КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: 90 - лет Советского кино :: БЕЗ ИДЕАЛА…

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

БЕЗ ИДЕАЛА…





В. Василенко


История советского кино, как и самого Советского Союза, была оборвана контрреволюционным переворотом. Но, думается, целесообразно продолжить разговор об отечественном кинематографе и рассмотреть, как он развивался в условиях новых социально-экономической системы, политического устройства, идеологических установок.

БЕЗ ИДЕАЛА…

Но, быть может, негативные процессы, развившиеся в советском кино в конце 80-х годов, были только «болезнями роста», и дальнейший ход событий подтвердил обоснованность оптимизма реформаторов? Рассмотрим общие тенденции, характерные для уже «суверенного» российского кинематографа.
Ещё в 1992 году министр образования РФ Днепров заявил о «необходимости эволюционной смены менталитета общества». Ту же задачу ставил и Бурбулис, претендовавший тогда на роль одного из ведущих идеологов: «Смена базовых жизненных ценностей и ориентиров». И кинематографисты рьяно взялись за выполнение этого соцзаказа.

Какие основные установки характерны для коммунистической идеологии? Приоритет духовных ценностей, в том числе и в сфере труда, когда труд из средства зарабатывания на жизнь превращается в духовную потребность человека, средство реализации человеческого потенциала; приоритет общественных интересов; бескорыстие; пренебрежение погоней за материальными благами.
А фундаментальную установку идеологии «новой России» блестяще сформулировал А. Чубайс: «Всё материальное – первично, а идеальное(дух, совесть и всякая прочая воздушность) – субстанции почти утопические, а потому ими следует пренебречь».

Соответственно, жажда обогащения любой ценой в российском кино была возведена в культ. Скажем, в картине «Про бизнесмена Фому» авторы злобно издеваются над «совковыми»; позволяют себе иронизировать над высокопоставленным чиновником, который руководит сельским хозяйством, не имея о нём никакого понятия; у них вызывает усмешку «свободная» пресса. Но когда речь заходит о намерении главного персонажа покончить с опостылевшим крестьянским трудом и разбогатеть за счёт создание в селе платного туалета, то при очевидной несуразности замысла, ирония из фильма здесь исчезает напрочь. Желание разбогатеть – это свято. И сей «проект века» нам вполне серьёзно преподносят как маяк цивилизации.

Даже в криминальных лентах, где герои в погоне за вожделенным богатством действуют не только вне рамок нравственностью, но и нередко за гранью закона, это не вызывает у авторов фильмов осуждения. К примеру, создатели картины «Барханов и его телохранитель» с полной симпатией(которую стремятся передать и зрителям) относятся к героям, которые готовы рискнуть своей и чужой жизнью, чтобы вырвать у антипатичных гангстеров жирный куш. Это стремление настолько овладевает персонажами, что даже гибель некоторых их товарищей не в состоянии затмить радости овладения богатством.

За заказ воспевания богатства как цели стремлений брались и ведущие режиссёры российского кино. Так, Павел Лунгин поставил фильм «Олигарх». Рассуждая о нём, Лунгин в стремлении оправдать то, что состояния нуворишей добыты за счёт разворовывания общенациональных богатств, сравнил их ни мало не много как… с Прометеем: «Прометей был первый олигарх. Он украл огонь, если хотите, приватизировал его». В приступе подобострастия перед деньги имущими режиссёр всё перепутал(а, скорее, сознательно переврал): Прометей как раз «национализировал» огонь – похитил у богов их собственность и сделал достоянием всех людей.

Ещё одна «особая примета» постсоветского кино – эгоизм персонажей. Они живут в мирке своих личных проблем, а проблемы общества их совершенно не интересуют. Даже в тех картинах, в которых герои вынуждены вступить в борьбу с тем или иным проявлением социального зла(как правило, тоже из личных соображений), они борются с конкретными злодеями, а вовсе не с самим злом. Например, герой фильма «Ворошиловский стрелок», не найдя законной управы на молодых подонков, надругавшихся над его внучкой, мстит им лично, и расправа над ними даёт ему состояние полного удовлетворения.
Появлялись фильмы, в которых социальная индифферентность персонажей прямо подаётся как образец позитивного мировоззрения. Скажем, в фильме «Принцесса на бобах» самоизоляция героини от жизни общества представлена как добродетель, а вот то, что её мать тратит пенсию и время на борьбу с режимом, который-то и лишил рядовых людей, включая и героиню фильма, жизни, достойной человека, интерпретируется в фильме чуть ли не как преступление перед семьёй.

Из постсоветского российского кино совершенно исчезли фильмы, показывающие труд как важную ценность человеческого существования. Чуть ли не единственное исключение – поставленная в начале 90-х мелодрама «Кумпарсита», где открытие юным героям духовной красоты труда является третьестепенной по значению линией произведения.

Соответственно, и люди труда появляются в фильмах нечасто – и, как правило, в карикатурном изображении. Это тупые, крайне примитивные субъекты, зачастую беспробудные пьяницы. Именно так представлено «простонародье» в картинах «Про курочку-рябу», «Про бизнесмена Фому», «Мусульманин», «Не валяй дурака», «Кадриль».

Вполне соответствовало «генеральной линии» на смену менталитета общества и то, что в «демократическом» кино поток грязи на советское прошлое – как отделенное многими годами, так и совсем недавнее – не только не иссяк, но, напротив, стал более мощным.

Художественный уровень такого рода фильмов отнюдь не стал выше по сравнению с антисоветскими поделками времён «перестройки», и содержание подобных лент отнюдь не стало глубже. Некоторые из них, как, скажем, «Телохранитель» и «Золото партии», свой тупой злобностью вызывали брезгливость даже у специалистов из демизданий. Однако они были востребованы демпропагандой и до сих пор обе эти поделки по нескольку раз в год снова и снова повторяются на разных каналах телевидения.
Случалось, что стремление угодить власти играло с авторами антисоветских картин злую шутку. К примеру, в 1992 году осуществлялась постановка боевика «Тридцатого уничтожить», разоблачающего происки «тоталитарной власти» и воспевающей российский Верховный Совет как цитадели свободы и демократии. Однако к тому моменту, когда фильму приспела пора выходить в прокат, политическая ситуация в России радикально изменилась. Верховный Совет с точки зрения «истинных демократов» был уже не главным защитником свободы и демократии, а главным средоточием зла. И фильм «Тридцатого уничтожить» оказался «не в струе», что сказалось и на его прокатной судьбе.

Как говорилось в предыдущих главах, некоторые из ведущих мастеров советского кино, «перестроились» в ярые антисоветчики. Что, заметим, отнюдь не пошло на пользу их творчеству.

Алексей Герман(автор, напомню, одного из наиболее «прокоммунистических» фильмов о Великой Отечественной войне «Проверка на дорогах») после десятилетнего обдумывания не придумал ничего лучшего, нежели фильм «Хрусталёв, машину!», в к котором использует все средства – от изобразительного ряда до лексики персонажей – для создания всё того же кромешно чёрного образа советской действительности.

Эту картину в 1998 году делегировали на Каннский фестиваль. Французские критики ждали от неё «последнего шедевра навсегда исчезнувшей классики». А реакцией на увиденное стала оценка: «Гора родила мышь». Речь шла не о профессиональном уровне фильма – он был вполне германовский(корреспондент «Комправды» заметил, что фильм Германа по мастерству киноповествования выглядела среди современных конкурсантов Канн как Достоевский среди комиксов), а именно о содержании: ничего, кроме ещё нескольких пригоршней грязи на советское прошлое режиссёр предложить не смог.

Одним из очень немногих исключений среди произведений о советском прошлом стал фильм «В августе 44-го», который поставил в России белорусский режиссёр М. Пташук. Здесь тоже чувствовались веяния духа времени. Например, человечность и внутренняя интеллигентность, которые были характерными чертами сотрудника СМЕРШа Алёхина в одноимённом романе В. Богомолова, в фильме заменены жёсткостью и агрессивностью. При переносе книги на экран исчезли слова инвалида-председателя сельсовета: «Как же мне в госпиталь? За мной вся вёска смотрит. Я здесь – советская власть, понимаете?». Весьма странное обличье получил в фильме Сталин. Но в целом дух романа передан в фильме без радикальных искажений.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 20.04.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: 90 - лет Советского кино - БЕЗ ИДЕАЛА…

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники