Виктор ВАСИЛЕНКО О ФИЛЬМЕ «БЕССЛАВНЫЕ УБЛЮДКИ»:
УБЛЮДОЧНЫЙ ФИЛЬМ БЕССЛАВНОГО ВРЕМЕНИ
В. ВАСИЛЕНКО, Белгород
Экраны российских кинотеатров оккупировали «Бесславные ублюдки» - новый фильм знаменитого Квентина Тарантино. Картина была представлена кинематографическому миру весной на Каннском фестивале. Казалось бы, это должно быть гарантией, если не высокой художественности произведения, то, по крайней мере, его профессиональной добротности. Однако репутация Квентина Тарантино – режиссёра, который специализируется в «крутых» боевиках и во всех предыдущих своих фильмах делал ставку на живописание насилия(о его ленте «Убить Билла» писали, что это рекордсмен Голливуда по расходованию имитатора крови и числу убийств в одном эпизоде), настраивала на совсем иные ожидания. Тем более, что действие «Бесславных ублюдков» происходит в период Второй мировой войны, а устраивать шоу насилия на таком материале безнравственно вдвойне.
К сожалению, опасения полностью, даже с лихвой, оправдались. Рассказ о действиях отряда, составленного из американских солдат-евреев, на оккупированной гитлеровцами территории, режиссёр использует не для размышления над какими-то проблемами, обострённо выявленными войной, не для раскрытия внутреннего мира тех, кто борется с фашизмом, и даже не для показа антигуманистической сущности последнего, а для всё того же любования самой омерзительной жестокостью.
Отмечу, что в проявлениях садистской жестокости «положительные» герои не только не уступают гитлеровцам, но, пожалуй, даже превосходят их. Те убивали людей, но скальпов с них не снимали.
Если бы режиссёр ставил своей художественной задачей явить миру, что американские солдаты по своим моральным качествам ничуть не отличались от нацистов, можно было бы рассуждать о каком-то нравственном содержании произведения. Однако цель автора совершенно иная. Поскольку эти зверства творят «хорошие парни», за которых зрителям предлагают «болеть», то фильм, по сути дела, нацелен на моральную реабилитацию таких зверств. И, подозреваю, что в этом он обращён не столько в прошлое, сколько в настоящее. У меня сложилось впечатление, что «Бесславные ублюдки» - это выступление Квентина Тарантино в том споре, который разгорелся в США вокруг выявившихся фактов садистского отношения американцев к пленным и подозреваемым в терроризме.
Но в любом случае, фильм «Бесславные ублюдки», помогает лучше понять, почему стрельба по своим соотечественникам сделалась в последние годы любимым развлечением американцев.
Но это ещё не всё плохое, что можно сказать о новом фильме Квентина Тарантино.
Вот уже немало времени западные политики и вся машина пропаганды прилагают гигантские усилия, чтобы вытравить из сознания обывателя представление об антикоммунистической сущности фашизма и нацизма и свести их к антисемитизму. Достаточно сказать, что в ЕС действует закон, по которому человек, всего лишь высказывающий сомнения в истинности официальной версии масштабов «холокоста», может оказаться в тюрьме(и такие прецеденты уже были), а вот извращение правды о борьбе коммунистов с фашистами только поощряется.
И западные кинематографисты активно участвуют в этой кампании. Вспомним, к примеру, увенчанный множеством наград американский фильм «Список Шиндлера», чуть ли не возводящий в святые немецкого предпринимателя Шиндлера, спасшего на своём предприятии несколько сотен евреев. Шиндлер, конечно, заслуживает уважения, - чего не скажешь о режиссёре фильма Спилберге. Потому что действие фильма происходит в Восточной Европе, как раз в те годы, когда шла война между гитлеровской Германией и Советским Союзом. Но об этой войне в достаточно длинной картине говорится один раз вскользь, без упоминания о том, с кем же там, на Востоке, воевали немцы. А Красная Армия представлена одним солдатом не слишком интеллектуального вида, который объявляет евреям, уже освобождённым Шиндлером, что они свободны. Такая вот интерпретация Второй мировой войны.
В том же духе сделан и не менее титулованный итальянский фильм «Жизнь прекрасна». Действие его происходит в Италии, во времена фашистского режима. Но фашизм проявляется в фильме только антисемитской пропагандой и – с приходом немцев – уничтожением евреев. Правда, в концлагере нам показывают и людей с красной меткой на одежде. Но понять, что это коммунисты может только человек, достаточно сведущий в истории.
Фильм «Бесславные ублюдки» сделан в том же русле, но Тарантино превзошёл своих коллег. В фильме не только не показаны французские отряды маки, в которых заметную роль играли коммунисты, и нет даже намёка на существовании Красной Армии. Режиссёр сказал новое слово в «сионизации» Второй мировой войны – в его интерпретации гитлеровскую Германию победили не советские вооружённые силы, и даже не войска союзников, - а всё тот же отряд евреев.
Говорят, что всё имеет свои пределы, беспредельна только человеческая глупость. Знакомство с фильмом «Бесславные ублюдки» заставляет расширить эту формулу: «Глупость и подлость».
Но российские прокатчики превзошли даже Тарантино. Они сделали рекламным слоганом фильма: «Вы не познаете войну, пока не увидите её глазами Квентина Тарантино».
дата: 1.09.2009 Верхний уровень