КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: 90 - лет Советского кино :: Виктор ВАСИЛЕНКО:
КТО НЕ БЫЛ ПРОТИВ НАС – ТОТ БЫЛ С ММКФ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО:
КТО НЕ БЫЛ ПРОТИВ НАС – ТОТ БЫЛ С ММКФ





Виктор ВАСИЛЕНКО, Белгород На фото. С советским ММКФ был и Роберт Де Ниро (фото автора)


Как уже отмечалось в предыдущей главе этих заметок, Московский международный кинофестиваль имел свою специфику: при отборе конкурсных фильмов предпочтение отдавалось тем, которые были отмечены активной гражданской позицией авторов. Если говорить о кинокартинах западных стран, то они, как правило, были посвящены исследованию политических, социальных, духовных проблем капиталистического общества, и общая их направленность была критической.

В конце 80-х годов эту специфику ММКФ «новомышленцы» тоже ставили ему в вину: мол, такая «идейная ангажированность» обедняла фестиваль. Не могу с этим согласиться. Критическое отношение к реалиям капиталистического мира - характерная черта подлинно художественной культуры. Она ориентирована на ценности и приоритеты гуманистической идеологии: приоритет духовных ценностей, пренебрежение погоней за материальными благами, бескорыстие, приоритет общих интересов, готовность помочь ближнему даже в ущерб себе. А основополагающие идеологические установки капиталистической системы диаметрально противоположные –приоритет материальных ценностей, алчность, собственничество, эгоизм. Поэтому закономерно, что «большая» западная литература, как утверждал после многих лет жизни на Западе известный диссидент писатель Владимир Максимов, «такая антикапиталистическая».

В полной мере это относится и к кино. Капиталистическое общество порочно по самой своей природе, и честные художники, вне зависимости от их политических убеждений, не могут делать вид, что не замечают этого. Например, многие фильмы режиссёров Микельанджело Антониони и Федерико Феллини раскрывают тему духовного кризиса буржуазии с такой силой, какую не всегда можно встретить и в фильмах режиссёров-коммунистов.

Поэтому при всей «идейной ангажированности» Московского кинофестиваля, круг его участников формировался не по принципу «Кто не с нами – тот против нас», а «Кто не против нас – тот с нами». И «с фестивалем» были не только кинематографисты, сотрудничавшие с коммунистами, - хотя и среди них были имена первой величины – скажем, Франческо Рози, Джузеппе Де Сантис, Хуан Антонио Бардем, Этторе Скола, Джан Мариа Волонте, но и Федерико Феллини, Френсис Форд Коппола, Бу Видерберг, Марсель Карне…

Какими были основные темы фестивальных фильмов-конкурсантов кинематографистов ведущих капиталистических государств?

Немало было произведений, прямо ставивших острые политические и социальные проблемы. Например фильмы «Площадь Сан-Бабилла. 20 часов» итальянского режиссёра Карло Лидзанни и «Семь дней в январе» испанского режиссёра Хуана Антонио Бардема предупреждали, что в западном обществе существует «обыденный» фашизм, к которому многие относятся вполне терпимо, но в любой момент этот «обыденный» фашизм может разрядиться вспышкой насилия. О том, сколь узкая грань отделяет буржуазную демократию от открытой диктатуры капитала говорил поставленный в Дании фильм известного английского режиссёра Питера Уоткинса «Страна на закате». Об одной из классовых схваток в мире капитала поведал фильм бельгийского режиссёра Тьерри Мишеля «Зима, 1980». На примере реальной актрисы Френсис Фармер развеял миф о свободе творчества в западном мире фильм английского режиссёра Грэма Клиффорда «Френсис». Фильм классика французского кино Марселя Карне «Убийцы именем порядка» показал проникновение фашистских методов в полицию и готовность властей покрывать преступления «во имя порядка». Фильм молодого тогда французского режиссёра Ива Буассе раскрывал террористические методы западных спецслужб, организующих устранение неугодных властям ведущих капиталистических государств общественных деятелей «третьего мира»…

Среди западных фильмов, представленных на ММКФ, часто встречались картины, исследующие проблемы(порой они объединялись в одном произведении) бесцельности существования молодёжи и безработицы. Тут можно вспомнить и финский фильм «Йон», и бельгийский «Мирей в жизни других», и французский «В тени замков». Очень интересный в художественном отношении фильм «Изгои» представил в конкурс фестиваля Френсис Форд Коппола. Основная его тема: судьба детей бедноты, на которых с юных лет уже стоит клеймо людей «второго сорта». Звучала в фильме и тема(но она не была лейтмотивом) атмосферы насилия, создаваемая масскультом, в котором формируется подрастающее поколение.

Но, наверное, чаще всего встречались западные фильмы, раскрывающие мысль, высказанную на пресс-конференции режиссёром шведского фильма «Художник» Йораном ду Реесом: «Капитализм – это сделка с дьяволом: она даёт тебе материальное благосостояние, но взамен отнимает душу». Тема оскудения духовного мира человека в буржуазном обществе, утраты духовных связей даже между самыми близкими людьми исследовалась в шведских фильмах разных лет «Элвис! Элвис!», «Стены свободы», «Художник», датской картине «Из моей жизни», финской – «Дом на берегу моря», испанской – «Гарри Купер, который на небесах», голландской – «Задыхаясь» и многих других.

Характерно, что даже тогда у некоторых советских журналистов это вызывало недоумение и раздражение. Помнится, один из них упрекнул режиссёра фильма «Элвис! Элвис!» Кая Поллока за то, что он сделал в своём фильме счастливый финал. Кай изумился: «Где вы увидели счастливый финал?! Когда мальчик говорит своей матери, законченной потребительнице: «Я буду послушным» - это ведь его капитуляция перед бездуховностью!». Один из журналистов пенял режиссёру фильма «Задыхаясь» Мади Сакс: мол, так не бывает, чтобы человек, имеющий такое материальное благополучие, чувствовал себя несчастным. В ответ Мади рассказала, что идея фильма возникла так: её хорошая знакомая, которая имела высокий уровень обеспеченности, мужа, ребёнка – словом, всё, о чём, казалось, только можно мечтать, вдруг попыталась покончить с собой; Мади стала разбираться в случившемся и поняла, что главная причина – в полной духовной пустоте существования этой женщины. Такое отношение советских журналистов 70-80-х годов к проблеме духовного кризиса западного мира свидетельствует о том, насколько уже глубоко в них укоренилась потребительская идеология, которая начала распространяться и в нашем обществе где-то со второй половины 60-х годов. Но углубляться в эту тему здесь не место.

Девиз Московского международного кинофестиваля 1959-1987 годов «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами» был не просто лозунгом – он определял и нравственные принципы отбора фильмов и во многом атмосферу фестиваля. И это импонировало очень многим кинематографистам. Об этом прямо говорили Альберто Сорди, Настасья Кински, один из наиболее известных режиссёров австрийского кино Франц Антель, невероятно популярный в то время певец, актёр и режиссёр Дин Рид…

Конечно, можно сказать, что гости просто отдавали долг вежливости фестивалю. Но мне запомнился такой эпизод. Я ждал известного югославского актёра Бату Живойновича, которого интервьюировало наше телевидение на тему сопоставления Московского и Каннского фестивалей(естественно, с выводами в пользу первого). Когда Бата подошёл ко мне, я поинтересовался: «А что ты можешь сказать об этом не для прессы?». И Бата очень серьёзно ответил: «То ж самое. В Канне нередко идут откровенно антигуманистические фильмы – в Москве таких, во всяком случае, в конкурсной программе не увидишь. Каннский фестиваль – это «парад звёзд», где каждый заботится лишь о том, чтобы выпятить себя, а Московский фестиваль отличает очень дружеская атмосфера. И это правда».




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 19.06.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: 90 - лет Советского кино - Виктор ВАСИЛЕНКО:
КТО НЕ БЫЛ ПРОТИВ НАС – ТОТ БЫЛ С ММКФ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники