Ё-МОЁ – ЁМОБИЛЬ!
Н. ЯСТРЕБОВ,
Шебекино
Невероятно, но факт: если бы у самолёта президента не отказало шасси, наверняка бы не было и совещания, на котором, оказывается, власть имущие впервые узнали о катастрофическом положении в отечественном авиастроении. Во всяком случае, такое создаётся впечатление – сплошные ахи и охи. Но ведь авиапром разгромлен «реформами» не вчера, а немало лет назад. Такое же положение и во многих других отраслях промышленности. Более того, во всей нашей жизни!
К примеру, в нашем Шебекине, называемом прежде «городом химиков», градообразующими предприятиями были химический и биохимический заводы. На них и связанном с ними Всесоюзном НИИ поверхностно-активных веществ имелось около семи тысяч рабочих мест.
Химзавод по производству синтетических жирозаменителей, работавший на отходах нефтеперерабатывающей отрасли, выпускал для всей страны высокоэффективные моющие средства, превосходящие по своему качеству заграничные аналоги. Биохимический завод освоил тогда выпуск одной из важнейших аминокислот – лизина, необходимого для производства кормов в сельском хозяйстве.
Варварские «реформы» превратили эти производства в развалины. Трудоспособный люд оказался не удел. Кто-то подался зарабатывать на жизнь на рынок, кто-то подался в поисках работы за пределы города, района, а то и области. Отечественный рынок моющих средств заполнила импортная продукция. Поддерживать зарубежных производителей для «реформаторов» оказалось выгоднее, нежели отечественное производство. И это касается не только стиральных порошков.
Как-то пришлось мне побывать в крупном хозяйственном магазине с широким ассортиментом изделий. Поинтересовался у продавца: а что у них российского производства? Оказалось – ничего. Всё завозное, преимущественно из Китая.
Во многих местах открыты магазины с вывеской: «Одежда из Европы на вес». Что это? Не благотворительная ли помощь нашему обездоленному народу, попавшая в руки оборотистых дельцов? Но в любом случае, эта одежда уже была в употреблении, и кто её прежде носили – здоровые, больные?
Скажите на милость, если вас не устраивало качество советских одежды и обуви, которыми до «перестройки» все магазины были буквально забиты, то, что помешало вам за двадцать постсоветских лет наладить производство товаров повседневного спроса того качества, которое вас устраивает (кстати, неужели для вас эталон качества – китайский ширпотреб?). Почему же этим не занялись столь ревностно рекламируемый «малый и средний бизнес»? Неужто непонятно, что засилье импортных товаров первой необходимости и продовольствия не только наносит колоссальный урон российской экономике, но и ставит под угрозу безопасность страны? Но государство заняло позицию стороннего наблюдателя, а власть всё призывают зарубежных «инвесторов» – при том, что гигантские средства переправляет в другие страны под ничтожные проценты.
Каждый день видим и слышим, как президент и премьер-министр проводят бесчисленные совещания и заседания, на которых много говорят о модернизации и инновациях. А в какие дела все эти разговоры воплощаются? Говорят о развитии машиностроения, а производство современной сельхозтехники в загоне.
Правда, объявились «сдвиги». Самый продвинутый олигарх Прохоров представил премьер-министру новый автомобиль, название которого звучит демонстративным вызовом русскому языку: «Ёмобиль». Премьер умилился, как дитя, увидевшее новую игрушку. И тут же – всеобщий восторг! Неужели это всерьёз? Неужели им не стыдно?