КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА :: Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ
СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА
НЕ ВЫДЕРЖАЛИ “ИСПЫТАНИЯ СЫТОСТЬЮ”

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ
СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА
НЕ ВЫДЕРЖАЛИ “ИСПЫТАНИЯ СЫТОСТЬЮ”








Идеологический кризис распространяется всё глубже

 

Трансформацию духовного состояния советского общества проследил в своих фильмах режиссёр Марлен Хуциев. В начале 60-х он поставил картину «Мне 20 лет» («Застава Ильича»). В ней он передал ощущение духовного подъёма; жизни, освещённой коммунистическим идеалом. Но всего через несколько лет в следующем фильме «Июльский дождь» уже прозвучал сигнал тревоги: в обществе стал распространяться жизненный прагматизм, который ведёт к  оскудению внутреннего мира людей, разрушает духовную связь между ними. А в начале 80-х Хуциев поставил «Послесловие», в котором передал ощущение, что утрата духовности в обществе достигла критического уровня; люди разобщены и заражены потребительством. Человек с коммунистической системой ценностей воспринимается ими как странный чудак.

О происходящей в советском обществе 70-80-х годов смене жизненных ценностей и ориентиров свидетельствует и «образ героя» (так философ Эрих Фромм назвал  реально сложившееся в сознании людей представление об идеале)  того времени. В середине 80-х на экраны вышел фильм «Прыжок», герой которого вполне соответствовал «образу героя» 30-50-х годов: хороший детский врач, реализующий себя не в построении своей карьеры, а в служении людям. Живущий не бедно, но достаточно скромно, поскольку он и не стремится к созданию потребительского «рая» в одной отдельно взятой квартире. Однако теперь этот персонаж значительной частью зрителей был воспринят не как идеал, а как неудачник.

Точно так же следователь Ермаков из фильма «Остановился поезд» - человек, до конца преданный не только служебному, но и гражданскому долгу, заботящийся не о карьере и личном благополучии, а об интересах общества, - большинством зрителей и критиков начала 80-х был воспринят либо как бездушный служака, либо как неудачник, пытающийся использовать служебное положение, чтобы взять реванш у более преуспевших людей.

Эти герои натолкнулись на подобное восприятие именно потому, что хотя официальные идеологические установки в то время сохранялись прежними, реальные ценности общественного сознания уже изменились. И человек, не сделавший карьеру, не обставивший свою квартиру престижными вещами, не соответствовал «образу героя».

Показательно сопоставление фильмов «Девять дней одного года» и «Анна и Командор». Герои обоих – учёные. Но первый фильм поставлен в 1962 году, второй – в 1976. И изменение духа времени чувствуется очень сильно. Гусев, герой «Девяти дней», живёт в благоустроенном коттедже Академгородка, но не обращает внимания на эту благоустроенность, поскольку его интересы сосредоточены на куда более высоком. А вот создатели фильма «Анна и Командор» всячески подчёркивают материальную обустроенность жизни героев. Комфорт тут представлен как некая важная ценность существования.

Приведу ещё одно сопоставление, которое тоже позволяет уловить трансформацию общественного сознания. В середине 50-х годов на экраны вышел и завоевал большую популярность фильм «Аттестат зрелости». Он рассказывает о старшеклассниках. Одной из важных смысловых линий фильма был конфликт между учителем, полагающим, что талантливому ученику можно простить зазнайство, эгоизм, пренебрежительное отношение к товарищам, - и его коллегой, убеждённым, что самый талантливый ученик должен, прежде всего, стать достойным человеком, товарищем, гражданином. Авторы фильм без прямой дидактики подводят нас к мысли, что прав второй педагог.

А в конце 60-х не меньшую популярность завоевал фильм «Доживём до понедельника». В нём был аналогичный конфликт, но теперь симпатии создателей картины полностью на стороне «прогрессивного» учителя, который даже готов  принести извинения отцу хамоватого «гения» за своих консервативных коллег, кои пытаются его заставить быть «как все». Ещё один существенный момент: когда в фильме «Аттестат зрелости» товарищи «юного дарования» принимают решение исключить его из комсомола, парень воспринимает это как трагедию. А по фильму «Доживём до понедельника» складывается впечатление, что здесь для подобного персонажа пребывание в комсомоле – формальность. И никакой оценки со стороны авторов фильма это не получает.

Изменение ориентиров существования выразилось и в содержании песен. Уже в постсоветское время телевидение предложило подборку фрагментов новогодних «Голубых огоньков» разных лет. Такое «путешествие во времени» позволило очень отчётливо уловить, как менялся дух советской песни.

В одном из «Огоньков» начала 60-х артисты напомнили гостям самые популярные песни уходящего года. Почти все они были проникнуты романтикой созидания, служения стране и своему делу: «Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски, в общем-то зелёный молодой народ», «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете», «Мы на край земли придём, мы заложим первый дом и табличку прибьём на сосне» и т. п. Но год от года подобных песен в «Огоньках» становилось всё меньше и меньше, а всё больше песен было даже не о личных переживаниях, а по существу вообще ни о чём. Их содержание, говоря словами статьи, написанной известным эстрадным певцом Владимиром Бунчиковым в 1982 году, «просто набор слов, лишённый всякого смысла».

Показательно изменение не только содержания, но и художественного уровня произведений. В 50-60-е годы даже «средние» фильмы были отмечены кинематографической культурой, стремлением режиссёров использовать разнообразные выразительные средства киноискусства. Они были нацелены на духовно активное восприятие зрителей. В 70-80-е годы постепенно происходила примитивизация киноязыка фильмов, акцент в раскрытии их содержания делался на диалоге. Восприятие таких картин не требовало напряжения души, что, соответственно, снижало возможность духовного обогащения людей подобными фильмами. В сущности, это был компромисс с потребительски ориентированной публикой.

Ещё более очевидно аналогичное перерождение проявилось в песне. Советская песня 30-х – начала 60-х годов была явлением настоящего музыкального искусства. Теперь же она всё более явственно скатывалась к потребительскому масскульту. Композитор Валерий Гаврилин в заметках «для себя», которые были опубликованы после его смерти, писал о песнях такого рода: «Желание слушать Пугачёву и ей подобных для обывателя – лояльный способ подпитки тайных пороков. Пройдёт время и об этом «искусстве» будут вспоминать со стыдом».

Духовный кризис распространился столь глубоко, что уже и некоторые идеологические работники провозгласили ориентацию на приоритет материальных ценностей – основополагающий принцип потребительского мировоззрения. Так, в одной из книжек серии «Университет молодого марксиста» (!) утверждалось: «Духовные потребности не будут развиваться иначе, кроме как на постоянно расширяющемся фундаменте материальных потребностей». Как сопоставить сей тезис с ключевым положением мыслителей-гуманистов от Эпикура до Капицы: материальное потребление человека должно определяться тем, что ему действительно необходимо; погоня за материальными благами пойдёт во вред духовному миру.

Одной из тяжёлых идеологических потерь стала потеря трудящимися, прежде всего, рабочими чувства хозяина – начиная со своего предприятия и до всей страны. Раньше это было кредо рабочих: сознательно рассматривать себя как авангардную часть нового государства. Интересы производства были их личными интересами, и они знали, что к их голосу прислушаются и директор – нередко сам недавний рабочий, и нарком. Тот, кто пытался получить какую-то выгоду для себя за счёт ущерба предприятия, подвергался всеобщему осуждению и презрению.

Теперь же рабочие и ИТР, отравленные потребительством, относились к своему предприятию лишь как к месту, где они зарабатывают деньги – и только. Этому способствовало и то, что в рабочем самоуправлении форма тоже теряла своё содержание. Директор знал, что должен подчиняться обкому партии и министерству, а к коллективу прислушивался лишь постольку поскольку. Формы участия рабочих в руководстве производством сохранились: рабочие собрания, производственные собрания, право контроля партийной организации, - но их роль, в основном, сделалась декоративной.

Слова о рабочем как о хозяине своего предприятия уже не воспринимались всерьёз, служили поводом для анекдотов. «Тащи с завода каждый гвоздь – ведь ты хозяин, а не гость». И тащили. Несуны сделались обыденностью, и со стороны основной массы рабочих осуждения не вызывали.

Думается, в такой деградации была одна из существенных причин снижения темпов экономического роста в послесталинский период. А позже – при «ползучей контрреволюции» - рабочие, утратившие чувство хозяина, не воспрепятствовали, хотя тогда это было в их силах, захвату общенародной собственности новыми «хозяевами жизни». Между тем – и вскоре в этом все убедились на своём опыте – именно общенародная форма собственности на средства производства и сырьевые ресурсы обеспечивала  полную занятость и высокий уровень социальной защищённости людей.

По сути дела в конце 70-х – начале 80-х годов в Советском Союзе строили уже не коммунизм, а общество потребления, в котором смысл жизни и источник радостей видят не в созидании на пользу всем, не в духовном обогащении, а в личном накоплении матблаг и пользовании ими. В таком обществе неизбежно происходит формирование того типа людей, о котором философ Герберт Маркузе говорил, что «их душа находится в автомобилях, стереофонических комбайнах, домах, кухонном оборудовании». Закономерно, что у таких людей возникло преклонение перед Западом – там матблаг для имущих гораздо больше.

Потребительская идеология приводила людей на позицию, выраженную персонажем романа Воробьёва «Высота»: «Мне в коммунизм не надо, мне и при социализме подходяще», - потому что коммунистические принципы были несовместимы с их жизненными ориентирами. Впоследствии демсиренам не составило большого труда убедить их, что при капитализме им будет ещё лучше. 





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 14.09.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА - Виктор ВАСИЛЕНКО О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ
СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА
НЕ ВЫДЕРЖАЛИ “ИСПЫТАНИЯ СЫТОСТЬЮ”

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники