КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА :: Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ
СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА
НЕ ВЫДЕРЖАЛИ “ИСПЫТАНИЯ СЫТОСТЬЮ”

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ
СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА
НЕ ВЫДЕРЖАЛИ “ИСПЫТАНИЯ СЫТОСТЬЮ”








Деградация идеологической работы

Положение, сложившееся в советском обществе к началу 60-х годов, метко охарактеризовал писатель Константин Симонов: «Мы выдержали испытание голодом, теперь предстоит выдержать испытание сытостью». С ростом материального потребления, чтобы избежать опасности обуржуазивания, о которой предупреждал Бердяев, было жизненно необходимо сделать идеологическую работу (т.е. работу по сохранению традиций революции; по привитию людям – прежде всего, молодым – гуманистической системы ценностей, принципов коммунистического мировоззрения) ещё более боевой и активной. Однако вместо этого она становилась всё более формальной.

Доходило до анекдотических случаев. К примеру, 7 ноября лозунгом «Верной дорогой идёте, товарищи!» и портретом Ленина был украшен… вход в ресторан. Это можно было бы счесть глупостью рестораторов, если бы сие заведение не находилось в десятке шагов от обкома КПСС, а лозунг был частью праздничного оформления главной площади Белгорода, которое утверждалось горкомом партии.

В 1984 году мне довелось с группой журналистов присутствовать на занятии школы комсомольской политучёбы на крупном предприятии Старого Оскола (а тогда это был город ударной молодёжной стройки). Занятие проводилось в форме лекции, вернее сказать, даже доклада и было априори рассчитано на пассивное восприятие. Однако восприятия не было вообще никакого – кто-то из слушателей читал своё, кто-то дремал, остальные, откровенно скучая, отбывали «обязаловку». Правда, нужные реплики в нужное время слушатели подавали – некоторые просто читали по загодя написанным бумажкам. И заключительный штрих: потом в областной молодёжной газете это занятие было оценено целиком положительно.

Характерно и то, о каких вещах шла речь на занятии. Цитирую по статье о нём: «Как повысить производительность труда? Решение продовольственной программы… Говорили о социалистическом соревновании. У электромонтёров есть все основания быть лидерами в цехе, но пока они на втором месте… Участие в общественной и спортивной жизни. Уже сегодня пропагандист (?! – В.В.) агитирует своих слушателей в баскетбольную команду цеха». По сути это повестка дня – хотя и несколько разбросанная – цехового комсомольского собрания. Но это же ведь было занятие школы комсомольской политучёбы – то есть, форма идеологической работы. Между тем, вопросы идеологии – системы базовых понятий, представлений, ценностей (а труд в социалистическом обществе коммунистического типа должен быть одной из важнейших сфер их проявления) – не затрагивались вообще, если не считать нескольких дежурных фраз.

И это был не отдельный случай формальной идеологической работы – нет, это занятие отражало её общий стиль того времени. В партийных органах стало общепринято главным критерием эффективности идеологической работы считать хорошие производственные показатели. А то, что подчас на деле воспитательная работа велась только для «галочки», должной оценки, как правило, не получало.

Например, в документе ЦК ВЛКСМ по итогам Всесоюзного комсомольского собрания, посвящённого 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, который был направлен в областные молодёжные газеты, тезис «для миллионов юношей и девушек самоотверженный труд, коммунистическая идейность, духовное развитие, социальная активность стали внутренней потребностью, мерилом человеческого счастья» подкреплён чередой чисто экономических показателей. Только этим и оценивались коммунистическая идейность и духовное развитие.

Об идеологической работе было сказано несколько сугубо формальных фраз типа «Юноши и девушки с большим воодушевлением изучают Постановление ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» и «В канун юбилея решено провести неделю (?!- В.В.) революционной славы».

О коммунистическом воспитании в этом материале, разумеется, упоминалось. Но, как и во многих других документах, докладах комсомольских и партийных руководителей, это упоминание звучало как некое ритуальное заклинание, поскольку было совершенно лишено живого наполнения: в них и речи не шло о необходимости утверждения в сознании молодёжи конкретных принципов коммунистической идеологии – и прежде всего, приоритета духовных ценностей и подлинно коммунистического отношения к труду: не как к способу зарабатывания денег, а как к первой жизненной потребности. А ведь тогда, во второй половине 70-х, это уже была проблема проблем.

Как раз в это время немалое число парней из комсомольских строительных отрядов популярную песню 60-х годов «А я еду, а я еду за мечтами. За туманом и за запахом тайги» стали в своём кругу переиначивать: «А я еду, а я еду за деньгами. За туманами пусть едут дураки». В Белгородской области «широкую известность в узких кругах» получил такой случай: Всесоюзный комсомольский стройотряд, прибывший в Старый Оскол на ударную стройку, почти в полном составе разбежался по окрестным деревням стричь овец: на этом можно было больше заработать. Журналистка молодёжной газеты, приехав в лагерь труда и отдыха старшеклассников, испытала шок от увиденного: «Написанные аккуратной ребячьей рукой плакаты, выставленные в окна палат: “Живём и работаем под девизом «Лучше маленькие три рубля, чем большое спасибо»”, “Спасибо на хлеб не намажешь и в карман не положишь”».

А ведь утрата одухотворённого отношения к труду оборачивалась и серьёзными экономическими потерями. По оценкам специалистов, именно в70-е годы стало ощутимо сказываться снижение эффективности труда. Советский Союз по-прежнему опережал по темпам экономического развития страны Запада, однако заметно проигрывал сталинскому периоду. Профессор Степан Бацанов в статье 2002 года утверждал: «Социалистический строй на первых порах своего развития в России намного превосходил по темпам роста капиталистический. Потому что мотивация к труду была более высокой, чем удовлетворение только материальных потребностей. Цели и лозунги на каждый год ина каждую пятилетку были понятны всем и объединяли весь народ… Потом идейная компонента всё уменьшалась, роль бюрократии и принципа материальной заинтересованности росла, народ расслоился на номенклатуру и население, шло замедление темпов развития производства».

Снижение качества идеологической работы, её заражение формализмом особенно ощутимо сказались в том, что от 60-х к 80-м годам терялась эффективность коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Пионерское самоуправление, которое в прежние времена было действенным средством выработки у подростков чувства гражданственности, активизации их инициативы в общественно-полезных делах, приобретало всё более декоративный характер. В школе классный руководитель сделался и главным организатором пионерской работы. А для очень многих из них, как и для товарища Дынина в фильме Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», важнее всего была «Дис-цип-лина!» - не привитие детям и подросткам чувства ответственности за свои поступки, а механическое подчинение установленному порядку.

Ребята по-прежнему выполняли немалую общественную работу (тимуровское движение, сбор металлолома, макулатуры и т. д.), но по большей части они были лишь исполнителями и, соответственно, у них вырабатывалось не сознательное, а формальное отношение к подобным делам. А формализм здесь, как ещё в 1941 году предупреждал Аркадий Гайдар в «Клятве Тимура», убивает дух самого лучшего начинания. Более того, формальное отношение к общественной работе не воспитывало, а подрывало в подростках веру в те идеалы, воплощением которых, по идее, она должна быть.

Деградировала комсомольская организация. Сталин, выступая на XIII съезде РКП(б), предупреждал об опасности погони за ростом численности партии: «Это, товарищи, опасное увлечение… Самые большие партии могут погибнуть, если они увлекутся, слишком много захватят, а потом окажутся неспособными обнять, переварить захваченное. У нас в партии политнеграмотность доходит до 60%... Не пора ли ограничиться восемьюстами тысячами и поставить вопрос… о превращении их в сознательных ленинцев». А в комсомол уже в 60-е годы «загоняли» практически всех ещё в школе.

Принимали целыми классами, принимали лентяев и разгильдяев, принимали ребят с далеко не безупречным поведением. Я уже не говорю о молодых людях с обывательским сознанием. Известный исследователь советской цивилизации С.Г. Кара-Мурза поведал случай из своих студенческих лет, в котором отчётливо проявился новый стиль комсомольской работы. Комсомольцу из их группы поручили «подтянуть» отстающего товарища. Тот не захотел этим заниматься, а в ответ на критику заявил: на каком основании я буду тратить на него своё время? Комсомольцы курса, как и положено комсомольцам в таком случае, вышибли этого студента из комсомола. Но вот вышестоящий работник ВЛКСМ устроил курсовому секретарю разнос: «Не тот уже режим, мы после ХХ съезда партии живём. Вопрос, обязан ли член ВЛКСМ помогать товарищу уже не правомерен». Вот так. Грубейшее нарушение одного из основополагающих принципов коммунистической идеологии функционеры ВЛКСМ, которые, вроде бы, обязаны были вести коммунистическое воспитание молодёжи, уже не считали серьёзным проступком для члена Коммунистического союза молодёжи.

Как следствие такого курса, среди комсомольцев 80-х годов доля политнеграмотных молодых обывателей достигла, вероятно, 95%. И никто из руководителей ВЛКСМ и КПСС не был всерьёз озабочен тем, чтобы хотя бы попытаться превратить их в сознательных ленинцев. Да и при такой массовости ВЛКСМ это вряд ли было осуществимо в принципе.

Была, конечно, и какая-то часть по-настоящему идейных ребят, но в подобном комсомоле они оказались чужеродным элементом. Вот один из примеров этого. В 80-е годы в Белгородском педагогическом институте у рядовых комсомольцев возникла идея создать студенческий стройотряд коммунистического труда, который бы ВЕСЬ свой заработок передал детским домам. Однако со стороны областного комсомольского руководства эта идея встретила весьма сдержанное отношение. Прежде всего, отряд был переименован в «отряд безвозмездного труда». Хотя в него из достаточно многих желающих были отобраны студенты, владеющие навыками строительных работ, отряд направили на работу, не требующую квалификации и, соответственно, низкооплачиваемую. А поскольку в то время главным мерилом при подведении итогов «трудового семестра» уже был доход, «отряд безвозмездного труда», который, заметим, даже в этих условиях сумел заработать на автобус для детдома, победителем конкурса ССО не стал. Надо ли удивляться, что при таком отношении действительно коммунистическая инициатива вскоре угасла.

Вследствие того, о чём говорилось выше, к 80-м годам комсомол из коммунистического авангарда молодёжи трансформировался в сборище молодых карьеристов, с одной стороны, и равнодушную массу – с другой.

Система разнообразных кружков и секций, нацеленных на раскрытие дарований детей и подростков, по-прежнему существовала и в чисто профессиональном отношении продолжала действовать эффективно. Однако она теряла свою воспитательную составляющую. Вот, например, что происходило в детском и юношеском спорте.

Определяющим критерием деятельности тренеров спортшкол стали чисто спортивные результаты их воспитанников. И многие, очень многие тренеры проявляли полное равнодушие к остальным сторонам жизни своих подопечных. Сколько раз доводилось слышать от учителей сетования: ребята, занимающиеся спортом, делаются заносчивыми, пренебрегают учёбой, хамят педагогам, а если занимаются боевыми видами, то нередко стремятся подчинить себе сверстников… Когда же я как журналист затрагивал эту проблему в своих материалах, то такие тренеры реагировали на них с раздражённым непониманием: чего я от них хочу?!

Второй стороной той же проблемы было отношение спортивных наставников к «неперспективным» детям. До сих пор помню отчаяние девчонки, которую тренер, несмотря на её безупречное поведение и отношение к занятиям, выгнал из группы за неспособность, - для неё спортшкола была даже не вторым домом, а первым, поскольку семья у девочки была очень неблагополучной. Однако наставника подобные «сантименты» совершенно не интересовали.

Немалое число спортивных наставников своим поведением прямо разрушали нравственные устои в сознании подростков, - когда, скажем, «воспитывали» удалённого игрока: «Ты, что, не мог «засадить» так, чтобы судья не видел?»; когда закрывали глаза на аморальное поведение некоторых своих «перспективных» подопечных; когда шли на подставки. А подставки широко распространились даже в массовых состязаниях типа «Кожаного мяча», «Стартов надежд».

Такое воспитание вело не к духовному формированию личности подростка, а к уродливой деформации его внутреннего мира. Вырастали молодые люди, чей кругозор был ограничен размерами спортивной площадки, а жизненным кредо было: научись выигрывать, и тебе будет дозволено всё.

Спорт, теряя духовную составляющую, делался питательной среди для распространения потребительской идеологии. В начале 80-х годов Наталья Тимошкина многолетний вратарь киевского «Спартака» - лидера мирового женского гандбола – с тревогой говорила о том, что многие гандболистки теперь приходят в «Спартак» не потому, что это школа высшего спортивного мастерства, а в надежде получить доступ к адидасовским костюмам (которые в ту пору были исключительно престижной вещью), зарубежным поездкам и прочим благам.





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 10.09.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА - Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ
СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА
НЕ ВЫДЕРЖАЛИ “ИСПЫТАНИЯ СЫТОСТЬЮ”

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники