КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Информационно аналитические материалы :: Виктор ВАСИЛЕНКО:
ФИЛЬМ «ИРОНИЯ СУДЬБЫ» КАК ЗНАК СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО:
ФИЛЬМ «ИРОНИЯ СУДЬБЫ» КАК ЗНАК СВОЕГО ВРЕМЕНИ





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород



Думаю, не ошибусь, если скажу, что телефильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» принадлежит к наиболее популярным фильмам своего времени. Созданный более трёх десятилетий назад, он и поныне неизменно включается в новогодние программы ТВ – и не только потому, что «соответствует теме», но и потому, что миллионы людей охотно смотрят его в «надцатый» раз.

Смотрят как приятное развлечение, даже не пытаясь задуматься над теми чертами советского общества периода «застоя», которые нашли отражение в этом произведении. Между тем, фильм Рязанова – подозреваю, помимо воли автора, который, на мой взгляд, хотел именно развлечь публику, - стал важным документом своего времени, свидетельствующим о состоянии советского общества второй половины 70-х годов.

Уже в 90-е годы в «Правде» с разницей в несколько лет вышли два материала об «Иронии судьбы», авторы которых исследуют фильм именно с этой точки зрения. Но один акцентирует внимание на материальной стороне быта советских людей и чувстве надёжности в обществе, второй – на состоянии их умов.

Павел Бакшеев отмечает: герои – рядовой врач и рядовая учительница – только что получили бесплатно новые вполне приличные квартиры. И на свою зарплату уже успели их обставить достаточно комфортабельной мебелью и бытовой техникой. И у них ещё остались деньги на обильный новогодний стол. Женя явно привык передвигаться по городу на такси. Ставший ненужным авиабилет он просто выбрасывает…

Типовые замки, над которыми иронизируют создатели фильма, свидетельствуют о чувстве полной безопасности людей; в «демократическое» время первое, что сделал бы новосёл, – поставил бы замок похитрее, да ещё и не один. Надя, увидев в своей квартире незнакомого мужчину, поначалу относится к нему не слишком доброжелательно, но страха не испытывает никакого; импульс кинуться за милицией у неё не возникает… И так далее и тому подобное.

А вот Сергей Кара-Мурза обратил внимание в фильме на другое: «инфантилизм, переходящий в экзистенциальную безответственность» персонажей. Общество обеспечило им тот уровень благосостояния, который вызывает восхищение у Бакшеева, однако «им всерьёз казалось, что все эти квартиры и отопление, поезда и самолёты не плод напряжённых постоянных усилий и определённой социальной организации, а дано от природы и исчезнуть не может». И поскольку они не отдают себе отчёта в этом, им представляется недостаточным уровень их материальной обеспеченности. «Оба героя соглашаются в том, что зарплата у них меньше, чем заслуживают их профессии. При этом они как будто не замечают, что оба только что получили бесплатно просторные квартиры в хороших домах (нынешняя цена – тысяч 60 долларов) [напомним, это цена 90-х годов – В.В.]… Как не замечают и того, что на их «маленькую» зарплату они могли без большого потрясения для своего кармана полететь на самолёте, взять такси и т.д.».

К этому добавлю, что зарплата – чуть ли не единственное в их профессиях, что становится у героев фильма предметом обсуждения; ощущения, что профессии стали сутью их внутреннего мира, в фильме не возникает.

Павел Бакшеев отмечает, что импортную мебель герои не просто купили, но «достали». Он использует этот момент, чтобы подчеркнуть их финансовые возможности: могли позволить себе переплатить. Но у этого есть и вторая сторона, которую автор не заметил: герои ради обладания «престижной» вещью готовы были пойти на моральный компромисс – ведь «доставание» было незаконным способом приобретения. А это свидетельствует, что в их сознании жажда материальных благ уже становилась доминирующим началом.

И ещё один существенный момент. Чувство «советскости», характерное для героев советских книг и фильмов 30-50-х годов, в персонажах «Иронии судьбы» не ощущается совершенно. Они, используя самохарактеристику близкого им по духу персонажа Мягкова из фильма «Послесловие», - «граждане своей квартиры».

В подобной жизненной позиции (а нет сомнений, что персонажи «Иронии судьбы» - это не исключения, а «герои своего времени») явственно проявилось то, о чём немало лет назад предупреждал философ-эмигрант Николай Бердяев: заражение сознания людей социалистического общества «буржуазностью как категорией духовной и моральной». Такие персонажи, как и автор фильма, внутренне уже были готовы принять как идеал миражи «перестройки».




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 5.01.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Информационно аналитические материалы - Виктор ВАСИЛЕНКО:
ФИЛЬМ «ИРОНИЯ СУДЬБЫ» КАК ЗНАК СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники