«ЭКСТРЕМИСТ» ИИСУС ХРИСТОС
Недавно СМИ сообщили, что протоирей Всеволод Чаплин, занимающий видное место в пропагандистской команде РПЦ, выступил с требованием проверить, а не «являются ли экстремистскими материалами работы Ленина».
Похоже, этот чиновник от религии очень плохо знает проповеди Христа, а то бы он поостерёгся вносить столь рискованные предложения. Потому что с позиции тех устоев, которые должен защищать нынешний закон об экстремизме, немалая часть высказываний Христа – стопроцентные «экстремистские материалы».
Христос ведь никогда не призывал: «Всякая душа да будет покорна властям» и «Рабы, повинуйтесь господам». Напротив, в своих проповедях Он беспощадно бичевал
- богатых: «Горе вам, богатые», «Сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение», «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»;
- законодателей, принимающих антинародные законы: «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом не дотрагиваетесь до них;
- тех, кто с помощью показной религиозности стремятся придать себе видимость нравственной чистоты: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды».
А разве не содержат призыва к смене социальной системы слова Христа: «Князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют над ними, но между вами да не будет так».
Проповеди Христа столь радикально отличались от норм «всего цивилизованного мира», что, как свидетельствует Марк, как-то даже ученики «ужаснулись от слов Его». И мир, живущий по таким нормам, ненавидел Христа, поскольку, Он «свидетельствовал, что дела его злы».
И вполне закономерно, что «борцы с экстремизмом» того времени предали Христа казни. Подозреваю, что если бы Христос явился сегодня в Россию и начал проповедовать такие взгляды, то те самые деятели, которые столь охотно демонстрируют себя в роли «подсвечников» в храмах, тут же обвинили бы Его в разжигании социальной розни – и снова распяли.
Да и менее «экстремистские» положения учения Христа – как, например, «Не можете служить и Богу и маммоне» или «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» – тоже радикально противостоят основополагающим установкам «всего цивилизованного мира», которые «реформаторы» при прямой поддержке Церкви пытаются утвердить в российском обществе.
Макс Вебер назвал учение Христа «Манифестом великого восстания рабов». И он был прав. Выдвинутые Христом идеи вели на борьбу восставших крестьян (вспомним, к примеру, Мюнцера). Они легли в основу моделей справедливого устройства общества наиболее радикальных «утопистов». Они оказали большое влияние на формирование идеологии французских и немецких революционных коммунистов первой половины XIX века. Об этом писали как историк христианства Эрнест Ренан, так и теоретик коммунизма Фридрих Энгельс.
В сущности, принципы учения Христа достаточно близки и к идеологии марксистского коммунизма. Во всяком случае, несопоставимо ближе, чем к идеологии насаждаемого в России капитализма – системы, о которой религиозный философ Николай Бердяев писал, что она «могла возникнуть только в обществе, окончательно отвернувшемся от неба».
В. ПОЛЯКОВ
P.S. СМИ привели и другое высказывание протоирея Чаплина, сделанное им на встрече со студентами МГУ: «…нравственное дело, достойное христианина поведение – уничтожить как можно больше большевиков…».
Неплохо для борца с экстремизмом? Думаю, это «откровение Всеволода» позволит лучше понять, почему «демократы» обожают Столыпина и ненавидят Сталина.