ВЕЛИКАЯ ВОЙНА В «ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ» ПЕРЕЛОЖЕНИИ
Анастасия БАЙБИКОВА,
первый секретарь Белгородскому обкома ЛКСМ РФ
В дни празднования 70-летия Сталинградской битвы мне с группой комсомольцев довелось побывать в Сталинграде, увидеть ставшие легендарными места героической обороны города, в том числе и «дом Павлова», узнать множество интереснейших подробностей из рассказов сотрудников Мемориала, самих защитников Сталинграда.
Идя на фильм «Сталинград» я надеялась увидеть в нём художественное воплощение услышанного в этих рассказах…
Да, конечно, я знала, что поставил «Сталинград» Фёдор Бондарчук, «обессмертивший» своё имя бесстыдным извращением правды об Афганской войне в фильме «Девятая рота». Но ведь Великая Отечественная война – даже на «официальном» уровне – признаётся святой для нашей страны. И хотелось верить, что сын Сергея Бондарчука, режиссёра, поставившего о Великой Отечественной замечательные фильмы не рискнёт испохабить эту тему…
К сожалению, увиденное в «Сталинграде» ни в минимальной степени не напоминало того, о чём я услышала в Сталинграде. Уже через 10-15 минут просмотра возникло недоумение, и постоянно усиливалось по ходу фильма.
Действие фильма происходит в разгар Сталинградской битвы. События, показанные в нём, вызывают прямые ассоциации с обороной советскими бойцами во главе с лейтенантом Павловым дома, который гитлеровцы, несмотря на все усилия, взять так и не смогли. Однако авторы акцентируют внимание не на боевой доблести солдат, а на их быте, который – в показе Бондарчука – ничем особенно не примечателен, за исключением того, что в обороняемом ими доме обнаруживается молодая дама.
Такой подход был бы оправдан, к примеру, в фильме об обороне Ленинграда, когда выстоять и сохранить человеческое достоинство в блокадном быте, уже было подвигом. Но в условиях, когда на быт оставалось время между атаками и обстрелами, выводить его в центр повествования, оставляя за кадром бои, - это уже искажение правды.
Фильм Сергея Бондарчука о солдатах Великой Отечественной войны называется «Они сражались за Родину». За что сражаются герои «Сталинграда», из того, что мы видим в фильме, понять затруднительно. Произведение выдержано строго в стиле прорежимного «патриотизма»: Победа в той войне Великая, но одержана неясно кем, непонятно под чьим руководством и во имя чего».
Дальше – больше. Показанное в фильме Ф. Бондарчука вызывает ощущение, что дом, защищаемый героями, - единственный очаг обороны на этом берегу Волги. В том, что это ощущение вызвано не спецификой моего восприятия, свидетельствуют аннотации фильма, которые встречались и в печатных СМИ, и в Интернете: «Советские войска планируют контрнаступление нанемецкие части, оккупировавшие левобережье Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам подкомандованием капитана Громова удается перебраться надругой берег изакрепиться водном издомов». Между тем, в Сталинграде нам рассказывали, что в невероятно тяжёлых условиях Красная Армия сумела удержать фронт обороны практически на всём левобережье, что и позволило провести блестящее контрнаступление. Немецкие войска настолько сосредоточили силы на попытках сломить это сопротивление, что не выдержали удара по флангам, и для охвата их в кольцо понадобилось всего несколько дней.
И ещё один момент, вызвавший тягостное недоумение. Одна из линий фильма – любовь русской женщины и немецкого офицера. Не только в «тоталитарном» Советском Союзе, но и в наидемократичнейшей Франции героини подобных «романтических историй», вызывали всеобщее презрение, подвергались остракизму. А вот Фёдор Бондарчук относится к этому роману нежно и трепетно, и стремится передать такое отношение и зрителям.
Вот и получается, что патриотизм какой-то однобокий не только в фильме, но и в жизни. Так, в Белгороде на фильм «Сталинград», по предложению городского Управления образования, толпами водят школьников, приобщая их к патриотизму, однако, в памятные дни, связанные с Великой Отечественной войной, забывают вывесить копию красного Знамени Победы.