ПАССАЖИР КАК ИСТОЧНИК ПРИБЫЛИ
В годы «перестройки» да и в последующие нам внушали мысль, что плохое качество обслуживания, с которым, что скрывать, людям нередко доводилось сталкиваться в 70-80-е годы, – это порождение государственной собственности в сфере обслуживании. Вот ежели передать её в частные руки – наступит рай земной. Стремление к прибыли заставит частника, чтобы привлечь клиентов, вести их обслуживание на самом высоком уровне.
Частнокапиталистические реалии в дым развеяли эту иллюзию. Стремление к прибыли стало абсолютно доминирующим, но выяснилось, что к ней ведут куда более простые пути, нежели повышение качества обслуживания. Судите сами, повысилось ли, например, качество услуг после превращения ЖКУ в сферу бизнеса. Зато счета за них выросли немыслимо.
Но я остановлюсь на другом – на городском транспорте. Люди постарше наверняка помнят, что езда в часы пик в 70-80-е годы доставляла очень мало удовольствия – троллейбусы и автобусы были набиты «под завязку». После того, как к перевозкам пассажиров подключили частные автобусы эта проблема (сужу по своему 5-му маршруту) почти исчезла. Зато появилась другая.
Прежде я знал, что, если мне ехать 15 минут, то, выйдя за 25, я с гарантией успею добраться в срок. Теперь такой гарантии нет. Пассажир оказался во власти водителя. В порядке вещей стала такая ситуация: ПАЗик подъезжает к остановке и стоит по несколько минут, поджидая, пока соберёт побольше пассажиров. В результате иногда от кольца 5-го троллейбуса до центра оказывается в буквальном смысле быстрее дойти пешком, нежели доехать на «маршрутке».
Но чего ещё ждать в условиях, когда сферу обслуживания сделали сферой бизнеса? Из системы жизнеобеспечения людей она превратилась в систему извлечения прибыли. И владелец автобуса заинтересован не в том, чтобы быстрее доставить пассажира к месту назначения, а в том, чтобы заработать за каждый рейс побольше денег.
Но нам винить за такое положение (и не только в городском транспорте, но и в нынешней жизни в целом) некого. В советское время основные принципы политэкономии капитализма не только в вузах, но и в школах излагали чётко и вполне доступно. И кто нам виноват, что мы оказались плохими учениками?
В. ОНИСЬКО