СУЖДЕНЫ ИМ БЛАГИЕ ПОРЫВЫ…
В. ВИКТОРОВ
Мы не раз говорили о том, что белгородские власти хотят представить нашу область как островок экономического процветания и духовного благополучия, но попытка отгородиться от общих для страны проблем – занятие малоэффективное.
Наглядное подтверждение тому – кино. С самого начала 90-х годов и поныне оно ревностно служит тому, что митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн назвал «новой официальной религией» - «культу духовного и физического разврата, культу безудержной наживы любой ценой». В погоне за этой наживой пренебрегают элементарными нравственными нормами, и рекламируя фильмы, взывают к самому низменному в людях: «Секс, деньги, убийство – вот это развлечение!», «Ещё бессовестней, ещё бесстыдней»… Дошло до того, что в стране, правители которой любят демонстрировать себя в храмах со свечками, в Сочельник выпустили в России (и в «святом Белогорье» - тоже) фильм, реклама которого провозглашала «наступление времени ведьм».
Нельзя сказать, чтобы власти области делали вид, будто не замечают такого положения. Некоторое время назад был создан общественный совет, который, по идее, должен был как-то контролировать репертуар белгородских кинотеатров. С учётом того, что это решение не сопровождалось шумихой в СМИ, можно предположить, что это была не пиар-акция, а реальная попытка изменить положение дел к лучшему. В совет вошли как работники кино, так и представители общественных организаций, в том числе и партий, КПРФ представлял наш коллега Владимир Орехов.
Однако этот совет по кино только лишний раз показал, насколько оторвана нынешняя власть от реальной жизни. Это в советское время, когда прокат был централизованным, и фильмы заблаговременно поступали в область, можно было устраивать их предварительные просмотры с вынесением вердикта: можно картину выпускать на публику или нет. Теперь же кинотеатры сами заключают контракты с прокатными фирмами, и фильмы в большинстве случаев, едва поступив в город, сразу выходят на экраны. Даже сотрудники кинотеатров, определяющие режим показа фильмов, знакомятся с ними зачастую на первом сеансе для зрителей.
Ещё существенней то, что прокат фильмов сегодня – это бизнес. И после того, как заключён договор, никакие моральные соображения не позволят снять картину из репертуара – в противном случае будут применены штрафные санкции. Кто будет покрывать финансовый ущерб от них? Областной бюджет? Вряд ли власть согласится пойти на это.
Может ли такой совет давать рекомендации кинотеатрам, чтобы те учитывали их при формировании репертуара? Но, как уже сказано, сегодня представители кинотеатров часто подписывают контракты на показ фильмов, не имея возможности их предварительно посмотреть, поэтому судить о нравственном уровне произведений могут очень и очень приблизительно. Если же давать рекомендации из общих моральных соображений, то стоит убрать из репертуара фильмы явно антигуманистической направленности – кровавые боевики; комедии, унижающие человеческое в человеке; всевозможную бесовщину, то возникнет серьёзная проблема с тем, чтобы хоть чем-то заполнить экраны в течение всех 52-х недель года.
Естественно, что деятельность совета не принесла заметных изменений в содержание репертуара белгородских кинотеатров. Правда, в этом году время нечисти наступило не на Рождество, а в конце святок – 19 января на экраны вырвались потусторонние создания из «другого мира». А вместе с ними в атаку на зрителей идут уголовники и шпионы, одержимая демонами, «папы-досвидосы» и прочая, и прочая, и прочая.
В нынешних условиях какой-то нравственный контроль содержания фильмов, получающих доступ к зрителям, реально можно осуществить на уровне деятельности прокатных фирм. Но это сфера уже не глав регионов, а федеральной власти. Между тем, и Путин, и Медведев не единожды демонстративно не желали прислушаться к требованиям общественности и пойти на подобные меры. Вероятно, их вполне устраивает, что кино из былого средства духовного воспитания людей превратилось в средство духовного растления.
Если же говорить о радикальном решении проблемы, то оно только одно - пойти на тот шаг, который предпринял В.И. Ленин в 1919 году, национализировав кинематографическую отрасль. Именно после этого, как констатировал авторитетный историк кино Жорж Садуль, кино в нашей стране «перестало быть финансовым предприятием… Кино превратилось в средство культурного воздействия».