«АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ»: В ОРЕОЛЕ ВОСПОМИНАНИЙ О СКАНДАЛЕ
С Виктором ВАСИЛЕНКО беседовал Владимир ОРЕХОВ
В четверг в российский прокат поступает фильм Рона Хауэрда по роману Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Он выходит на встречу со зрителями в ореоле воспоминаний о грандиозном скандале, который вызвала во многих странах предыдущая картина Хауэрда по Брауну – «Код Да Винчи». Своими впечатлениями о том фильме и прогнозами относительно новой экранизации делится киновед Виктор ВАСИЛЕНКО.
В.В. – Да, скандал тогда был в полном смысле планетарного масштаба. У клерикалов и некоторых политиков «Код Да Винчи» вызвал крайне агрессивную реакцию. В ряде стран его вообще запретили. Ходили слухи, что и в некоторых регионах России он был на грани запрета. Но замечу, что при этом «Код Да Винчи» имел и большой коммерческий успех.
- А в Белгородской области не предпринималось попыток запретить «Код Да Винчи».
В.В. – По слухам, такой вопрос поднимался. Но, повторю, по слухам. Факт лишь то, что показ фильма, несмотря на высокие сборы, продлевать не стали.
- А чем, всё-таки, была, на Ваш взгляд, обусловлена такая реакция: только тем, что авторы «пересматривают» один из важнейших канонов христианской религии?
В.В. – Ответ «да» лежит на поверхности. Ведь и в самом фильме(всё это взято из романа, но я дальнейшем я буду говорить именно о фильме) все персонажи уверены, что если информация о том, что у Христа была жена и ребёнок станет достоянием гласности, это вызовет глобальное потрясение. Но тут есть один важный момент. Авторы фильма ведь не подают это как реальную истину. Это чисто художественное допущение – им нужна информация, открытие которой могло бы потрясти мир, вызвать хаос в сознании больших масс людей, - и они взяли такую идею. А создавая такое положение они предлагают поразмышлять вместе с героем над тем, что делать человеку, который стал обладателем подобной информации, какая огромная ответственность ложится на него. Так что какой-то особой «крамолы» я в тут не нахожу. Не говоря уже о том, что любые подробности жизни Христа имеют второстепенное значение по сравнению с тем учением о подлинно человеческом бытии, которое Он дал людям.
Я не исключаю другого варианта: резкое неприятие клерикалов могло вызвать то, что в фильме «Код Да Винчи»говорится, что представители Церкви, зная о существовании потомков Христа, уже много веков ведут за ними охоту, потому что под угрозой её власть над человеческими душами. Эта тема куда острее, хотя в фильме она только обозначена, но не становится объектом исследования.
- Есть ли основания полагать, что новый фильм – «Ангелы и демоны» - тоже может вызвать подобный скандал?
В.В. – К сожалению, я не читал этого романа Брауна, поэтому предсказывать не берусь. Могу поделиться только той информацией о фильме, которая распространялась прокатчиками: здесь тоже картина начинается с загадочного убийства, а расследование выводит на религиозную тайну, уходящую корнями в давние времена. Её пытается раскрыть тот же герой, специалист по культовым загадкам, что и в картине «Код Да Винчи», и играет его тот же Том Хэнкс. Я понимаю, что этого недостаточно, но – посмотрите фильм, и сами составьте своё впечатление.
- Ну, а прогноз относительно коммерческих результатов нового фильма?
В.В. – Думаю, что спрос на него будет высоким. Ведь коммерческий успех «Кода Да Винчи» предопределил, всё же, не скандал, а достоинства фильма. В нём предельно напряжённая интрига, основанная на какой-то очень большой тайне; режиссёр умело меняет ритм повествования, что позволяет усилить роль «человеческого фактора», который в обычных боевиках зачастую сведен к нулю. Всё это, не сомневаюсь, будет и в новом фильме, что даёт основания высоко оценивать его коммерческий потенциал.
дата: 12.05.2009 Верхний уровень