ЕДИНСТВЕННАЯ СТРАНА, ГДЕ СЛОВО «ПРОГРЕСС» ИМЕЛО СМЫСЛ
В. ВАСИЛЕНКО
О достижениях Советской страны, путь к которым открыла Великая Октябрьская социалистическая революция, можно говорить много. Они были практически во всех сферах – экономике, науке, образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите людей и т.д. Но, пожалуй, главным достижением стало то, что вызывает едва ли не наиболее яростные нападки «демократов»,– утверждение новых принципов бытия.
В годы реализации сталинского проекта строительства социализма в сознании большого числа людей и общественном сознании в целом укрепилось главное: приоритет духовных ценностей, в том числе и в сфере труда; приоритет общественных интересов; бескорыстие; готовность помочь другим; пренебрежение погоней за материальными благами; презрение к любому виду потребительства.
Ещё в период «перестройки» её «архитекторы» и «прорабы» приложили немало усилий, дабы дискредитировать эту систему ценностей, не прекращают «реформаторы» их и поныне. Хулители коммунистической идеологии не отрицают того, что такие ценности, принципы и ориентиры человеческого существования в 30-60-е годы люди приняли как норму жизни. Но поскольку эти нормы не соответствуют тем, кои существуют в «цивилизованном» – сиречь западном – мире, они видят в этом не великое достижение коммунистического воспитания, а его тяжкий порок.
«Демократы» ставят ему?? в вину то, что под воздействием коммунистического воспитания сознание людей перестало воспринимать частную собственность как естественную закономерность(режиссёр М. Захаров); что в нём исчезло стремление заработать побольше денег и собственная корысть сделалась для него неправедной и нелегитимной(социолог К. Петренко); что для него стало нормой ограничивать своё материальное потребление разумно достаточным(д-р Рябков); и даже то, что «у нас была заповедь: возлюби ближнего как себя самого» – надо было, мол, « себя сначала возлюбить»(режиссёр А. Кончаловский).
Между тем, к началу «перестройки» в нашей стране уже был издан перевод книги основателя Римского клуба Аурелио Печчеи «Человеческие качества», в которой он обобщил результаты целого ряда исследований учёных из США, ФРГ, Голландии, Японии и сделал однозначный вывод: путь развития западного типа привёл человечество на грань катастрофы. Как констатировал «Доклад из Токио» М. Зибкера и Й.Кайя: «Если нынешний ход развития человечества не будет изменён, то глобальный крах во всех человеческих делах неминуем». В 1992 году этот вывод подтвердила Конференция ООН на высшем уровне, прошедшая в Рио-де-Жанейро.
Однако для того, чтобы изменить ход развития человечества, нужно осуществить то, что Печчеи образно назвал «Человеческой революцией» – радикальную и быструю(времени у человечества остаётся немного) смену установок существования людей.
Вот один из примеров, подтверждающих необходимость этого. Печчеи писал о необходимости изменения отношений богатых стран с бедными: первые должны не паразитировать на вторых, а реально и бескорыстно помогать их развитию. Но сам же присовокупил: «Если трезво смотреть на вещи, кажется ведь мало вероятным, чтобы в наше время несколько стран из альтруистических побуждений добровольно взвалили на свои плечи беспрецедентные обязательства… Да против этого немедленно выступит общественность этих стран». В сообщениях СМИ можно найти примеры, свидетельствующие о том, насколько обоснованы эти опасения. Скажем, СМИ поведали такую историю, случившуюся в Канаде в 90-е годы. В этой, очень благополучной в материальном отношении, стране положение коренных жителей по-прежнему в целом ощутимо хуже, чем «белой» части населения, Чтобы уменьшить неравенство, правительство приняло решение отменить для аборигенов количественные ограничения на шельфовый лов лангуст. В ответ белые рыбаки устроили погромы, уничтожив сотни индейских садков.
Какие же качества нужно привить людям, чтобы человечество получило шанс на выживание? Если суммировать идеи, высказанные западными учёными-гуманистами, к коммунистическому движению непричастными, получим: необходимо, чтобы люди обрели возвышенные идеалы, которые бы подняли их дух; чтобы высшей целью стало не извлечение прибыли и получение дохода, а всестороннее развитие каждого человека; чтобы человек научился чувствовать радость от служения людям, а не от стяжательства; чтобы он преодолел психологию вещизма; чтобы мотивацией работы стало духовное удовлетворение, а не материальное обогащение; чтобы «демократия наблюдения»(т.е., буржуазная политическая демократия) сменилась «демократией участия»(т.е., чтобы благо общества сделалось личным делом каждого человека), Крайне необходимо изменить выработанную на западном пути развития модель потребления – материальное потребление должно ограничиваться разумно и социально обусловленным пределом, за переход через который Печчеи предлагал на первых порах в воспитательных целях наказывать…
Очевидно, что эти установки если не полностью, то в главном совпадают с теми, которые утверждали коммунисты в жизни советского социалистического общества. Заметим, кстати, что, руководствуясь коммунистической идеологией, Советский Союз строил свои отношения с развивающимися странами именно на тех принципах, о которых мечтал, но полагал неосуществимыми в западном мире Аурелио Печчеи. Таким образом, есть все основания говорить, что Великий Октябрь заложил основу для воплощения в жизнь тех самых ценностей, принципов, ориентиров человеческого существования и отношений между людьми, которые только и могут обеспечить будущее всему человечеству. Не потому ли весьма трезво и даже скептически мыслящий философ Жан-Поль Сартр в начале 60-х годов написал, что Советский Союз – это «единственная страна, где слово «прогресс» имеет смысл».
дата: 7.11.2007 Верхний уровень