторами осуждается… Букамашкин: он-де наклеивает ярлык на ребёнка, проявляет идеологическую нетерпимость.

Марк Захаров, экранизируя пьесу Шварца «Дракон», в жертву политической конъюнктуре принёс глубину философской притчи, из-за чего в фильме Шварц, в отличие от Дракона, умер безвозвратно.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 30.03.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: 90 - лет Советского кино - КУДА БЫЛ ВЫСТЛАН ПУТЬ ДЕКЛАРАЦИЯМИ О БЛАГИХ НАМЕРЕНИЯХ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники