Выступление депутата-коммуниста А.Д. Куликова на «Правительственном часе» в Госдуме 18 мая 2011 г.
А.Д. Куликов (фракция КПРФ)
- Уважаемые коллеги!
Излишне говорить, как долго многие депутаты Государственной Думы,
представители разных фракций ждали сегодняшней встречи с Министром
внутренних дел и Генеральным прокурором России. Много вопросов
накопилось у нас к руководителям этих уважаемых ведомств, в основе
которых, безусловно, письма наших избирателей, встречи с людьми, личные
приемы граждан, трагедии и драмы наших соотечественников, попавших
безвинно в сферу действий уголовной юстиции. Фракциями и профильными
комитетами заранее были поставлены вопросы для ответов на сегодняшнем
заседании. Они неудобные, щекотливые, требующие объективного анализа и
понимания сложившейся в стране криминальной ситуации, практики борьбы с
преступностью и т.п. и т. д. Часть вопросов касалась реформы МВД, ее
хода и качества. Волновала и все более cнижающаяся роль генеральной
прокуратуры как высшего надзорного органа страны. Что в результате мы
услышали? Бодрый оптимизм в одном случае и осторожные заверения в
укреплении законности в стране, в другом.
Но достаточно ли этого!
Посмотрим правде в глаза, как говорят у нас, у русских. В активе имеем:
Президент России впервые за последние 10 лет признал серьезность
проблем в правоохранительных органах страны, масштабность разложения
системы уголовной юстиции, разветвленную коррупцию в судейском корпусе.
Он же, первым из президентов современной России, нашел в себе силы
запустить процесс реформ МВД и следственных органов, объявил войну
коррупции и инициировал ряд законопроектов в этом плане. Включая
последние, связанные с социальными гарантиями для сотрудников полиции, с
продолжающейся либерализацией уголовного кодекса. Как результат, по
словам Министра внутренних дел, мы имеем снижение криминальных
проявлений, особенно тяжких и особо тяжких преступлений.
Что же в пассиве? Реформа МВД закрыта от парламента и общества. Ее
концепция невнятна, конечные цели хоть и продекларированы, но в
действительности пока не подтверждаются. Набор предлагаемых мер по
модернизации МВД носит несистемный, во многом популистский характер, и
финансово устойчиво не обеспечен. И главное, судя по всему, реформа
объявлена без учета реального состояния преступности в стране. Более
того, она основана не на достоверных данных о криминальном мире России,
сложившемся за последние 10 лет. О его наиболее опасном виде –
организованной преступности
Остановлюсь лишь на ряде подтверждающих моментов, на мой взгляд, достаточно красноречивых.
Первое: кадровое обновление. В первый же месяц вступления в силу нового
закона «О полиции» стало очевидным, что МВД не готово к переаттестации
личного состава милиции (около миллиона человек). Сегодня середина мая,
а аттестация личного состава еще не начиналась, если не считать
переаттестацию ряда руководителей МВД, начальников ГУВД, УВД регионов.
Указ Президента же предписывал ее завершить к 1 июня 2011 года. (На
днях стало известно, что сроки перенесены до 1 августа с.г., хотя,
думаю, и они будут сорваны: очевидно, что ежедневно, в течение двух
месяцев по всей матушке России надо будет переаттестовывать в среднем
около 17 тысяч сотрудников, т.е., на один регион по 200 человек. Без
выходных, работая сутками. Ясно, что ни о какой объективности в оценке
сотрудника говорить не придется). Вполне естественно, что длительное
ожидание переаттестации отразилось на работе личного состава
милиции-полиции, выведенного за штаты, далеко не в лучшую сторону.
Возникли новые социальные проблемы. Например, в Московской области
сотрудники милиции перестали получать так называемые «губернаторские»,
что привело к снижению их заработка в среднем до 10 тыс. рублей. Как на
эти деньги содержать семью?
Как мы и опасались, аттестация руководящего состава проводится келейно,
по старым лекалам, без учета мнения парламентариев страны, депутатов,
общественности того или иного региона. Даже профильный комитет по
безопасности Госдумы проигнорировали! Вынужден напомнить, что, например,
в США соответствующие комитеты конгресса делают подобную работу
систематически. А между тем у нас, депутатов, есть весомые претензии к
ряду руководителей МВД, ГУВД, УВД, часть из которых теперь уже
начальники, вновь назначенные Указом Президента РФ на должности.
Например, разве трудно было перед аттестацией изучить обстоятельно и
объективно работу начальника УВД Тульской области? Кто интересовался
общественным мнением о его работе в Тульском регионе? Как этот
начальник организует работу по борьбе с оргпреступностью, особенно в
экономической сфере? Как он осуществляет кадровую политику? Почему у
него одного за другим сажают на скамью подсудимых работников из числа
старшего начальствующего состава, причем не по материалам Службы
безопасности? И почему безнаказанно в его ведомстве устраивают гонения
на честных, принципиальных, добросовестных сотрудников, не брезгуя
самыми грязными методами. Какие критерии и заслуги дали возможность
оценить его деятельность на посту как положительную?
В этом плане есть вопросы и к руководству Министерства внутренних дел Республики Коми.
Можно перечислять и другие регионы РФ, в частности, Свердловскую и
Кемеровскую области, Ставропольский и Краснодарский края, Татарстан,
Мордовскую Республику.
Подобная аттестация нетерпима и противоречит заявлениям Президента РФ о
целях реформы МВД. Никакого кадрового обновления в МВД общество от
такой аттестации не получит. Фракция КПРФ считает и требует
максимально расширить состав аттестационных комиссий в органах
внутренних дел за счет местных депутатов, представителей ветеранских
организаций правоохранительных органов, журналистов.
Второе: учетно-регистрационная дисциплина в органах внутренних дел страны. Состояние преступности в России.
В докладе генерального прокурора на отчете в Совете Федерации «О
состоянии законности в стране» за 2010 год в очередной раз мы услышали
о тотальном манипулировании в правоохранительных органах, включая МВД,
статистическими данными о состоянии преступности. В 2010 г. от учёта
скрыто 322 случая убийств и причинения тяжкого вреда здоровью. Всего
выявлено 136 тыс. скрытых от учёта преступлений.
Фракцию КПРФ в связи с этим особенно тревожит то, насколько решение
Президента РФ о сокращении личного состава милиции, МВД РФ на 22
процента, увязано с состоянием реальной преступности? Об этом мы
говорили с этой трибуны год назад. Ответ так и не получили. Более того,
ныне под "дамоклов меч" реформы попали сотрудники уголовного розыска,
участковые, патрульно-постовые, т.е. те, кто на самом-то деле и воюет с
преступниками, защищая граждан. Хотя нас заверяли, что речь будет идти о
сокращении лишь второстепенных, обслуживающих служб. Обманули?
Обманули и нас, и общество. А между тем, как свидетельствуют
ученые-криминологи из Академии Генеральной прокуратуры, опубликовавшие
недавно свой объемный труд-исследование, преступность в России в
последние 10 лет из года в год растет в среднем на 2,4 % в год. Динамика
тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств, положительна.
В отличие от МВД ученые говорят не о 3 млн. преступлений в 2009 году,
а о 26 млн. Об убийствах: не 17-18 тысяч в 2009-2010 г.г., а
46,2 тысяч! Прогноз криминалистов на 2011-2013 гг. – 30 млн.
преступлений. Таким образом, цифры реальной преступности отличаются в
несколько раз от официально регистрируемой. В связи с этим правомерен и
вопрос: зачем сокращать личный состав? Кто будет раскрывать
преступления в том объеме, как диктует действительность? Кто будет
выявлять, профилактировать криминальный элемент? Кто на улицах, в
общественных местах, в сельской местности, будет обеспечивать покой и
защиту граждан от преступных посягательств?
Неужели государство и задачу борьбы с уголовщиной готовится переложить
на плечи населения! Парламенту России и руководству МВД, Президенту,
Правительству нельзя игнорировать то, что говорят ученые: латентная
преступность, укрытие преступлений от учета, не реагирование
правоохранительных органов на заявления о преступлениях - есть одна из
форм безнаказанности преступников, катализирующая процессы рецидивной
преступности, криминализации общества и власти. Надо ли в этом зале
приводить примеры?! По стране безнаказанно гуляют около 45 тысяч убийц,
около 336 тысяч уголовной шпаны, ненаказанных за причиненные людям
увечья, около 10 тысяч насильников над женщинами и детьми. И это только
из числа зарегистрированных преступлений. Российская же реальность
гораздо страшнее этих цифр. Об этом нам говорят ученые. Вот под нее,
под эту реальность, и надо реформировать МВД. Граждане своими жизнями,
покалеченным здоровьем, материальным ущербом расплачиваются за
«красивую» статистику о преступности.
Наша фракция считает, что необходимо срочно остановить бездумное
сокращение штатных единиц в ведущих службах МВД, включая регионы.
Важно признать ошибкой поспешную ликвидацию подразделений по борьбе с
оргпреступностью и линейных отделов милиции и восстановить их.
Категорически запретить сокращение (оптимизацию) горрайорганов,
отделений милиции в сельской местности, в малых муниципальных округах.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ редакция статьи 51
изменена (вступает в силу с 1 января 2012 г.). Теперь она выглядит
следующим образом: «Генеральная прокуратура Российской Федерации ведёт
государственный единый статистический учёт заявлений и сообщений о
преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений,
состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а
также устанавливает единый порядок формирования и представления
отчётности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора
Российской Федерации по вопросам указанного статистического учёта
обязательны для органов государственной власти».
В этой связи представляется, что в сложившейся ситуации назрела
необходимость ввести уголовную ответственность за умышленное искажение и
фальсификацию должностным лицом, ответственным за предоставление
статистической информации, необходимой для проведения государственных
статистических наблюдений с мерой наказания, например, до 2 лет лишения
свободы. Этого будет достаточно, чтобы официальные государственные
сведения о преступности, количестве возбужденных уголовных дел, их
структуре, количестве лиц арестованных на досудебной стадии приобрели,
наконец, черты достоверности. Тогда и борьба с преступностью будет
вестись более эффективно и системно. И реформа МВД не "забуксует".
Третье - социальная защита личного состава. Очевидно, что законопроект
"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел (полиции)",
так же, как и предыдущий "О полиции" - достаточно сырой. Хотя, в отличие
от первого, и обнадеживающий.
Вместе с тем, хочу подчеркнуть две принципиальные вещи:
- пакет социальных благ полицейским явно не соответствует уровню
обеспеченности ими работников Следственного комитета России,
прокуратуры, ФСБ. Очевидно, что задачу устранения этой несправедливости
для тех, кто воюет с преступным миром на "земле", надо решить. Это
можно сделать, наделив сотрудников уголовного розыска, службы
участковых, патрульно-постовой службы, следственных органов МВД полным
пакетом социального обеспечения, аналогичным пакету Следственного
комитета России. А на остальные категории личного состава
распространить социальный пакет, представленный в законопроекте. Более
того, было бы правильным ввести для ряда категорий сотрудников МВД, в
частности, уголовного розыска, следователей коэффициент выслуги лет из
расчета один год за два, что создало бы дополнительные стимулы для
работы в органах внутренних дел настоящих профессионалов.
- в процессе подготовки ко второму чтению законопроекта требуется особо
рассмотреть вопрос о социальных гарантиях работникам полиции,
работающих в сельской местности, в частности, для участковых
инспекторов. Им нужна особая и материально-техническая обеспеченность, и
социальные гарантии, дающие возможность спокойно, безбедно работать в
сельских районах России.
В заключении фракция КПРФ считает необходимым:
1. Предложить министру своим приказом включить в состав региональных
аттестационных комиссий МВД, ГУВД, УВД действующих депутатов
Государственной Думы ФС РФ и членов Совета Федерации (по согласованию с
ними).
2. Создать межфракционную группу в Государственной Думе для контроля
за ходом реформы МВД. Предложить Министру весь состав этой группы (5-7
человек) ввести в аттестационную Комиссию МВД Российской Федерации.
3. Предложить Президенту РФ ввести в состав аттестационной Комиссии
при Президенте РФ по одному представителю от фракций Государственной
Думы ФС РФ.
Завершая, вынужден заявить от имени фракции, что ход реформы ставит в
повестку дня Государственной Думы ФС РФ вопрос об ответственности тех
должностных лиц, кто ввел в заблуждение Президента РФ, подтолкнув его к
проведению реформы МВД без объективного анализа криминогенной обстановки
в стране, без достаточной научной и профессиональной проработки
концепции реформы, без скрупулезного просчета сил и средств для ее
осуществления, без научного прогноза сроков и последствий реализации
для российского общества