КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: 90 - лет Советского кино :: КУДА БЫЛ ВЫСТЛАН ПУТЬ ДЕКЛАРАЦИЯМИ О БЛАГИХ НАМЕРЕНИЯХ 2

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

КУДА БЫЛ ВЫСТЛАН ПУТЬ ДЕКЛАРАЦИЯМИ О БЛАГИХ НАМЕРЕНИЯХ 2





Виктор Василенко


«Чёрная волна» полностью захлестнула и молодёжную тему. В самом начале «перестройки» эстонские кинематографисты создали фильм «Игры для детей школьного возраста»(режиссёр Л. Лайус), который, по идее, должен был задать тон новому звучанию молодёжной темы. В этой картине, рассказывающей о жизни детского дома, напрочь отсутствует умилительность, свойственная подобным картинам прежних лет. Юной героине фильма приходится трудно. Порой настолько трудно, что она даже попыталась покончить с собой. Но при всём том произведение не оставляет «чёрного» впечатления. Потому что для авторов главное, образно говоря, не копание в «навозной куче», а поиск жемчужного зерна. Основная тема картины – обретение девушкой духовных устоев, которые помогают ей не просто выстоять, но и обрести смысл бытия.

К сожалению, такой подход оказался для советских фильмов второй половины 80-х годов не правилом, а исключением. В подавляющем большинстве картин молодёжной тематики изображение тягот и невзгод жизни юных героев оказывалось самоцелью. Во многих лентах(например, «Соблазн», «Бич Божий», «Трагедия в стиле «рок», «Меня зовут Арлекино) доброе начало отсутствует напрочь. В некоторых других – таких, как «Абориген», «СЭР» - нам показывали персонажей, которые имели в себе нравственный потенциал, но общий тон произведений был беспросветно мрачный.

Я вовсе не считаю, что необходимо благополучное разрешение всех конфликтов произведения, но и трагическая развязка может не оставлять ощущения беспросветности – вспомним, хотя бы, «Иваново детство». И, подозреваю, дело не столько в бесталанности некоторых режиссёров, а, главным образом, в том, что создать беспросветно мрачное ощущение советской действительности – это и была их задача.
Молодёжные фильмы «чёрной волны», помимо всего, были нацелены на то, чтобы вызвать у молодых зрителей неприятие старшего поколения, если не ненависть к нему. Возьмём, к примеру, произведший большой шум публицистический фильм «Легко ли быть молодым?»(режиссёр Ю. Подниекс). Все показанные в нём нравственные и социальные коллизии трактуются авторами исключительно с позиции их юных персонажей. Рассказывая историю разгрома электрички ошалевшими от рок-концерта молодыми людьми, авторы фильма вместо размышлений о духовной сущности музыки, которая вызывает в слушателях подобные эмоции, делают упор на другом: громили электричку полтораста человек, а ответственность свалили – взрослые, это всячески подчёркивается в фильме – только на семерых; от взрослых не дождешься справедливости.

В другом эпизоде речь идёт о девушке, которая «позаимствовала»(именно так это трактуется в фильме) в театре красивое платье. И снова внимание зрителей направляют не на то, что в 16 лет пора бы понимать, что брать чужое без спроса нельзя, а на бессердечии взрослых, кои не проявили душевной чуткости к юной воровке…

Естественно, что у очень многих молодых людей – знаю об этом наверняка, поскольку присутствовал при обсуждении картины «Легко ли быть молодым?» в студенческой аудитории – фильм вызвал не стремление задуматься об истинных и ложных ценностях существования, а только озлобление к «миру взрослых».
Аналогичный подход к теме «отцов и детей» присущ фильмам «Курьер», «Пощёчина, которой не было», «Асса», «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино» и многим другим – вплоть до телесказки «Не покидай!». Чтобы лучше понять причины возникновения такой тенденции, надо вспомнить, что в 80-е годы именно старшее поколение – вернее, часть него, оставалась главным носителем гуманистической идеологии, на уничтожение которой по сути дела были нацелены фильмы «чёрной волны».

Искусство должно поселять в человеке надежду и веру, - был убеждён Андрей Тарковский, - чем мрачнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться заложенный в основу творческой концепции художника идеал, тем отчётливей должна раскрываться перед зрителями возможность выхода на новую духовную высоту». В фильмах же «чёрной волны» - как совсем примитивных, так и сделанных на довольно высоком профессиональном(не могу сказать: художественном) уровне вроде «Астенического синдрома» Муратовой или «Замри, умри, воскресении» Каневского – такой идеал не ощущался совершенно и уж тем паче перед зрителями не открывалась возможность выхода на новую духовную высоту. Разумеется, подобные фильмы никак не могли возвышать человека, обогащать его духовно.

Показательно, что как раз в это время – в 1989 году – организаторы Московского международного кинофестиваля сняли его традиционный девиз «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». Ещё одна характерная деталь этого кинофестиваля: в действовавшем в рамках МКФ-89 Профессиональном клубе кинематографистов даже вечер классической музыки был организован демонстративно потребительски.

Процитирую вполне «демократический» по политической ориентации фестивальный бюллетень для журналистов «Калейдоскоп»: «Когда вошёл, сразу услышал музыку Пуччини и неплохой голос. Поднимаюсь в зал: народ(под этим словом автор понимает «бомонд» московского мира культуры) шляется между столиками, пьёт, говорит о чём угодно, а на сцене бедная певица поёт арию мадам Баттерфляй».
Как тут не вспомнить предупреждение Тарковского о смертельной опасности реализации тех устремлений, которые сформировались в сознании интеллигенции, изуродованном потребительством. По своей духовной сути «перестройка» - и в целом, и порождённая ею «черная волна» в кино, в частности, – была не всплеском возмущения против искажений гуманистической идеологии, возникавших в советском обществе, а яростной атакой оголтелых потребителей против самой гуманистической системы ценностей.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 11.04.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: 90 - лет Советского кино - КУДА БЫЛ ВЫСТЛАН ПУТЬ ДЕКЛАРАЦИЯМИ О БЛАГИХ НАМЕРЕНИЯХ 2

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники