ТОЛЬКО ФАКТЫ
Когда ныне доводится слышать, будто в советское время национальные республики угнетали, обирали, разрушали их культурную самобытность, то буквально оторопь берёт. Потому что в действительности всё было совсем наоборот. Не будем углубляться в рассуждения. Факты куда красноречивей.
Один из важнейших принципов коммунистического учения – интернационализм. И большевики с первых шагов созидания нового общества неукоснительно им руководствовались. В 20-е годы голодающая Россия делилась с другими советскими народами продовольствием. Тысячи специалистов из более развитых республик ехали в отсталые, чтобы помочь их становлению.
Благодаря такой поддержке, экономика республик Азии стремительно развивалась. Валовая продукция промышленности от 1913 года к середине 50-х выросла в Узбекистане в 18 раз, в Туркмении в 21 раз, в Таджикистане в 40 раз, в Киргизии в 50 раз. Во всех них были построены сотни новых предприятий, многие из которых имели важное значение для народного хозяйства всей страны – например, медеплавильный завод в Балхаше, Актюбинский завод ферросплавов, электрохимический завод в Чирчике, Ташкентский текстильный комбинат, Ошский и Ленинабадский шелкокомбинаты…
В этот же период в несколько раз увеличились сети железнодорожных путей и автомобильных дорог; многократно выросло производство электроэнергии – от нескольких сот раз, как в Туркмении (в 266 раз), до нескольких тысяч раз, как в Казахстане (в 5280 раз).
Огромное значение для республик Азии имели ирригационные работы, осуществлённые в годы первых пятилеток. Скажем, в Киргизии, благодаря им, удалось почти вдвое увеличить посевные площади, а в Туркмении увеличить посевные площади хлопчатника в 2,7 раз. Создание Большого Ферганского канала превратило земли, именуемые прежде Голодной степью в житницу Узбекистана и Чимкентской области Казахстана.
В республики Азии ехали не только инженеры, техники, квалифицированные рабочие – ехали учителя, врачи, учёные. Их знания и стремление помочь народам этих республик – при поддержке Советской власти – позволили в очень короткий срок радикально изменить положение в социально-культурной сфере.
Так, до революции на территории, которая потом стала Узбекской ССР, было 63 больницы на 997 коек в общей сложности и 126 врачей. И это едва ли не самый благополучный показатель. К примеру, на территории будущей Таджикской ССР – вообще была единственная больница на 40 коек. К середине 50-х годов положение стало таким: Узбекистан – свыше 600 больниц 952 тысячи коек), почти 10 тысяч врачей; Таджикистан – 225 больниц (свыше 11 тысяч коек), 2117 врачей; Киргизия – 267 больниц (свыше 11 тысяч коек) 2565 врачей. Туркмения – 300 больниц (12 тысяч коек), 1570 врачей; Казахстан – 1545 больниц (свыше 62 тысяч коек), 10200 врачей. Во всех республиках были созданы специализированные лечебные заведения, детские поликлиники и больницы, о чём до революции не приходилось и мечтать.
Подобный перелом произошёл и в образовании. На наиболее благополучной в этом отношении территории Казахстана до революции было около двух тысяч общеобразовательных школ, в которых учились около ста тысяч детей. В других республиках ситуация была существенно хуже. Скажем, народный комиссариат Таджикистана в 1925 году издал приказ №1: «Принять на учёт всех работников отдела народного образования, учителей». Таких оказалось всего 31, которые работали в четырёх интернатах и трёх начальных школах. Средних специальных и тем паче высших светских учебных заведений в будущих республиках Азии до революции не было.
К середине 50-х годов в Казахской ССР было более 9400 общеобразовательных школ, в которых учились 1 435740 детей, 142 ССУЗа; в Таджикской ССР – свыше 2600 школ (более 330 тысяч учащихся), 25 ССУзов. Аналогичная картина была и в других республиках. Кроме того, в каждой из них были созданы вузы – от шести в Туркмении до 31 в Узбекистане.
До революции своих научных учреждений на территории республик Азии не было. Учёные, которые поехали туда в 20-е годы, не только вели исследования, но и помогали в создании национальных научных организаций. В середине 50-х в каждой республике действовали уже десятки научных учреждений, от 1943 до 1954 во всех них были образованы республиканские академии наук.
Что касается национальных традиций в культуре, то в советских республиках Азии создавались театры, киностудии, в спектаклях и фильмах которых явственно ощущается национальный дух; ансамбли, представляющие национальные традиции песни и танца; были открыты тысячи клубных учреждений и массовых библиотек. Многократно увеличилось издание книг. Например, в 1913 году в Казахстане было издано 13 книг общим тиражом в 4000 экземпляров, а в середине 50-х в год издавалось свыше тысячи книг (из них более половины на казахском языке) общим тиражом более 10 миллионов экземпляров.
Эти факты, равно как и очень многие другие подобные, однозначно свидетельствуют, что годы Советской власти стали периодом расцвета входивших в СССР национальных республик Азии.