ПОВОРОТ В ТУПИК
Произошедшая в середине 60-х смена высшего руководства партии не привела к смене главных ориентиров развития общества, принятых при Хрущёве. Более того, именно при Брежневе был отброшен принцип, который Сталин назвал Основным законом социализма: социалистическая экономика должна быть ориентирована не на извлечение прибыли, а на непосредственное удовлетворение потребностей общества. Реформы 1965 года, как писал уже в 90-е годы член-корреспондент ПАНИ А.В. Бобраков, «поставили экономику с ног на голову – главным показателем стала прибыль, т.е. критерий капиталистический».
Тогда, в 1965-м, Эрнесто Че Геварра предостерегал: «В погоне за химерой построения социализма с помощью инструмента, доставшегося нам от капитализма, можно попасть в тупик». Но ни к нему, ни тем паче к «буржуазному» философу Эриху Фромму, призывавшему не вовлекать Советский Союз в гонку с Америкой по числу машин и холодильников, а «строить подлинно человеческое общество», руководители КПСС и страны не стали прислушиваться.
Не прислушивались они и к врагам СССР. Збигнев Бжезинский с удовлетворением констатировал: ««В советском обществе больше не происходит революционных перемен… вместо этого оно, по-видимому, просто стремится достичь более высоких потребительских стандартов капиталистического Запада». Аналогичные оценки давали и некоторые другие видные антикоммунисты. Но идеологи КПСС вместо того, чтобы глубоко разобраться в этом вопросе и сделать нужные выводы, предпочитали «давать отповедь»: «Себе в союзники идеологи и пропагандисты Запада хотели бы записать даже реальное достижение социалистических государств – происходящий в них быстрый рост уровня жизни населения».
Рост, действительно, был впечатляющий. Реальные доходы населения с 1966 по 1985 годы выросли в 3,2 раза; по уровню питания Советский Союз вышел на 7-е место в мире; к 1986 году 98% семей имели телевизор, 91% - холодильник, 70 – стиральную машину; 63,7% семей в РСФСР жили в отдельных квартирах, 24% - в отдельных домах…
Однако в сложившихся в то время в обществе условиях рост материального благосостояния оказался не столько благом, сколько злом. Он создал предпосылки для распространения погони за матблагами. Избранный руководством страны способ повышения материальной обеспеченности людей стимулировал включиться в эту гонку. И при этом всё меньше делалось для выработки во внутреннем мире человека «иммунитета» против такого соблазна. Распространение гонки за матблагами вело к девальвации духовных ценностей и укоренению потребительской психологии – сначала у отдельных людей, но год от года это явление ощущалось всё сильнее в масштабах общества.
Духовный и идеологический кризис распространился настолько глубоко, что уже и некоторые идеологические работники провозгласили ориентацию на приоритет материальных ценностей – основополагающий принцип потребительского мировоззрения. Так, в одной из книжек выпускаемой ЦК ВЛКСМ серии «Университет молодого марксиста»(!) утверждалось: «Духовные потребности не могут развиваться иначе, кроме как на постоянно расширяющемся фундаменте материальных потребностей». Сопоставьте сей тезис с ключевым положением мыслителей-гуманистов от Эпикура до Петра Капицы: материальное потребление человека должно определяться тем, что ему действительно необходимо, - только тогда он получит возможность полноценного духовного развития.
По сути дела в 70-80-е годы в советском обществе – не в лозунгах, а в реальности – формировался не гармонично развитый человек, ориентированный на творческий труд на пользу обществу и духовно богатое бытие, а, как охарактеризовал такой тип индивида философ Герберт Маркузе, «одномерный человек», душа которого «находится в автомобилях, стереофонических комбайнах, домах, кухонных гарнитурах».
Жажда приобретения автомобилей, кухонных гарнитуров, модных тряпок и т. п. заставляла всё большее количество людей транжирить свободное время – самое большое, по Марксу, богатство социализма – на рабский труд на службе у алчности. По данным академика В.Н. Кудрявцева в 80-е годы около 30% горожан тратили свободное время на поиск приработка на стороне. Студенты стройотрядов, переиначивая популярную песню, стали петь: «А я еду, а я еду за деньгами, за туманами пусть едут дураки». Потребительское отношение к жизни дошло уже и до юного поколения, и палаты лагерей труда и отдыха школьников в 80-е годы украсились плакатиками типа «Лучше маленькие три рубля, чем большое спасибо».
Люди, в чьём сознании укоренилась потребительская психология, оказались на позиции, выраженной одним из персонажей романа Воробьёва «Высота»: «Мне в коммунизм не надо, мне и при социализме подходяще». Потому что коммунистические принципы были несовместимы с их жизненными ориентирами. И закономерно, что впоследствии демсиренам не составило особого труда убедить их, что при капитализме им будет ещё лучше.
В. ВАСИЛЕНКО
От редакции. Эта статья завершает цикл «Как мы свернули с дороги к коммунизму».