КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: :: Виктор ВАСИЛЕНКО
О режиссёре Хуане Антонио Бардеме, авторе сериала
«Лорка. Смерть поэта»

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО
О режиссёре Хуане Антонио Бардеме, авторе сериала
«Лорка. Смерть поэта»








ТОВАРИЩ БАРДЕМ

5 июня исполнилось 112 лет со дня рождения Федерико Гарсиа Лорки, выдающегося испанского поэта и драматурга, убеждённого демократа и антифашиста, убитого франкистами. И хотя дата эта не юбилейная, канал «Культура» откликнулся на неё показом многосерийного телефильма «Лорка. Смерть поэта». Благодаря этому, наши соотечественники получили возможность вспомнить о творчестве не только поэта-демократа Гарсиа Лорки, но и о творчестве поставившего этот фильм испанского режиссёра-коммуниста Хуана Антонио Бардема.

 Мне вспомнилась наша встреча в 1977 году, когда Бардем впервые приехал на Московский международный кинофестиваль.  Мы, несколько советских журналистов, беседуем с Бардемом. Общаясь с «мэтрами» западного кино, мы привыкли, что чаще всего встречаем у них вежливость, готовность отвечать на вопросы; но сами встречи проходят сдержанно, а в ответах ощущается холодок равнодушия.  В этот раз атмосфера беседы была совсем иной: дружеской и очень непосредственной. Много шутили, охотно смеялись. Но при том шёл серьёзный разговор о проблемах, которые волновали всех нас. И не раз случалось, что мы менялись ролями: спрашивал режиссёр, а отвечали журналисты. После встречи мой коллега сказал: «Да, заметно, что это не “сеньор Бардем”, а товарищ Бардем». Характеристика меткая. И дело не только в том, что Бардем был членом Коммунистической партии Испании. Для него коммунистические убеждения  были не только политической платформой, но и образом мышления, и творческим кредо.

Бардем говорил нам: «Я стремлюсь в своих фильмах правдиво отражать окружающую действительность, чтобы способствовать её преобразованию». И этот принцип он воплощал в своих произведениях – сначала как сценарист (вспомним, например, знаменитый  сатирический фильм Берланги «Добро пожаловать, мистер Маршалл!»), а потом и как режиссёр.

Всемирная известность к Бардему-режиссёру пришла в середине 50-х годов после фильма «Смерть велосипедиста». В этом произведении художник раскрыл духовный кризис среднего слоя испанского общества. Политических проблем картина, на первый взгляд, не затрагивала. Однако история главного героя – бывшего лейтенанта франкистов, благополучно устроившегося в жизни после установления диктатуры, но потом вдруг осознавшего, что на том пути, по которому шёл, потерял всё лучшее в себе, - придала фильму ощутимый антифашистский оттенок. Его уловили зрители, разглядели и франкистские власти – и режиссёр оказался в тюрьме.

Сразу после освобождения он снял картину «Главная улица», близкую по мыслям «Смерти велосипедиста», а год спустя в фильме «Месть» обратился к теме классовой солидарности трудящихся.

Потом в творчестве Бардема наступила длительная пауза: почти два десятилетия он не мог поставить фильм, который приблизился бы по уровню к его лучшим произведениям. Нет, режиссёр не утратил мастерства. Но властям удалось создать ему такие условия, что он был лишён возможности говорить о том, что его волновало. Однако это не означало, что Бардем прекратил борьбу. Просто изменились её формы.

В Испании ширилось движение за демократические преобразования. Однако фалангисты не собирались сдавать своих позиций. В начале 1976 года были арестованы организаторы крупной демонстрации левых сил. Среди тех, кто попал в тюрьму, был и Бардем. «Именно там я ещё раз убедился, насколько необходима борьба всех трудящихся Испании против реакции, - рассказывал режиссёр. – Этой теме я и решил посвятить свой новый фильм. 9 мая 1976 года меня выпустили на свободу, и мы сразу же приступили к работе над картиной. Все, кто участвовал в съёмках, составляли коллектив единомышленников, и работа шла очень быстро. Фильм был снят в рекордно короткий срок – за шесть недель». Это был «Конец недели» - картина, которую Хуан Антонио Бардем представил на фестиваль.

Сюжетная основа фильма предельно проста: далёкий от политики рабочий Хуан едет на уикэнд через всю Испанию к морю. Но с помощью этого хода авторам удалось сконцентрировать социальные противоречия общества. Героя на его пути ожидало много встреч: с богатыми бездельниками и голодающими безработными; с равнодушными ко всему хиппи и с прогрессивными артистами, стремящимися, несмотря на репрессии, пробудить политическое сознание людей; с иностранными туристами, для которых Испания – безоблачный рай, и с родственниками человека, брошенного без суда за решётку… Каждая встреча снова и снова заставляет героя задуматься над тем, что происходит в его стране. И эта дорога становится дорогой Хуана в ряды борцов.

О «Конце недели» много говорили на фестивале. Не все были согласны с фильмом. Некоторые были удивлены внешней простотой произведения. Нашлись и такие, кто недоумённо пожимал плечами: «Это не Бардем». Но это был именно Бардем – не просто выдающийся мастер экрана, но и последовательный борец за социальные преобразования. «”Конец недели” обращён к простому народу. Мы хотели, чтобы наш фильм был ясен и понятен каждому, чтобы его главная мысль: нельзя быть только потребителем, необходимо активно участвовать в общественной жизни, - дошла до всех, - объяснил режиссёр. –  Изощрённая форма повествования помешала бы достижению этой цели».

Но «Конец недели»  стал не только политическим, но и творческим успехом Бардема. Ему блестяще удалось решить непростую задачу: создать фильм для самых широких масс зрителей, не идя в то же время на уступки «массовой культуре». Жюри Х Московского международного кинофестиваля высоко оценило фильм Бардема, удостоив его Золотого приза.

«Перед испанскими коммунистами, работающими в кино, сейчас стоит главная задача: помочь людям разобраться в сущности событий, которые происходят в стране. Этому будет посвящён и мой следующий фильм. Он расскажет о попытке антидемократического путча, предпринятой правыми в январе 1977 года. По стране прокатилась волна покушений: был похищен генерал-лейтенант, убиты двое полицейских, пятеро прогрессивных адвокатов. Но провокаторам не удалось поколебать политическое положение в стране. Я хочу подчеркнуть мысль о необходимости единства всех прогрессивных сил в борьбе за демократическое преобразование нашего общества», - сказал на прощанье Бардем.

И вот, два года спустя, режиссёр снова в Москве и знакомит нас со своим новым фильмом «Семь дней в январе».

Полные драматического напряжения дни переходного периода в Испании. Фалангисты уже не у власти, но они не хотят мириться с поражением, пытаются применить апробированную в Чили «стратегию напряжения»: путём террора поколебать положение демократического правительства, запугать левые силы. Бардем внимательно изучает тех, кто стремится остановить социальные и политические преобразования. Среди них и ветераны фалангистского движения, сеющие вокруг себя ядовитые семена фашистской идеологии; и отравленная ими молодёжь; и наставники нового поколения фашистов в ремесле убийства. Но самые опасные не они, - убеждает режиссёр, -  а те, кто в тиши уютных гостиных разрабатывают направления ударов реакции. Внешне они весьма респектабельны – солидные люди с солидным положением, ценящие семейные традиции и обеспокоенные «падением нравов». Но режиссёр без нажима, но убедительно показывает, что под этой благопристойной оболочкой скрываются хищники, готовые на всё ради сохранения своих позиций в обществе. Даже собственные подручные для них только инструмент, который не жалко и выбросить, если он уже не годен.

Не сразу понимает истинное распределение ролей потомственный фалангист Луис Мария. Воспитанный в преклонении перед «образцом настоящего испанца» - отцом, расстрелянным республиканцами, - Луис Мария горит желанием внести свою лепту в борьбу за «восстановление былого величия Испании». Друзья, старшие «соратники», даже мать направляют его на путь террора. Юноша решает принять участие в убийстве адвокатов-коммунистов.

Эпизод убийства был одним из самых сложных для режиссёра. Ведь нужно было не просто показать сам факт убийства, но и дать ему нравственную оценку. И добиться того, чтобы эту оценку разделили и зрители. Бардем нашёл очень точное решение. Террористы врываются в помещение, сгоняют людей в угол. Сейчас должна произойти трагедия. Но мы её не увидим: за секунды до выстрелов Луис Мария не выдерживает и уходит, и камера сопровождает его. Всё, что осталось в нём от человека, восстаёт против убийства. В ужасе Луис Мария затыкает уши, закрывает глаза и словно захлёбывается в немом крике. Самая кровавая сцена не смогла бы придать эпизоду более эмоциональную окраску. Этот кадр стал своеобразным символом протеста против насилия.

… Потом я спросил режиссёра: не слишком ли много места он уделил психологии фашистов? «Я считаю, что нужно было углубиться в это, - ответил Бардем. -  Потому что существует “повседневный” фашизм,  “будничный” фашизм который не привлекает особого внимания, не вызывает у людей опасения. Но он может в любой момент вылиться в крайние формы. И об этом я считал необходимым сказать».

Убийцы надеялись запугать антифашистов. Но гибель адвокатов лишь сплотила прогрессивные силы. Похороны жертв террора вылились в грандиозную манифестацию Финальная часть фильма стала его апофеозом. Бардем нашёл великолепное образное выражение мысли «Когда народ един, он непобедим». Тысячи человеческих лиц, поднятые кверху сжатые кулаки и всюду красные гвоздики. Не произносится ни одного слова, но мы и без слов ощущаем чувства людей. И понимаем, что означают заключительные титры: «На первых послефранкистских выборах в Кортесы крайне правые не получили ни одного мандата». В этот раз «они» не прошли.

«Семь дней в январе» был одним из самых ярких фильмов очень интересной программы Московского фестиваля 1979 года, и Бардему вновь был присуждён Золотой приз.

«“Семь дней в январе”, - говорил Бардем, - это фильм, о котором я мечтал всю свою творческую жизнь. Он открывает новую эру в моём творчестве: с падением франкизма я получил возможность обратиться к политическому кино. Свою следующую картину я хочу посвятить одной самых острых проблем современной Испании – проблеме безработицы».

Однако увидеть в 1981 году на очередном Московском фестивале фильм Бардема о проблеме безработицы не удалось. Как сказал сам режиссёр, ему не удалось «найти в капиталистической стране продюсера-капиталиста, который бы взялся финансировать фильм об одной из наиболее тяжёлых социальных болезней капиталистического общества».

«Я собирался начать работу над фильмом, посвящённым Гарсиа Лорке, но в это время болгары предложили мне принять участие в создании фильма о Георгии Димитрове, - поведал Бардем. - Это предложение отвечало моей позиции коммуниста, и я согласился. Фильм расскажет о двух годах жизни Димитрова – 1932 и 1933 – и будет называться «Предупреждение». Я считаю, что не бывает одинаковых исторических моментов, но есть международные ситуации очень близкие. Если сравнивать 1932-33 годы с настоящим временем, то мы увидим, что в Западной Европе вновь происходит возрождение реакционного духа. И я своим фильмом хочу напомнить о том, какими последствиями для человечества чревато наступление реакции. Если мы не сумеем сплотиться, выступить единым фронтом и отвратить угрозу будущему, то мир ждут очень тяжёлые времена».

Художник верно уловил нарастание угрозы нового наступления реакции. Но кто мог тогда  предположить, что  будет уничтожен главный оплот противостояния мировой реакции – социалистическая система и Советский Союз, и реакция сможет вести наступление столь бесцеремонно и с такой инфернальной жестокостью.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород





 Виктор ВАСИЛЕНКО О режиссёре Хуане Антонио Бардеме, авторе сериала  «Лорка. Смерть поэта»           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 9.06.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: - Виктор ВАСИЛЕНКО
О режиссёре Хуане Антонио Бардеме, авторе сериала
«Лорка. Смерть поэта»

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники