КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? :: Виктор ВАСИЛЕНКО: «КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО: «КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»








В период реформирования советского общества вошли в моду ссылки на природу человека. Например, начали проводить в кино «сексуальную революцию» - и тут же нашлись доктора и кандидаты наук, которые стали объяснять шокированной эротическими откровениями публике, что «ничто человеческое не должно быть нам чуждо». Стали изгонять из общественного сознания бескорыстие и внедрять алчность – и тут философы не замедлили с разъяснениями: это в природе человека; посмотрите – грудной младенец уже наделён инстинктом хватать и тянуть к себе…
Что ж, давайте попробуем разобраться в том, кто есть человек и что действительно свойственно человеческой природе.


О ПРИОРИТЕТАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ


«Человеческую натуру можно рассматривать двояко: исходя из конечной цели, и тогда человек возвышен и ни с чем не сравним, или исходя из обычных свойств, как рассматривают лошадь или собаку, - и тогда человек низок и отвратителен. Вот два пути, которые привели к стольким разногласиям и философским спорам», - писал французский мыслитель Блез Паскаль.

Истинно человеческую природу определяют отнюдь не животные инстинкты. Человек становится человеком в полном смысле слова именно тогда, когда в его внутреннем мире духовная сущность начинает превалировать над животными инстинктами – как сказал Гегель, «человеческий образ стирает животное начало, с которым он был смешан». Гегель считается идеалистом. Но подобной точки зрения придерживался и материалист Фейербах. Под «проявлением подлинной человеческой сущности» он понимал не животные инстинкты, а обладание «эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом».

Поэтому, кстати, именно уровень духовного развития общества, а не уровень материального потребления в нём определяет прогрессивность того или иного уклада на пути эволюционного развития человечества. Это показал в своём докладе, представленном на Эйнштейновский конгресс ЮНЕСКО 1978 года, советский учёный, Нобелевский лауреат П.Л. Капица.

Из сказанного выше с очевидностью следует, что важнейшее условие «очеловечивания» человека – формирование в его сознании приоритета духовных ценностей. Идея приоритета духовных ценностей положена в основу учения Будды. Её выражали многие греческие философы. Кратет считал: «Всё, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь Музы, стало моим, а иное богатство накапливать тщетно». Сократ говорил, что «ест, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть».

Мысль о необходимости приоритета духовных ценностей является основой основ христианского учения. В Евангелиях она в той или иной форме высказана около двадцати раз. Этот принцип нашёл отражение и в работах теологов и христианских философов – Оригена, Майстера Экхарта, Эразма Роттердамского, Николая Бердяева, Льва Толстого и многих других.

Согласно христианским воззрениям душа человека находится между плотью и духом. Плотское начало (а религиозные философы достаточно определённо трактовали его в широком смысле – как вообще материальные вожделения) связывает с дьяволом, духовное – с Богом. И от того, к какому из них будет склоняться душа (иначе говоря, приоритет каких ценностей – духовных или материальных – сформируется во внутреннем мире человека), зависит станет человек подобным Богу или подобным скотине. Именно такой чёткий вывод сделал Эразм.

Идея приоритета духовных ценностей – это основа гуманистического мировоззрения любой социально-политической ориентации. Её исповедуют и «консервативные романтики», видящие идеал в системе ценностей средневековья, - такие, как Э. Жильсон, Д. Голсуорси, Л. Мамфорд, Н. Бердяев; и поборники эволюционного «очеловечивания» западного общества типа Э. Фромма, А. Швейцера, Д. Белла; и подлинные коммунисты.

Но быть может, гармоничность человека в том и состоит, что в его душе объединяются на равных правах устремлённость к духовным ценностям и жажда материальных богатств? Христос категорически отвергал подобное допущение: «Не можете служить и Богу и маммоне». И это вовсе не абстрактная догма. Человек в своей жизни снова и снова встаёт перед выбором, определить который могут только приоритеты его сознания: работа по душе или по зарплате, использовать свободное время для духовного развития или обеспечения себе как можно больше материального комфорта и т. п.

С точки зрения мыслителей-гуманистов досуг является, говоря словами Сократа, «драгоценнейшим достоянием»; Маркс писал, что именно свободное время является важнейшим богатством, поскольку создаёт «пространство» для развития личности. А вот в ориентированном на материальные ценности западном обществе досуг рассматривается как «пространство» для потребления. И потому американский экономист Дж. К. Гэлбрейт был убеждён, что «бесполезно требовать увеличения досуга, пока индустриальная система способна внушить людям убеждение, что материальные блага выше досуга».
И уж тем более безосновательны надежды на то, что повышение уровня материального потребления людей будет само по себе стимулировать их духовные запросы. В 60-е годы эту «теорию профессора Выбегалло» высмеяли братья Стругацкие в сказе «Понедельник начинается в субботу». Однако идеологи «развитого социализма» и тем паче «перестройки» пропагандировали её вполне серьёзно.

Ещё в Библии показана иллюзорность подобных упований. Бог вывел евреев из Египта и послал им манну, которой вполне хватало для удовлетворения потребности в пище. То есть, Он создал материальные условия, благоприятствующие духовному развитию людей. Однако в их внутреннем мире не был сформирован приоритет духовных ценностей, а потому у них возникли не духовные запросы, а лишь жажда новых матблаг; они взроптали: «Ничего нет, только манна в глазах наших… Кто накормит нас мясом?»
Можно привести характерные примеры и из современной жизни. Скажем, успех гимнасток США на Олимпиаде в Атланте принёс им немало денег. Вполне достаточно для того, чтобы оплатить учёбу в лучших учебных заведениях и обеспечить безбедное существование. Но нет – как сообщил «Голос Америки», им этих денег показалось мало, и они ринулись зарабатывать на своей славе больше и больше: «Многие из этих молоденьких девочек, которым заканчивать школу или идти в университет, уже отказываются от университетской карьеры. В чём дело? Деньги».

Перед подобным искушением не могут устоять многие. И в результате спорт «больших заработков» формирует индивидов, как их охарактеризовал американский журналист Б. Коллинз, «с полными карманами, но пустой головой».

Таким образом, рост материального благосостояния сам по себе отнюдь не стимулирует возникновения духовных запросов. Напротив, как говорили древние римляне, «сытое брюхо к ученью глухо». Попытка решить проблему «методом Выбегалло» приведёт лишь к подавлению духовного начала – как во внутреннем мире отдельных людей, так и в обществе в целом.

Во второй половине ХХ века ведущие капиталистические страны достигли невероятно высокого уровня материального потребления – причём, не только для «верхних тысяч», но для большей части населения. Однако ещё в начале 50-х годов философ Альберт Швейцер в речи на вручении ему Нобелевской премии предупредил, что чем больше растёт материальная мощь, тем беднее становится человек. А спустя два десятилетия, один из основателей Римского клуба (международной общественной организации, созданной с целью более глубокого осмысления положения, в котором оказалось человечество) итальянский экономист Аурелио Печчеи уже констатировал: «Мир получил возможность убедиться в ложности и коварстве мифа об экономическом росте».

Чтобы удостовериться в этом, достаточно обратиться к примеру США. Материальная мощь державы выросла настолько, что она претендует на мировую гегемонию. Но духовность при этом вовсе не «развилась соответственно». Напротив, она страшно деградировала. Швейцарский политолог А. Груббер, говоря о «моральном упадке», отметил: «Это болезнь, охватившая весь Запад. Но главный вирус исходит из США». Польский режиссёр К. Занусси, немало времени проведший в Соединённых Штатах, рассказывал, что для большинства американцев просто не существует таких понятий, как духовный смысл жизни, духовные богатства; для них непостижимо, что есть вещи, важнее материального преуспевания и комфорта.
Теперь это признают даже некоторые буржуазные политики, в том числе и американские. Альберт Гор, вице-президент США при Клинтоне, в книге «Земля на чаше весов» писал: «Наша цивилизация всё сильнее привыкает к тому, чтобы потреблять с каждым годом всё больше природных ресурсов, превращаемых не только в необходимые нам пропитание и кров, но и во многое ненужное… Мы платим за это потерей своей духовной жизни».

Польский социолог А. Зависляк, в работе «Выписки из истории вероломства и наивности в политике», увидевшей свет уже после разрушения социалистической системы – в начале 90-х годов, исследуя зависимость между богатством капиталистических стран и их духовным здоровьем, приходит к выводу: «Чем выше данные роста ВВП, тем выше концентрация всяческих патологий в обществе».



Итак, утверждение приоритета духовных ценностей – обязательное условие «очеловечивания» людей. Но это вовсе не подразумевает отказа от материальных благ вообще и существования в старательно поддерживаемой бедности. Речь идёт не о регламентации рациона питания или гардероба, а о системе жизненных ориентиров.

Человек должен удовлетворять необходимые от природы потребности. Если он не будет получать нужное количество калорий, он просто не сможет нормально существовать. К тому же, работа души требует сосредоточенности. Голод, холод, любой ощутимый физический дискомфорт станет мешать такой сосредоточенности. Даже у стойкого человека часть душевных сил неизбежно будет уходить на подавление этого дискомфорта. Не зря апостол Павел писал, что «это имеет только вид мудрости в изнурении тела».

Но он же предупреждал: «Попечения о плоти не превращайте в похоти… Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Если же «попечения о плоти» завладевают внутренним миром человека, то материальные блага перестают быть для него средством обеспечения духовного развития, а превращаются в определяющие ценности. И тогда для такого индивида главным смыслом жизни становится примитивный цикл добыть-потребить.

Нашумевший фильм «перестроечного» кино «Маленькая Вера» многие комментаторы, основываясь на модном в те годы тезисе о «голоде» и «нищете» советской жизни, трактовали в том смысле, что, мол, разве в таких бытовых условиях, да ещё когда вся жизнь уходит на то, чтобы бегать за «куском хлеба», можно заниматься своим духовным миром?

Но ведь герои картины жили отнюдь не в трущобах – в нормальной двухкомнатной квартире; и отнюдь не голодали – напротив, ели весьма активно. Напрашивается сопоставление «Маленькой Веры» с фильмом Бунюэля «Скромное очарование буржуазии». Персонажи этой картины имеют роскошные особняки, материально они обеспечены на сверхвысоком уровне, а жизнь их всё равно сведена к «угождению плоти» - именно потому, что их внутренний мир бездуховен.

Возникновение приоритета материальных ценностей формирует тип личности, сущность которого точно выражает наименование, данное ему западными философами «Homo Consumens» («Человек потребляющий») - в отличие от типа личности, который назвали «Homo Humanus» («Человек очеловеченный»), для которого приоритетное значение имеют богатства духовные. Соответственно, способ существования, ориентированный на приобретение, накопление и потребление материальных благ именуют «Обладанием», а ориентированный на духовное начало – «Бытиём».

Было бы серьёзной ошибкой представлять духовный уровень человека как производное его профессии, и считать духовность специфическим качеством интеллектуалов. С одной стороны, человек физического труда вполне может быть ориентирован на духовно активное бытиё, а с другой, человек, постоянно имеющий дело с духовными ценностями, может относиться к ним сугубо «по-плотски».

Эразм Роттердамский говорил о священнослужителях: «Если кто-нибудь проверит их и расспросит о духовном, то едва ли найдёт нескольких, живущих не по плоти». Не берусь удить о современных священниках – не расспрашивал, но вот творческие работники… В сатирической комедии Данелия «Настя» показан «деятель культуры» 90-х годов, который ради возможности выпить и закусить на дармовщину кочует по всевозможным приёмам и презентациям. Если вспомнить свалку у столов с бесплатным угощением, выставленным биржевиками на Московском международном кинофестивале 1991 года, то не останется сомнений в том, что подобная фигура достаточно характерна для мира культуры посткоммунистической России. Подобные ситуации развеивают иллюзии о духовности тех «инженеров человеческих душ», для которых деликатесы и тому подобное сделались столь высокими ценностями, что в стремлении к ним они готовы смести всех и всё на своем пути.

Поэтому ещё раз подчеркну: формирование «очеловеченной» или потребительской психологии зависит именно от приоритетов существования, утвердившихся во внутреннем мире личности.

В дальнейшем мы рассмотрим особенности характера и поведения «Человека очеловеченного» и его антипода «Человека потребляющего». Разумеется, в реальности каждому человеку присущи в той или иной степени оба начала и каждому из нас приходится делать свой выбор.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 5.01.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? - Виктор ВАСИЛЕНКО: «КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники