КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: ОТ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ К КОНТРРЕВОЛЮЦИИ «ПЕРЕСТРОЙКИ»: ЧТО ПРОИЗОШЛО С ПАРТИЕЙ? :: Создание предпосылок для «обуржуазивания социализма»

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Создание предпосылок для «обуржуазивания социализма»





В. ВАСИЛЕНКО, Белород


После смены Хрущёва на Брежнева на посту руководителя КПСС(и фактически – страны) возврата к Сталинскому проекту развития общества не произошло. В частности, повышение уровня благосостояния народа по-прежнему осуществлялось прежде всего за счёт роста зарплат. За четверть века с 1956 года доля людей, имеющих зарплату 200-300 рублей выросла в 9,4 раза, а 300-400 рублей – в 10,5 раз.
Сталин в «Экономических проблемах социализма в СССР» подчёркивал, что, принимая важные экономические решения, необходимо учитывать перспективы продвижения общества к коммунизму. Однако при Хрущёве экономическое развитие фактически стало самоцелью. А уже в начале правления Брежнева был сделан следующий, поистине судьбоносный шаг в том же направлении. Как писал уже в 90-е годы член-корреспондент Петровской Академии Наук А.В. Бобраков, «в 1965 году реформы поставили экономику с ног на голову – главным критерием стала прибыль, т.е. критерий капиталистический».

Определение «капиталистический» отнюдь не «пропагандистское клише», как кое-кто утверждает; оно выражает суть дела. Американский философ и психолог Эрих Фромм исследовал воздействие социально-экономический системы западного типа на внутренний мир людей. Он пришёл к выводу, что «общество, принципами которого являются стяжательство, прибыль и собственность, порождает социальный характер, ориентированный на обладание». Результатом такой ориентации становится подчинение внутреннего мира людей алчности и собственничеству, что ведёт к подавлению духовного начала. При этом Фромм заметил, что «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления».

Сталин это хорошо понимал, и сумел воплотить в жизнь принцип, который он назвал Основным законом социализма – социалистическая экономика, в отличие от капиталистической, ориентирована на непосредственное удовлетворение нужд общества, в ней нет места погоне за прибылью. Эти экономические условия, как убедил опыт, действительно создали предпосылки для утверждения в сознании людей и общественном сознании в целом фундаментальных принципов гуманистической идеологии, противоположных идеологическим принципам капиталистического общества. А реформы 1965 года отбрасывали Основной закон социализма.

Таким образом, в советском обществе создавались объективные предпосылки для того, что философ Николай Бердяев назвал «обуржуазиванием социализма» - заражения социалистического общества «буржуазностью как категорией духовной и моральной».

Тогда, в 1965 году, Эрнесто Че Геварра предостерегал: «В погоне за химерой построения социализма с помощью инструмента, доставшегося нам от капитализма, можно попасть в тупик». Но ни к нему, ни тем паче к «буржуазному» философу Эриху Фромму, призывавшему в конце 60-х годов не вовлекать Советский Союз в гонку с Америкой по числу машин и холодильников, а «строить подлинно человеческое общество», руководители партии не стали прислушиваться.

Прибыль была поставлена вот главу угла даже в сфере, в которой это категорически исключалось самой сутью коммунистической идеологии – в сфере культуры. Скажем, в кинопрокате судьбы фильмов стали решать не идейно-художественные достоинства, а коммерческие показатели. Это поставило произведения подлинного искусства кино в условия коммерческой конкуренции с развлекательными поделками. В результате уже в 70-е годы стали нередки случаи, когда фильмы, которые могли бы способствовать духовному обогащению зрителей, вытеснялись с экранов коммерческими картинами, причём среди последних всё больше появлялось совершенно бездуховных, а то и прямо антигуманистических. Всё это привело к тому, что «важнейшее из всех искусств»(эти слова Ленина были начертаны чуть ли не в каждом кинотеатре) фактически превратилось из средства духовного развития людей в мощное средство подавления духовности.

В сложившихся условиях, партии было жизненно необходимо сделать идеологическую работу(т.е. работу по привитию людям – прежде всего, молодым – гуманистической системы ценностей, принципов коммунистического мировоззрения, по сохранению традиций революции) максимально эффективной. Однако вместо этого она становилась всё более формальной.

Доходило до анекдотических случаев. К примеру, 7 ноября лозунгом «Верной дорогой идёте, товарищи!» и портретом Ленина был украшен… вход в ресторан. Это можно было счесть глупостью рестораторов, если бы сие заведение не находилось в десятке метров от обкома КПСС, а лозунг не был частью праздничного оформления главной площади Белгорода, которое утверждалось горкомом партии.

В начале 80-х годов мне довелось с группой журналистов присутствовать на занятии школы комсомольской политучёбы на крупном предприятии Старого Оскола(а тогда это был город ударной молодёжной стройки). Занятие проводилось в форме лекции, вернее сказать, даже доклада и было априори рассчитано на пассивное восприятие. Однако восприятия не было вообще никакого – кто-то из слушателей читал своё, кто-то дремал, остальные, откровенно скучая, отбывали «обязаловку». Правда, нужные реплики в нужное время слушатели подавали – некоторые просто читали по загодя написанным бумажкам. И заключительный штрих: потом в газете это занятие было оценено целиком положительно.
Характерно и то, о каких вопросах шла речь на занятии. Цитирую по статье о нём: «Как повысить производительность труда? Решение продовольственной программы… Говорили о социалистическом соревновании. У электромонтёров есть все основания быть лидерами в цехе, но они на втором месте… Участие в общественной и спортивной жизни. Уже сегодня пропагандист(?! – В.В.) агитирует слушателей в баскетбольную команду цеха». По сути, это повестка – хотя и чрезмерно разбросанная – цехового комсомольского собрания. Но это ведь было занятие ШКОЛЫ КОМСОМОЛЬСКОЙ ПОЛИТУЧЁБЫ – то есть, формой идеологической работы. Между тем, вопросы идеологии – системы базовых понятий, представлений, ценностей(а труд в социалистическом обществе коммунистического типа должен быть одной из важнейших сфер их проявления) - тут не затрагивались вообще, если не считать пары дежурных фраз.

И это был не отдельный случай формальной идеологической работы – нет, это занятие отражало общий стиль того времени. В партийных органах стало общепринято считать главным критерием эффективности идеологической работы хорошие производственные показатели. А то, что зачастую подлинно идеологическая работа была запущена донельзя, должной оценки, как правило, не получало.

Например, в документе ЦК ВЛКСМ по итогам Всероссийского комсомольского собрания, посвящённого 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, который был направлен в областные молодёжные газеты, тезис «для миллионов юношей и девушек самоотверженный труд, коммунистическая идейность, духовное развитие, социальная активность стали внутренней потребностью, мерилом человеческого счастья» подкреплялся лишь чередой чисто экономических показателей. Только этим и оценивались коммунистическая идейность и духовное развитие.

Об идеологической работе было сказано несколько сугубо формальных фраз(вроде «Юноши и девушки с большим воодушевлением изучают Постановление ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции»). Упоминание о коммунистическом воспитании, как и во многих других документах, докладах комсомольских и партийных руководителей, звучало как некое ритуальное заклинание. Оно совершенно было лишено живого наполнения: при упоминании коммунистического воспитания и речи не шло о необходимости утверждения в сознании молодёжи конкретных принципов коммунистической идеологии – и, прежде всего, приоритета духовных ценностей и подлинно коммунистического отношения к труду: не как к способу зарабатывания денег, а как к первой жизненной потребности. Между тем, тогда, в конце 70-х, это уже была проблема проблем.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 14.09.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: ОТ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ К КОНТРРЕВОЛЮЦИИ «ПЕРЕСТРОЙКИ»: ЧТО ПРОИЗОШЛО С ПАРТИЕЙ? - Создание предпосылок для «обуржуазивания социализма»

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники