КАК СДЕЛАТЬ МОЛОДЁЖЬ ТАКОЙ, КАКОЙ МЫ ХОТИМ?
И. КУЧЕЕВ, ветеран труда, Шебекино
Газета «Слово коммуниста» некоторое время назад подняла тему: «Какой мы хотим видеть нашу молодёжь?». На этот вопрос ответить очень легко: конечно же, честной, трудолюбивой, душевно щедрой, патриотически настроенной.
Но что дают нам рассуждения на эту тему? Гораздо важнее, на мой взгляд, попытаться ответить: «Как мы дошли до того, что вынуждены ставить подобные вопросы?» и «Как сделать молодёжь такой, как мы хотим?».
И здесь нельзя обойти молчанием роль учителя. До определённого возраста понятие «учитель» для меня было равнозначно понятию «святой». И во время моей молодости(а это, увы, было уже давно) большинство учителей, наверное в достаточной степени соответствовали такому представлению.
Но постепенно учителя менялись… Когда я во время предвыборных кампаний 2007-2008 годов раздавал газеты левой оппозиции, было только три случая, когда человек отказывался их брать. На рынке немолодая женщина, торгующая продукцией птицефабрики, взяла в руки «Слово коммуниста», глянула и со словами: «Они меня мучили 36 лет в школе», - бросила на землю. Я выяснил, что это бывшая учительница одной из шебекинских школ. Что она могла посеять в душах детей? А не зря ведь русская пословица говорит: «Что посеешь, то и пожнёшь». Вот мы и пожинаем.
А что «сеют» учителя в современной России? На этот вопрос убедительный, на мой взгляд, ответ дал Андрей Райзфельд в «Советской России»(«Не запоздал ли Вам «плач Ярославны»): «Именно учителя и преподаватели вузов во многом виноваты в том, что сейчас происходит. Да, да, именно учителя должны взять на себя немалую часть вины за за всё, происходящее с Россией… Разве не учителя в 1996 году заставляли детей перед выборами писать сочинения, прославляющее ельцинское правление как время расцвета свободы?.. Разве не учителя проводили родительские собрания, на которых почти ультимативно требовали от родителей учеников поддержки Ельцина?».
А разве во время последних предвыбрных кампаний учителя точно так же не «обрабатывали» родителей учеников? Конечно, можно сказать, что в условиях «демократической» России учителя запуганы. Но разве это освобождает их от ответственности за то, что они делают? Ещё раз приведу слова Андрея Райзфельда: «Запугать можно только скопище индивидуумов, каждый из которых дрожит за свою Шуру и живёт по принципу: «Умирайте сегодня, а я только завтра». Разве случай в школе Грайворона, о котором недавно писала ваша газета, не подтверждает это?
Что же может сделать учитель в своём нынешнем положении, если он действительно стремится помочь изменить наше общество к лучшему? «Говорить детям правду о том, как в действительности жили люди в Советской России, в СССР», - вот, что может и должен делать учитель, по мнению Андрея Райзфельда.
А вот мнение учителя из села Староивановка Волоконовского района Владимира Зайцева, которое он изложил в статье «Встань с колен»(эпиграфом к ней он взял знаменитые слова Пассионарии Долорес Ибаррури «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях»): «Ели каждый гражданин, патриот с взыскательным вкусом, - а такими нас воспитывали советская идеология, русская культура – сделает хотя бы одного обывателя своим сторонником, то это будет пополнением народно-патриотического стана многими тысячами прозревших людей».
Добавлю к этому ещё одно. Великие мыслители очень много лет назад пришли к выводу, что корень многих пороков человека – жадность и зависть. В последние годы алчность насаждается в сознание людей всеми средствами – и больше всего телевидением. А жадность неизбежно порождает алчность. Так что мешает учителям – здесь-то именно им «карты в руки» - воспитывать в своих учениках отрицательное отношение к зависти и прививать детям доброту и щедрость?
Трудно в нынешних условиях? А кто сказал, что легко. Но без этого все разговоры о том, какой мы хотим видеть нашу молодёжь, будут оставаться пустым звуком.
дата: 5.05.2009 Верхний уровень