УРОК ПРОФЕССОРА СМОЛИНА
Мы уже рассказывали о пребывании в Белгороде
заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы профессора О. Н.
Смолина. Главной темой его выступлений – и на пресс-конференции, и в
педагогическом колледже – было положение дел в российском образовании. Мы
решили, что то, о чём поведал Олег Николаевич, заслуживает, чтобы о нём узнали
и читатели «СК». Понятно, что весь текст его выступлений мы привести не в
состоянии, поэтому приводим их фрагменты, которые показались нам наиболее
существенными.
В воё время Путин выдвинул
план удвоения ВВП (валового внутреннего продукта – ред.) к 2010 году. Это
вызвало большую пропагандистскую шумиху. Но ведь к тому времени весь мир уже
произвёл переоценку ценностей. ООН признала, что ВВП не является определяющим
показателем развития страны и ввела как основной показатель так называемый
Индекс развития человеческого потенциала (три «кита», на которых он базируется
– душевой ВВП, образование и здравоохранение – ред.). И этот показатель
оценивает тенденции развития России куда менее оптимистично, нежели наше
правительство. В 1992 году ООН поставила нашу страну по ИЧРП на 34-е место; в
1999-м – на 55-е, а последний Доклад «О развитии человеческого потенциала» - на
71-е. Когда мы занимали 65-е место, на 64-м была Ливийская Джамахирия. Теперь
Ливия на 55-м месте, мы на 71-м. Если полвека назад у нас был выброшен призыв
«Догнать и перегнать Америку!», то ныне впору провозглашать: «Догоним
Джамахирию!».
Замечу, что 2010 год
наступил, на тему удвоения ВВП никаких разговоров почему-то не слышно. Вообще,
не совпадение оптимистичных заявлений высокопоставленных чиновников и реального
результата стало правилом для нынешней власти. Например, когда начинался
мировой кризис, нас убеждали, что Россию он не затронет, что благодаря
предусмотрительности правительства, наша страна окажется островом безопасности.
А в итоге оказалось, что среди стран «Двадцатки» именно в России кризисный спад
по всем показателям оказался наиболее сильным.
В советское время по средней
ожидаемой продолжительности жизни наша страна входила в первую тридцатку – ныне
во вторую сотню. По уровню образованности населения Советский Союз был в первой
тройке, по последнему «замеру» Россия оказалась на 41-м месте. Можно сказать,
что общий уровень нашей цивилизации в последние два десятилетия постоянно
снижается.
Основу человеческого
потенциала создаёт образование. Как же власти страны заботились об этом в
разное время? В 50-е годы в образование
вкладывали 10% ВВП, в 70-е – 7% ВВП, сейчас – 3,5%. Это гарантирует провал
модернизации, потому что все страны – от Советского Союза до Японии – начинали
модернизацию с вложений в образование.
На Западе есть две модели
высшего образования. В социально-ориентированных странах 90% его составляет
бесплатное образование. В странах с либеральной экономикой – только около
трети, зато в них есть развитая система образовательного кредитования, когда
студент получает деньги на учёбу, а потом возвращает их постепенно после
окончания вуза. У нас же бесплатное высшее образование на уровне стран с
либеральной экономикой, но система образовательного кредитования отсутствует.
Да и доходы основной массы людей значительно ниже, нежели в странах Запада, что
для многих делает невозможным получение платного образования. По мнению западных
специалистов, уровень неравенства возможностей получения образования в России
превосходит все допустимые пределы.
Недавно принятый закон № 89
(у нас его именуют АУ БУ КУ) – это новый шаг в прежнем направлении. Он ведёт к
превращению образовательных учреждений в коммерческие организации. Разница между ними принципиальная: цель
образовательных учреждений – дать людям образование, цель коммерческих
организаций, в том числе и образовательных – извлечение прибыли.
Я подготовил доклад «О
положении учителя в Год Учителя». Его вывод: положение большинства учителей в
провозглашённый Год Учителя ещё более ухудшилось. Федеральный бюджет
отказывается выделять регионам деньги на поддержку образования, а при этом на
поддержку избранной части банковского сектора и избранных олигархов деньги
нашлись огромные, а вот на поддержку интеллигенции их нет. Наши данные
свидетельствуют, что соотношение зарплаты учителя и цен на товары первой
необходимости в Год Учителя ухудшилось. В советское время зарплата вузовского
профессора была сопоставима с зарплатой депутата парламента, ныне она примерно
в семь раз меньше.
И это ещё не все «подарки»
власти к Году Учителя. Ввод новой системы оплаты труда ведёт к увольнению
многих педагогов. Фурсенко прямо заявил о том, что в ближайшее время
планируется увольнение до 200 тысяч учителей и до 100 тысяч преподавателей
вузов.
Правительство подготовило
проект закона «Об образовании», который я считаю частью бесполезным, по большей
части вредным. Он предусматривает ликвидацию начального профессионального
образования, переложение коммунальных льгот сельским учителям на местные
бюджеты, отмену льгот для инвалидов при поступлении в вузы… Фактически
предусматривает новый законопроект и реализацию идеи Фурсенко, считающего, что
в России слишком много вузов и надо их сократить раз в семь. Он вводит новую
систему колледж – институт – университет, что для многих нынешних вузов
приведёт к понижению их статуса, и, соответственно, к ликвидации их научных
школ, аспирантуры, докторантуры. А, собственно, чего ещё ждать от министра
образования и науки, который свято верит в то, что советская система
образования была порочна, поскольку стремилась воспитать в человеке творца, а
надо, по убеждению г-на Фурсенко, воспитывать квалифицированного потребителя.
А вот некоторые данные,
позволяющие судить о результатах неустанной деятельности наших реформаторов
образования. В МГУ уже 15 лет проводится такое тестирование. Первокурсникам
каждый год дают одно и то же задание. Так вот, этот тест свидетельствует, что
за 15 лет качество образования понизилось в полтора раза. 28% молодых людей
ныне считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Треть опрошенных полагают, что если радиоактивное
молоко прокипятить, то радиоактивность исчезнет. Подобных примеров, дающих представление о
масштабе распространения немыслимого прежде невежества, можно привести немало.