РАЗВИТЬ В ЛЮДЯХ «МОЦАРТА»
В. ВАСИЛЕНКО
Великий француз Антуан де Сент-Эк зюпери, размышляя о судьбах людей, обречённых капиталистической системой на прозябание в борьбе с нуждой, писал: «Того, что меня мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков... В каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт». Советская власть, даже в самых трудных условиях, стремилась сделать всё возможное, чтобы помочь людям развить в себе «Моцарта», помочь раскрытию их творческого потенциала. Уже в 1919 году – в разгар гражданской войны! – были созданы первые рабфаки, которые имели целью подготовку молодёжи из рабоче-крестьянской среды к учёбе в вузах. А.С. Макаренко писал: «Это было знамя освобождения рабочей молодёжи от темноты и невежества... Это было яркое утверждение человеческих прав на знание».
Об эффективности этой политики свидетельствуют, например, такие данные: если среди научных руководителей, которые начали путь в науку в 19I8-I92I годах, выходцев из среды рабочих было 2,2% , крестьян – 6%, то среди тех, кто «стартовал» через восемь лет, это соотношение выглядело уже как 10% и 17%. Дети рабочих и крестьян начали занимать в науке своё место.
Правда, некоторые исследователи пытаются убедить нас, будто эти люди заняли чужое место. К примеру, политолог А. Панарин заявил, будто Советская власть стремилась «отлучить от своего коммунистического прогресса так называемые реакционные классы». Однако факты свидетельствуют об ином. По данным газеты «Поиск» (2000 г.), в 1928 году среди аспирантов было всё ещё больше детей помещиков, буржуазии и духовенства, нежели детей рабочих и крестьян. Внебрачный, но официально признанный сын Александра III С.А. Миротворцев при Советской власти стал профессором, лауреатом Сталинской премии.
Потомственный дворянин А.Д. Александров не только сделался выдающимся математиком, но и стал ректором Ленинградского университета и, кстати, уже в посткоммунистическое время оставался сторонником коммунистических идеалов.
Так что Советская власть давала возможность творческой реализации и представителям «чуждых» классов. Создание же условий для развития способностей рабоче-крестьянской молодёжи дало стране не то что созвездие – «звёздное скопление» выдающихся специалистов. Например, Владимир Жаворонков прошёл путь от ученика ремесленного училища до ведущего конструктора аэрокосмического КБ; Борис Шавырин, родившийся в семье железнодорожника, в 16 лет начал работать, но продолжал и учиться. Закончил рабфак, потом МВТУ, потом из инженера вырос до главного конструктора СКБ гладкоствольной артиллерии; девятый ребенок в семье рабочего Борис Глебович Музруков в 14 лет (в 1918 году) попал в петроградский детдом, окончил здесь школу, поступил в технологический институт, потом стал инженером.., а дорос он до директора ядерного центра «Арзамас-16»... Подобные примеры можно приводить и приводить.
дата: 29.05.2007 Верхний уровень