«Бог помогает большевикам»
Так иногда говорил И. В. Сталин
В период празднования 1025й годовщины Крещения Руси нельзя не восстановить историческую правду: руководитель Советского государства не устраивал гонений на Русскую православную церковь. Хотя церковь и была отделена от государства, но Иосиф Виссарионович Сталин, получивший религиозное образование, уделял православной вере большое внимание, особенно в годы Великой Отечественной войны. Ложные сведения о нём как гонителе церкви распространяются ныне либералами всех мастей.
Спасти как памятники архитектуры
ИМЕННО при Сталине Московской Патриархией проводились работы по подготовке к передаче «права чести» Первого, то есть Вселенского, патриарха от Константинопольского к Московскому и всея Руси. И хотя это не удалось, в связи с преждевременной кончиной вождя, но уже тогда двое из четырёх Восточных патриархов были готовы поддержать идею воссоздания Москвы как Третьего Рима. Сталин способствовал единству православной церкви, ликвидировав в 1946 году унию на Западной Украине.
Лишь один характерный эпизод из его жизни. В Большом театре готовили новую постановку оперы Глинки «Иван Сусанин». Послушали члены комиссии во главе с председателем Большаковым и решили, что надо снять финал «Славься, русский народ!»: церковность, патриархальщина... Доложили Сталину. «А мы поступим подругому: финал оставим, а Большакова снимем».
Не так давно вышел сборник «Сталин и Церковь глазами современников», в котором говорится: «За десять лет при Сталине было открыто 22 тыс. приходов – это чуть меньше, чем в нынешнее время за двадцать лет… А за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии. Но за этот же период была восстановлена в своих правах патриархия, проведено три (!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых – отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме».
Как свидетельствовали многие, кто работал с ним в годы войны, Сталин иногда говорил: «Бог помогает большевикам», а «Бог не ведёт людей неправедных». По свидетельству близких, Сталин был человеком верующим, но в связи с занимаемым им постом не афишировал этого. Ещё в 1933 году в указании, направленном Сталиным Менжинскому, он пишет: «Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества».
Священники
во время войны
ПРИ руководстве Сталина количество приходов РПЦ постоянно увеличивалось: в августе 1944 года их насчитывалось 8809, а к 1951 году составило 14,5 тыс.; количество монастырей достигло 89.
Он понимал, что мобилизовать народ на борьбу с агрессором можно не только партийными лозунгами, а обращением к вековым архетипам и к православной вере. Недаром его обращение к народу после начала гитлеровской агрессии начинается словами «братья и сестры».
И слова песни «идёт война народная, священная война», обретают второй скрытый смысл. По сути, Сталин объявил священную войну нацизму.
Уже 22 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий совершил молебен о даровании победы русскому воинству и в своей проповеди в тот день призвал православных верующих встать, как один, на защиту Родины, велев разослать эту проповедьпризыв по всем храмам, что ещё действовали, и зачитывать её с амвонов. Защищать страну призвал и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. В апреле 1942 года впервые в крупных городах было разрешено провести пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажжёнными свечами. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство», – писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года.
В начале 1943 года состоялся первый обмен посланиями между Сталиным и патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. А 25 февраля 1943 года митрополит писал Сталину о просьбе принять в дар деньги, собранные на постройку танковой колонны «Дмитрий Донской». В Новосибирске священнослужители и прихожане собрали средства на авиаэскадрилью «За Родину». На средства священника из Ижевска построено две «именных» машины – «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», на средства прихожан Саратова – 6 самолётов «Александр Невский». Сталин просил передать духовенству и верующим благодарность от Красной Армии.
Первая личная встреча Сталина с духовенством произошла только в 1943 году. Вождь спросил о проблемах РПЦ. Сергий сказал, что главная проблема – отсутствие у Церкви патриарха и Священного синода, которые могут быть выбраны по обычаю только Поместным собором. Сталин предложил помочь транспортом и созвать собор уже 8 сентября. 12 сентября состоялся Поместный собор – 3 митрополита, 11 архиепископов, 5 епископов избирали патриарха Всея Руси, которым стал митрополит Сергий. Сталин сам предложил Сергию открыть духовные академии и училища. Для связи между правительством и Церковью был создан Совет по делам Русской православной Церкви во главе с генералом НКВД Карповым.
Только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей. В блокадном Ленинграде проводились регулярные богослужения и духовенство разделяло все тяготы вместе со своей паствой. Из 50 священников, живших в Ленинграде, 20 умерло от голода. Все они читали молитвы за победу над нацистами. Выжившие были награждены правительством медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 году икону Казанской Божией Матери, по личному приказу Сталина, вынесли из храма и пронесли по всем воинским частям, готовившимся к снятию блокады Ленинграда, и она была прорвана. В то время, когда нацисты стояли под Москвой, вокруг неё была обнесена самолётом Ли2, пилотируемым личным пилотом И. В. Сталина, впоследствии Маршалом авиации Александром Головановым чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.
Священники не только молились, но и принимали участие в боевых действиях. Митрополит Калининский и Кашинский Алексий во время ВОВ был пулемётчиком, получил медаль «За боевые заслуги», награждён грамотой маршала Л. А. Говорова. Епископ Ратмиров был специально оставлен в городе Калинине с двумя разведчиками, играющими его «секретаря» и «келейника». Они собирали разведданные, которые шли в Москву. Выдающийся хирург Валентин Феликсович ВойноЯсенецкий был архиепископом Тамбовским и Мичуринским Лукой. В 1946 году за книгу «Очерки гнойной хирургии» он был удостоен Сталинской премии. Множество священников, оставшихся на оккупированной территории, помогали партизанам и награждены медалью «Партизан Великой Отечественной войны».
Более 50 советских священников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Весь народ сплотился перед лицом врага под руководством правительства и Церкви и планы Гитлера о том, что СССР рухнет, как колосс на глиняных ногах, оказались разбиты.
Вождь решил
проблемы РПЦ
ВОТ так и случилось, что православный царь Пётр I, прорубивший окно в Европу, ликвидировал Московский Патриархат, а большевикатеист Иосиф Сталин восстановил его, и Красная Армия прошла танковым туром по всей Европе, завершив его в Берлине. А митрополит Киевский Николай был включён в состав Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию преступлений нацистов на оккупированной советской территории.
Гонения на Церковь возобновились после смерти Сталина с приходом к власти Хрущёва. Начало ему положило партийноправительственное постановление от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научноатеистической пропаганде и мерах её улучшения». С 1948 г. по 1954 г. не разрешили открыть ни одного храма. А с 1959 года начинается массовая хрущевская кампания по закрытию действующих церквей.
Именно Сталин:
–запретил ликвидацию церквей и молитвенных собраний;
– запретил «религиозные» аресты;
– выделил колоссальные средства на восстановление церквей;
– восстановил патриархат;
– приказал основать православную газету;
–санкционировал открытие богословских курсов в Новодевичьем монастыре;
– вернул Церкви ТроицеСергиеву Лавру в Загорске, в которой вскоре начала работу Духовная академия;
– спас Русскую православную церковь от её полного уничтожения.
«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфей, 20:25 –28).
Виталий СКОРОХОДОВ.
(Опубликовано под названием «Православие и Сталин: «Бог помогает большевикам» во всеукраинской газете «Я», №30 (545) от 26.0701.08.2013 г.)